«МощеННая дорога» или «мощеНая дорога» ℹ️ как правильно пишется, написание части речи, значение, как проверить
Часть речи
«Мощеная дорога все никак не кончалась» и «Вдали виднелся мощенный камнем тротуар» — казалось бы, что в обеих конструкциях употребляется одно и то же слово, однако так может подумать лишь тот, кто плохо разбирается в частях речи. Чтобы не ошибиться в том или ином случае, лучше всего провести полный синтаксический разбор обоих предложений и посмотреть, чем они отличаются. Делать это лучше всего по определенному алгоритму действий, чтобы не упустить ни одного мельчайшего нюанса:
- Найти грамматическую основу (главные члены предложения). Если говорить простыми словами, то необходимо определить, о чем именно идет речь в конструкции. В первом случае сказано, что «дорога» (подлежащее) никак не кончалась (составное сказуемое). Во втором — «тротуар» (подлежащее) «виднелся» (сказуемое). В обоих случаях интересующее слово не является частью грамматической основы, поэтому придется углубиться в синтаксический анализ с головой.
- Определить второстепенные члены предложения. Для этого необходимо задать вопрос от главного слова к зависимому — «дорога какая?» — «мощеная». Во втором случае наблюдается похожая ситуация — «тротуар какой?» — «мощенный». Однако не стоит забывать, что иногда зависимое слово может также выступать в роли главного — «мощенная чем?» — «камнем». Такие обороты обычно выделяются на письме запятыми, если стоят после определяемого слова (тротуар, дорога).
- Надписать над каждым словом, чем оно выражено. Вот тут у большинства людей и возникают сомнения. В обоих случаях слова «мощенная» и «мощеная» обозначают признак предмета, отвечают на вопрос «какая?», являются определениями и относятся к существительным. Однако не стоит забывать, что определить принадлежность к той или иной части речи можно также по способу образования конструкции.
Если внимательно присмотреться к слову «мощенный» в словосочетании «мощенный тротуар», то становится понятно, что оно образовалось от глагола «вымостить». Что касается второго случая, то все не совсем понятно, поскольку подобрать нужный глагол не получается. Все дело в том, что эти конструкции выступают в роли разных частей речи. В первом примере слово является отглагольным прилагательным и образуется от причастия, а во втором — причастием, образующимся от глагола. Отличить их бывает трудно, но вполне возможно.
Отличия отглагольных прилагательных от причастий
Чтобы определить правильное написание «мощеной булыжником дороги», необходимо научиться отличать отглагольные прилагательные (ОП) от причастий, поскольку в разных случаях конструкции пишутся с неодинаковым количеством букв «н» в суффиксе. Эту тему обычно проходят лишь в 11 классе в школах или в университетах, поэтому многие выпускники образовательных учреждений о ней не слышали. Однако освоить ее можно и самостоятельно, если знать четыре основных пункта, по которым можно отличить две части речи. Вот краткая инструкция, которой рекомендуется следовать
- Посмотреть, есть ли во фразе значение времени. Дело в том, что только прилагательные связаны с глаголами, поэтому лишь у них может наблюдаться такая особенность — «рассеянные ветром лучи» — лучи, которые когда-то (недавно или давно) рассеял ветер. У ОП такой особенности нет — «рассеянный мальчик» — мальчик, который выглядит рассеянно — обозначает лишь постоянный признак.
- В некоторых случаях отличить причастие от ОП можно по наличию приставки (любой, кроме «не»). Ярким примером служат конструкции: «позолоченный графин» и «золоченое кольцо». Такая особенность наблюдается, поскольку причастия обычно образуются от глаголов совершенного вида, которые могут иметь приставку, а отглагольные прилагательные — от причастий, образованных от глагола несовершенного вида («золоченое кольцо» — кольцо, которое золотили).
- Лишь причастия могут иметь зависимые слова, например: «раненный (куда?) в руку солдат». Если же на письме попадется фраза «раненый солдат», то она будет выступать в роли ОП. Однако не стоит путать зависимые слова, входящие в состав причастного оборота, с существительными, находящимися в творительном падеже: «раненый командиром солдат» — в этом случае от ОП можно задать вопрос к другому слову, но при этом оно не является причастием.
Есть еще один пункт, заслуживающий внимания, поскольку он применим практически в любом случае. Только причастия можно заменить на глагол с союзным словом «который» — «летящие по небу лепестки» — лепестки, которые летят по небу. В случае с ОП такой фокус не проходит — «летучие лепестки». Однако иногда к ОП можно подобрать синоним: «рассеянный человек» — невнимательный человек.
Страдательные конструкции
Чтобы понять, как пишется «мощеная дорога», необходимо уметь не только отличать разные части речи, но и знать правило, которое говорит о необходимости написания одной или двух «н» в суффиксе. Если речь идет о причастиях, то начать изучать тему стоит с тех случаев, когда пишется удвоенная буква:
- Причастие имеет любую приставку, кроме не-. Вот несколько примеров употребления таких конструкций в предложениях: «За мостовой улицей виднелось вспаханное поле», «Немощный солдат продолжал вести раненых людей в сделанное собственными руками укрытие», «Убранная дворниками площадь выглядела очень красиво, а чистые памятники из мрамора блестели на солнце».
- Причастие выступает вместе с зависимыми словами. Распознать причастный оборот можно по вопросу, который задаётся от главных слов к второстепенным. Примеры: «Провести мощение пустынной деревенской улицы — не самая удачная идея для искушенного (в чем?) в вопросах экономики человека», «Ранним утром нам предстояло ехать по длинному, вымощенному (из чего?) из камней переулку», «Вдоль реки красовалась немощеная, но очень красивая площадь, завораживающая своими фонтанами».
- Причастие было образовано от глагола совершенного вида. Определить это можно с помощью вопроса, который к нему задается: «что делать?» — несовершенный вид или «что сделать?» — совершенный вид. Несколько примеров: «Брошенная каменная брусчатка так и продолжала мокнуть под дождем», «Данное руководителем фирмы задание замостить всю улицу было полностью выполнено», «В решенном упражнении я допустил лишь одну ошибку — забыл найти однокоренное проверочное слово, говорящее о том, что конструкция пишется слитно или раздельно».
- Причастие образовалось от глагола путем прибавления суффикса -ова, -ева или -ирова. Такие слова довольно часто встречаются в предложениях: «Банка маринованных грибов выглядела довольно жутко», «Отремонтированная машина стояла во дворе на плитке», «Правильно подкованная лошадь способна развить невероятную скорость».
Что касается правописания одной буквы «н» в причастиях, то оно наблюдается, когда ни один из пунктов правила к нему не подходит. Кроме того, с одной «н» пишутся слова, которые имеют краткую форму (маринованный — маринован).
Правописание суффиксов в ОП
В некоторых случаях бывает и так, что перед учеником или писателем появляется отглагольное прилагательное, которое имеет иное правописание одиночной или удвоенной «н» в суффиксах. Такие конструкции могут вызывать сомнения даже у тех, кто неплохо разбирается в русском языке.
Чтобы понять, почему «мощеная дорога» с одной «н», рекомендуется рассмотреть правило, согласно которому в таких словах пишется одиночная буква. Так бывает, если причастие, от которого образовалось прилагательное, произошло от конструкции несовершенного вида: мороженое — морозить, топленое — топить, плетеная — плести, мощеная — мостить и т. д.
Однако не стоит забывать, что наличие определенных моментов может менять этот пункт правила в обратную сторону.
- Если отглагольное прилагательное произошло от глагола совершенного вида: «Необходимо выделить все собранные предметы, после чего нажать клавишу ввода», «Обрезанные ленточки принято называть по-разному, однако это никак не отражается на их красоте», «Если купленный товар не отличается заявленным качеством, значит, покупатель имеет право потребовать компенсацию».
- Если прилагательное имеет любую приставку, кроме не-: «Напуганный ребенок продолжал плакать до тех пор, пока не пришли его родители», «Зачищенные игроками подземелья все еще оставались небезопасными для размещения в них базы», «Перегруженный автомобиль задевал оснасткой асфальт и издавал неприятный шум». Важно помнить, что слова «непуганый», «нечищеный», «незваный» всегда будут писаться с одной «н».
- Если прилагательное или причастие оканчивается на -ованный или -еванный: «Лакированные туфли изрядно запылились за несколько лет простаивания на чердаке», «Хорошо рифмованная песня — отличный вариант для того, чтобы украсить практически любой праздник», «Выкорчеванные деревья лежали прямо посреди дороги, а в воздухе стоял густой туман». Важно понимать, что -ованый и -еваный не должны являться суффиксами, а лишь окончанием конструкции.
Одна буква «н» пишется, если прилагательное произошло от глагола несовершенного вида путем прибавления суффикса -ен или -н. Однако в виде исключения выступают некоторые слова: действенный, желанный, деланный и т. д. Полный их список есть в любом орфографическом словаре.
Алгоритм для самопроверки
Запомнить эти правила может быть трудно, особенно тому, кто давно не повторял правила русского языка. Именно поэтому учителя рекомендуют пользоваться определенным алгоритмом действий, который позволяет не ошибиться даже в самых запутанных ситуациях. Пример такой инструкции:
- Определить, какой частью речи является слово, вызывающее сомнения. Сделать это проще всего с помощью синтаксического разбора. Но в случае с отглагольными прилагательными и причастиями рекомендуется сперва обратить внимание на наличие зависимых слов и приставок, после чего попробовать заменить конструкцию на глагол с союзом «который».
- Определить вид глагола, от которого была образована конструкция. В обоих случаях этот нюанс играет огромную роль. Но важно уметь правильно найти глагол, не перепутав его с другим. Для этого следует подобрать слово, которое максимально близко подходит к ОП или причастию по лексическому значению.
- Взглянуть на приставку и окончание в слове. В обоих правилах есть несколько пунктов по этому поводу. Важно смотреть на их наличие или отсутствие и не забывать о том, что в любом правиле есть исключения. В случае сомнений не стоит стесняться заглянуть в учебник, чтобы повторить изученный ранее материал.
Таким образом, слово «мощеная» пишется с одиночной буквой «н», если выступает без зависимых слов в роли отглагольного прилагательного. Удвоенная «н» в суффиксе появляется, как только слово начинает входить в состав причастного оборота, например, «мощенная камнями». Если знать, в чем заключается различие между ОП и причастиями, вероятность допустить ошибку в похожих словах будет сведена к минимуму. Необходимо побольше практиковаться, чтобы не забывать правило.
Мастера про главные преимущества мощёного тротуара
Спрос на морально устаревшие асфальтовые и асфальтобетонные тротуарные покрытия с каждым годом снижается на несколько процентов. Причина этого явления — широкий ассортимент и доступная стоимость искусственной тротуарной плитки. Экологически безупречный тротуар из брусчатки в меньшей степени подвержен внешним неблагоприятным воздействиям, отлично смотрится в любом ландшафтном дизайне.
- Покупателей плиточных материалов привлекает высокая ремонтопригодность тротуарных покрытий, реальная возможность самостоятельного монтажа, продолжительный ресурс плиточного покрытия, свободный выбор декоративного оформления.
- Искусственная плитка и аналогичные ей материалы могут при малозатратном обслуживании эксплуатироваться на протяжении нескольких десятилетий.
Разработчики новых моделей заботятся об обновлении ассортимента. Новые модели тротуарных покрытий в полной мере соответствуют требованиям современных оформительских технологий.
Критерии выбора вибролитой и вибропрессованной плитки
Материалы для мощения тротуаров и дорожных покрытий производятся по двум разным технологиям.
- Вибролитая продукция отличается совершенным декором, разнообразием форм и размеров. Это оптимальный вариант для обустройства тротуаров, садовых дорожек, детских игровых площадок.
- Вибролитые материалы могут эксплуатироваться на протяжении 15-18 лет, сохраняя яркость и насыщенность декора на протяжении всего назначенного ресурса.
- Брусчатка и тротуарная плитка вибропрессованная обладает более скромной цветовой палитрой, но этот недостаток полностью компенсируется повышенной прочностью материала, стойкостью к механическим, температурным и прочим воздействиям, увеличенным до 30 лет ресурсом.
Материал изначально ориентирован на эксплуатацию в сложных климатических условиях, высокая плотность структуры исключает разрушающее воздействие влаги и температурных перепадов.
Тротуарные и дорожные покрытия из натурального камня
Более совершенны и долговечны виды брусчатки гранитной.
Изготовленное из натурального камня покрытие характеризуется уникально продолжительным сроком службы.
В европейских городах до настоящего времени успешно эксплуатируется брусчатка, уложенная несколько столетий тому.
В предлагаемом ассортименте имеются бюджетные и элитные материалы, которые пользуются достаточно высоким и стабильным спросом.
Колотая гранитная брусчатка имеет менее совершенную форму, поэтому для самостоятельного монтажа может создать немало проблем. Пиленые виды брусчатки приближаются к оптимальным размерам, оттого укладка этого материала требует от монтажника умеренной квалификации.
В перечень преимуществ брусчатки входит: высокая прочность и стойкость к локальным нагрузкам, на поверхности покрытия не задерживается дождевая и талая вода. Уникально высокая ремонтопригодность позволяет владельцу участка устранять повреждения без привлечения специалистов со стороны.
Эксплуатационные характеристики плиточного или брусчатого покрытия определяются совершенством песчано-щебневого основания и толщиной самого материала. Для тротуара приобретается материал толщиной от 30 мм, для проезжей части автомобильных дорог толщина плитки или брусчатки варьируется в пределах до 90 мм.
В структуре искусственной плитки содержаться полимерные компоненты. Поскольку их количество составляет от 1 до 3% от общего объема, искусственная тротуарная плитка находится в категории экологически безвредных материалов.
Дорожная брусчатка, тротуарная плитка, укладка этих материалов не требует специального оборудования. При соблюдении всех требований монтажной технологии, качество покрытия по внешнему виду и продолжительности эксплуатации соответствует профессиональному уровню.
Укрощение дикого камня. Как строили мостовые в Петербурге прошлых столетий
Виктор ЮшковскийГород 24 Сентября 2019
Покрытые гладким асфальтом городские трассы настолько удобны, что кажется, будто в Петербурге они существовали всегда. Хотя это не так: многие старые ленинградцы помнят, как выглядели булыжные мостовые, ездить по которым было сущим мучением. Однако вспоминают они об этом с теплотой, а градозащитники, обнаружив брусчатку, чудом уцелевшую в некоторых переулках, бросаются на ее защиту. Что говорить, гранитные дороги служили горожанам верой и правдой не одну сотню лет и уже поэтому заслуживают не просто интереса, а особого к себе отношения.
Каменное «одеяние» Дворцовой площади, что ни год, приходится восстанавливать: туристы уносят брусчатку на сувениры. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Под надзором Петра
Первые петербургские мостовые были деревянными, и делали их по старому русскому образцу: на утрамбованную поверхность укладывали горбыли, а сверху стелили доски. Чтобы мостовые сохранились дольше, один из первых петровских указов запрещал обывателям, «какого бы чину кто ни был», носить обувь, подбитую железными подковками, иначе те «жестоко будут оштрафованы».
Но такие дороги были не для сырого петербургского климата, да и на создание более прочных, по образцу европейских столиц, денег в казне не хватало. И тогда царь-плотник велел собирать по берегам Финского залива и озер «дикий» камень и доставлять его в город. Каждому приходившему через Ладогу судну в зависимости от величины надлежало иметь при себе до 30 валунов, а каждая подвода обязана была привезти не менее трех камней нужного веса.
Так был уложен булыжник от Главного адмиралтейства до старой Новгородской дороги, то есть по трассе, совпадавшей с нынешним Невским проспектом. В те времена дороги мостили, как правило, вдоль домов на ширину сажени (1,5 — 1,8 метра), а середина пути, где передвигались экипажи и повозки, оставалась земляной. Но Троицкая и некоторые другие площади города «приоделись» камнем уже целиком.
Домовладельцев обязывали делать дорогу перед своими зданиями и освещать ее фонарями. «Каждому жителю против своего двора посыпать песком и камнем мостить гладко, как будет показано от мастеров, и чтобы были твердо утверждены, дабы весною и в дожди не заносило», — распорядился в 1718 г. первый генерал-полицмейстер Петербурга Антон Девиер. Наставления по поводу того, как с дорог «всякий сор сметать» и содержать их в надлежащем состоянии, находим в указе, изданном через три года.
За счет казенных учреждений и на частные средства к 1725 г. были вымощены Литейная, Шпалерная, Захарьевская, Фурштатская, Сергиевская (ныне Чайковского) улицы. Дело пошло энергичнее, когда после большого пожара 1737 г. этим стала заниматься Особая комиссия о петербургском строении, а во времена правления Елизаветы был принят мостовой налог: деньги на содержание дорог вычитали из жалованья служащих.
Чудный узор под ногами
К концу XVIII века большинство центральных улиц таким образом обрели каменное покрытие (хотя на окраинах города грунтовые дороги оставались еще долго). Причем было несколько видов таких мостовых: так называемая грубая, когда на твердое основание плотно укладывали необработанный камень, обычная, а также двойная: на отсыпанную песком и гравием «подушку» настилали крупный булыжник, а вторым слоем шел более мелкий камень.
Парадные части имперской столицы украшали узорчатые мостовые, где камнем выкладывали замысловатый рисунок. Отдельные отрезки улиц, скажем, у Мраморного дворца, покрывали чугунными плитами (такие дороги сохранились только в Кронштадте). Гораздо изящнее, чем булыжная, и более гладкой была «кубическая» мостовая: диабазная брусчатка, появившаяся вначале перед Исаакием и на Дворцовой площади, была так хороша, что «покорила» другие места города…
«На Петра нередко сетуют за то, что он построил столицу России на болотах, — говорит Елена Путинцева, сотрудник петрографического музея Санкт-Петербургского государственного университета, — и напрасно: материала, пригодного для строительства зданий и дорог, в окрестностях города и чуть дальше, конечно, хватало».
По ее словам, для булыжных мостовых использовали кроме обтесанных волнами валунов гранит Выборгского массива, который выдерживал большие нагрузки и мог служить не одно столетие, доставляли такие камни и с побережья Ладоги. Габбродолериты (субвулканическая горная порода), а особенно метаморфозный их представитель диабаз, тоже прочный и хорошо подвергавшийся обработке, шли обычно на укладку брусчатки. Крупные обнажения таких пород имеются на юго-западном побережье Онежского озера.
Еще проще дело обстояло с плитами, которыми мостили тротуары: выходы путиловского известняка простирались в досягаемой близи на многие сотни верст. В каменной коллекции университетского музея, которую начал создавать в XIX веке выдающийся русский геолог член-корреспондент Петербургской академии наук Александр Иностранцев, эти материалы представлены. Так что нынешние студенты могут подержать в руках такие камни, по которым прошлось, в буквальном смысле, не одно поколение петербуржцев…
По дороге на цыпочках
«Наша семья жила недалеко от Сенной площади, а затем в районе Коломны, где в пору моего детства сохранилось много булыжных мостовых, — рассказывает Регина Дашко, профессор Горного университета. — Ездить по ним на машинах, испытывая тряску и шум, было страшно неудобно». Вдоль проезжей части, бывало, укладывали широкие доски, по которым, как по рельсам, передвигался колесный транспорт, но они быстро ломались или сгнивали. «А каково было дамам, ходившим на высоких каблуках? — добавляет Дашко. — Дорогу те переходили на цыпочках».
В то же время мостовые, строившиеся по типовым правилам, представляли собой непростую конструкцию. Вначале требовалось грамотно выполнить основание, состоящее из песка, щебня и песчано-бетонной смеси. На него укладывали камни так, чтобы точки их соприкосновения создавали треугольник, жесткую фигуру. Затем устраивали не размываемые дождями откосы, водоотводные лотки, колесоотбойные тумбы (гранитные либо чугунные), защищавшие арки и углы зданий от колес экипажей.
Словом, это была новая технология. Секреты умения булыжных дел мастеров если и сохранились, то, наверное, лишь в архивах. А чтобы строить брусчатое дорожное полотно, и подавно нужно было иметь золотые руки. Для этого использовали камни особенно твердых пород, базальт или диабаз (применяли два вида брусчатки: колотую и пиленую), плотно подгоняя их друг к другу и заделывая швы песком, смолой или цементным раствором. Такие мостовые были настолько прочны, что могли служить, казалось, вечность.
«Одна такая мостовая находилась, на моей памяти, у входа в Летний сад, — вспоминает Регина Дашко, — свернув за угол, она тянулась вдоль набережной Лебяжьей канавки. Под дождем брусчатка становилась немного скользкой, но это был, пожалуй, единственный ее недостаток. К тому же влажная мостовая хорошо гармонировала с фасадами старых домов, ее окружавших, блики ее были невероятно красивы…»
Лондонские еловые торцы
Примечательно, что с каменными мостовыми успешно соперничали торцевые, сделанные из деревянных, чаще всего шестигранных, брусков, которые идеально прилегали один к другому. В начале 1820-х по предложению петербургского инженера Василия Гурьева ими замостили в виде опыта два участка дороги: на Большой Морской улице у канцелярии генерал-губернатора и на Миллионной.
Эксперимент удался, и торцевые мостовые пролегли чуть позже на Невском проспекте от Адмиралтейства до Фонтанки, а к началу XX века покрыли в центре города значительную часть улиц.
Технология их строительства была другой: края дороги мостили булыжником, а между ними на просмоленный дощатый настил, а позже на бетонное основание выкладывали шашки-торцы, скрепляя их для прочности металлическими скобами и замазывая швы газовой смолой.
Вслед за градом Петра такие мостовые (проезжать по ним могли почти бесшумно, а содержать их было дешевле и проще, чем каменные) стали устраивать и другие европейские столицы. Хотя за рубежом использовали для этого не только сосну, но и более экзотические материалы: эвкалипт (Варшава), шведскую ель (Лондон) и канадскую лиственницу (Париж). Одно плохо: после каждого большого наводнения, размывавшего в Петербурге эти дороги, отстраивать их приходилось практически заново.
Ко времени широкого наступления асфальта (первый завод по его производству был запущен в 1932-м) деревянные торцы канули в Лету. Да и старую каменную мостовую, «утонувшую» под напластованием культурного слоя, в городе уже не встретишь. А если ее «островки» до последнего времени и сохранялась (спуски к Неве, межтрамвайные пути), то это брусчатка, уложенная в период, когда город отстраивался после блокады и разрушений военных лет, считают специалисты.
Триумф «пятого фасада»
«Проходя по Корпусной улице, находящейся на Петроградской стороне, где ремонтировали асфальт, я увидел недавно фрагмент булыжной мостовой. Таких свидетелей старины легко обнаружить и на других улицах, где ведутся дорожные работы», — делится Вадим Спиридонов, руководитель петербургской архитектурной мастерской «Три».
Другое дело, что с ними делать? Реконструировать и превращать в пешеходную зону можно, но для городского бюджета это слишком дорого: возникает целый клубок проблем, связанных с переносом коммуникаций, нарушением вертикальной планировки и т. д. Да и отсекать проезд транспорта не везде приемлемо. А вот восстанавливать брусчатку в историческом центре необходимо, если «пятый фасад», как называют эти мостовые, вписывается в архитектурный контекст.
«По проектам нашей мастерской оделись в гранит Адмиралтейский проспект, Невский проспект, Петропавловская крепость, Парк 300-летия Петербурга, Стрелка Васильевского острова, — продолжает архитектор. — На одном из таких объектов, залитых прежде асфальтом, где полностью была изменена планировка, помню, услышал высказывание прохожих: да тут ничего, мол, не изменилось. Для меня это была лучшая похвала: значит, появившаяся брусчатка стала созвучна той части города».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 178 (6531) от 24.09.2019 под заголовком «Укрощение дикого камня».
Материалы рубрики
Что нужно учесть при мощении дорожек тротуарной плиткой на приусадебном участке
Вы решили привести в порядок свой приусадебный участок и замостить дорожки на нем прочными и практичными материалами. Это разумное решение: во-первых, такие дорожки не размывает дождевая вода и снег, во-вторых, по ним удобно ходить в любое время года, а в-третьих, они формируют геометрически стройный ландшафтный дизайн, придающий территорию вокруг дома жилой уют и гармонию. Чем мостить дорожки, и что нужно учесть при этом – обсудим подробнее.
Материалы для мощения. Что выбрать?
Некоторые владельцы загородных домов пытаются создать дорожки на своем участке из травяного газона – это красиво, но, увы, непрактично. Даже качественный дренаж и отделка бордюром не влияет на долговечность покрытия: оно быстро вытаптывается,требует регулярного ремонта, затрат времени и денег. Вычеркиваем.
Попробуем выбрать более прочные натуральные материалы. Оптимально – натуральный камень (мрамор, гранит, известняк, песчаник, базальт). Он очень прочен, практичен, износостоек и долговечен, легко обрабатывается под любые дизайнерские варианты, отличается богатой текстурой рисунка поверхности и расцветками. Недостаток один: он слишком дорогой и не каждому по карману. Впрочем, решить эту проблему не сложно – у компании «Мощеный двор» есть для вас выгодные условия покупки натурального камня!
Альтернативные варианты – клинкерный кирпич, декоративный бетон и тротуарная бетонная плитка. Кирпич смотрится очень красиво и стоит недорого, но его долговечность под сомнением, а укладка требует возведения надежного основания (песок, цементный раствор, бордюры и т.п.).
Тротуарная плитка – пожалуй, оптимальный выбор: она существенно дешевле натурального камня, намного практичнее кирпича, технически универсальна и эстетически эксклюзивна.
Выбор тротуарной плитки и оснований под мощение
Материал имеет большую механическую прочность и износостойкость, способен выдерживать большие весовые нагрузки, нечувствителен к перепадам температур, высокой влажности и сильному морозу, может иметь различные размеры, форму (шестигранник, уголок, сноп, рыбка, волна, брук, кирпич и т.д.) и расцветки.
Если дорожки рассчитаны только на пешеходов, то будет достаточно вибролитой плитки. Зоны, где сосредоточены хозяйственно-бытовые постройки (увеличенные механические, химические, влажностные нагрузки), и участки, где покрытие может оказаться под колесами автомобиля, лучше мостить плиткой вибропрессованной.
При выборе размера плитки не забудьте учесть планируемую ширину самих дорожек и степень одномоментной и постоянной нагрузки, которую ей предстоит выдерживать. Чем нагрузка больше и регулярнее, тем меньший «калибр» плитки и большая ее прочность и плотность вам необходимы.
Еще один важный момент, который всегда важно помнить – способ укладки тротуарной плитки. Он также выбирается в зависимости от назначения дорожки или площадки. Если она мостится для ходьбы и минимальных нагрузок, плитку будет достаточно уложить на песчаную или стандартную щебеночную подушку, укрепив конструкцию садовым бордюром. Тротуарное покрытие для заезда и стоянки автомобиля (или для частного бытового использования) лучше всего оборудовать усиленной щебеночной подушкой или прочным и долговечным бетонным основанием с дорожным бордюром.
Не забудьте! Любая выбранная вами тротуарная плитка не вечна – срок ее службы зависит от правильности укладки. Укладывайте ее в сухую и солнечную погоду, на чистое песчаное или щебеночное основание без глиняных примесей и с небольшим уклоном в 1.5 см/м (водосток). При размере плитки более 30х30 см песчаное основание лучше заменить усиленной щебеночной/бетонной подушкой.
Мощение территорий
Для того чтобы мастера получили возможность приступить непосредственно к мощению территории, необходимо выполнить:
- замер площади будущей площадки;
- укладку дренажного слоя;
- сквозные каналы для коммуникаций.
Планировка мощения и этапы разбивки
Чтобы формирование дорожек или парковочной территории было проведено без лишних расходов финансов и стройматериала, следует разработать план мощения. Для этого необходимы данные о конфигурации поверхности и нагрузках, которым она будет подвергаться. Учитывают и типы, количество материалов, которые пойдут на создание нижнего и верхнего слоя объекта.
Чем мостят дорожки
Сегодня достаточно легко подобрать стройматериал на любой вкус и кошелек. Однако стремясь воспользоваться слишком бюджетным продуктом, следует быть готовым, что конечный результат работ будет радовать весьма непродолжительное время. Поскольку дорожка/парковка могут не только быстро утратить привлекательный внешний вид, но и стать непригодными для эксплуатации. Поэтому при планировании требований относительного внешнего вида объекта, стоит обязательно совещаться с ландшафтным дизайнером. Он подскажет, с помощью какого материала создают не только привлекательные, но и устойчивые к нагрузкам поверхности, кто из производителей поставляет на рынок нужный тип плитки, цемента и т.д.
На территории частных владений клиент волен устанавливать ширину и форму мощеных участков, исходя из личных соображений. Желая получить прогулочные дорожки стандартного типа, следует помнить, что метровые по ширине удобны для одиночных прогулок, а по полутораметровым вполне комфортно разгуливать вдвоем. Ширина немногим более полуметра приемлема для сугубо декоративных «тропинок», создаваемых с целью усилить привлекательность участка. По этой же причине их стремятся вымостить не обычными материалами, а засыпать мелкими камушками, гравием или отделать влагостойкой древесиной.
Если предстоит обработать большую по площади территорию, то благоразумнее использовать для этого материалы высокой прочности, практически не деформирующиеся при механическом воздействии, в результате многочисленных перепадов влаги и температуры – плиты из натурального камня, гранитный отсев, высококачественную тротуарную плитку. Используя элементы с различными оттенками, можно создавать необычные композиции даже из больших по площади материалов.
Информация на заметку
Имея под рукой разнообразный по фактуре и текстуре материал легче добиваться оригинальных решений для ландшафта. Однако без опыта и специальных знаний конечный результат может раздражать, например, излишней аляповатостью. Избежать этого помогут консультации ландшафтного дизайнера.
Тротуарная плитка для мощения — пользующийся высоким спросом материал, занявший лидерские позиции на рынке стройматериалов благодаря простоте укладки, хорошим эксплуатационным свойствам, большой гамме цветов, ассортименту размеров и форм.
Засыпка верхнего слоя дорожек мелким гравием применяется как при благоустройстве частных садов, так и при украшении парковых территорий. Популярность покрытия легко объяснима: оно недорогое, обладает декоративной привлекательностью и является одним из элементов дренажного комплекса.
Колотый гранит – классическое насыпное покрытие, придающее поверхностям привлекательный и элитный вид. Будучи долговечным материалом, он охотно используется ландшафтными дизайнерами, получающими заказы от прагматичных состоятельных клиентов с отличным вкусом.
Российский «заповедник» брусчатки и её история
Когда в 1990 году я впервые в жизни попал в Калининград, самым сильным было ощущение этого контраста: в историческом ядре города не уцелело ни одной улицы, ни одного дома, но кругом была добротная немецкая брусчатка. В исторических городах остальной России произошло ровно наоборот: старые дома сохранили/восстановили, а брусчатку почти тотально уничтожили.
В этом замечтельном посте между снимками собраны интереснейшие сведения по истории брусчатки, более подробной информации по теме я пока не встречал. Интересно, есть ли по истории брусчатки в России специальные научные исследования?
1) К совместному с Константином nord_ursusпредыдущему репортажу о местах, где сохранилась брусчатка и булыжное мостовое покрытие в России и (+ примеры в Беларуси и Украине) интересно будет продолжить исследование на эту тему на примере сохранившейся брусчатке в Калининградской области. К сожалению, я не обладаю теорией относительно ушедшего способа укладки дорог и тротуаров в нашей стране, но совместно с другими пользователями можно сделать неплохую картинку мест с сохранившейся до настоящего времени дореволюционной мостовой.На фото — Озёрск (нем. Darkehmen).
2) В России булыжные мостовые появились в начале XVIII века. В 1714 году для мощения улиц в Петербурге было велено собирать дикий камень. Суда, приходившие в город через Ладожское озеро, в зависимости от своей величины должны были привозить 10, 20 или 30 камней. Каждая крестьянская подвода — 3 камня весом в 5 фунтов. За неисполнение указа за каждый камень налагался штраф в размере одной гривны. В 1716 году всем петербургским домовладельцам было указано мостить улицу перед домом шириной в сажень, а с 1718 года ширина мостовых была увеличена ещё на два аршина.
На фото — Озёрск (нем. Darkehmen).
3) Одним из первых распоряжений назначенного в 1718 году генерал-полицмейстером Петербурга А. Э. Девиера были правила мощения улиц: «каждому жителю против своего двора посыпать песком и камнем мостить гладко, как будет показано от мастеров, и чтобы были твердо утверждены, дабы весною и в дожди не заносило».
На фото — Озёрск (нем. Darkehmen).
4) Со временем булыжные мостовые в тогдашней столице Российской империи начали заменять брусчаткой.
В богатых лесом районах России пешеходные дороги нередко делали дощатыми. Характерный пример — деревянные мостовые Великого Новгорода, наслаивавшиеся друг на друга в течение нескольких веков. Эта традиция сохранилась в Архангельске и таёжных посёлках и до настоящего времени (деревянные мостовые можно встретить в Солигаличе, Чухломе, Парфеньево Костромской области в репортаже Константина.
На фото — Озёрск (нем. Darkehmen).
5) В отличие от других видов мостовых, в частности булыжной, выполнявшейся из обычного необработанного булыжника, уложенного на песчаную подушку без особого порядка, брусчатка обычно представляет собой грубо обработанный камень, обколотый до приблизительно прямоугольной формы и выложенный упорядоченными рядами так, чтобы обеспечить максимально ровную и гладкую поверхность.Кроме колотых, применяются также пиленые разновидности брусчатки. Поверхности брусков и плитки, особенно пиленых, иногда подвергаются шлифовке.
На фото — Озёрск (нем. Darkehmen).
6) visualhistory по теме сохранившихся мостовых в России отметил: «я, кстати, тоже собираю фотографии уцелевшей брусчатки в России. Считаю, что каждый метр старинных мостовых должен был взят под государственную охрану как памятник истории. А где-то может быть ещё не поздно откопать старую брусчатку из-под слоя асфальта».
На фото — Железнодорожный (нем. Gerdauen).
7) По данной теме блогер schelkunov скинул интересную статью о сохранившемся способе укладки автодорог шестигранными плитками под названием «трилинки». Данные артефакты можно найти в Бресте, на автодороге Кобрин-Пинск, появившиеся в межвоенный польский период на территории современной западной Беларуси. Вот ещё материал на данную тему
На фото — Железнодорожный (нем. Gerdauen).
8) Вот ещё дополнение calendulae о рижской брусчатке: «по поводу брусчатки в Риге довольно простое объяснение. Каменное строительство домов началось в 13 веке. Немного позже вступил полный запрет на деревянное строительство. Соответственно улицы, тоже можно было мостить только камнем. Как материал, использовали добываемый недалеко доломит. К 1413 году замостили всю ратушную площадь.
При шведах, в 17 веке начали переходить на гранитные булыжники с полей, как более долговечные. Был приказ, как плату за въезд с крестьян брать булыжниками.
С 1851 года приказ обязательного покрытия улиц булыжником, и ввели специальный налог.
С 1873 года начали завозить из Швеции колотую «рижскую» брусчатку.
После войны стали массово центральные улицы менять на асфальт, но в 1960-е годы приняли постановление в исторической части города (особенно в Старом городе) о сохранении брусчатки».
На фото — Железнодорожный (нем. Gerdauen).
9) Брусчатка в Черняховске (нем. Insterburg). Многоэтажки на месте погибшей немецкой застройки в результате ожесточённых боёв в ходе Восточно-Прусской операции в январе-апреле 1945 года.
10) Брусчатые мостовые были популярны в мире вплоть до 20-х годов XX века, хотя их распространение и было ограничено в основном крупными городами, поскольку только в них интенсивность дорожного движения могла оправдать их довольно высокую стоимость, а городские бюджеты позволяли достаточный уровень расходов.
На фото — частный сектор в окрестностях Черняховска (нем. Insterburg).
11) Гораздо более дешёвый и простой в укладке асфальт и несколько более дорогой, но почти столь же долговечный бетон быстро вытеснили брусчатку из дорожного строительства.Во многих местах брусчатые мостовые не были разобраны, но послужили в качестве прочных и надёжных оснований для нового асфальтового или бетонного покрытия.
На фото — Черняховск (нем. Insterburg)
12) Классический брусчатый камень обычно изготавливается из твёрдых горных пород, имеющих высокую несущую способность и большую стойкость к износу, например гранита или базальта. Варианты, использующиеся для менее нагруженных дорог или пешеходных тротуаров, могут выполняться также из менее плотного камня, например известняка или сланца, или отливаться из бетона.
На фото — Черняховск (нем. Insterburg)
13) В России и Беларуси массовое исчезновение булыжных мостовых и брусчатки приходится на 60-е гг. ْXX века. Интересный факт остаётся, что в Финляндии, Эстонии, Латвии,Литве, Украине брусчатка очень во многих местах сохранилась. Дело может быть просто в руководстве отдельных республик, по-разному видевшие эстетическую ценность и целесообразность укладки дорог именно этим способом.
На фото — Черняховск (нем. Insterburg)
14) Больница в Черняховске (нем. Insterburg). Приглядитель. Ближе к краям один способ укладки, в центре — другой и ещё отрывок, словно игравший роль пешеходного перехода.
15) На этом дворе Черняховска (нем. Insterburg) познакомился с человеком, который сумел своей активной гражданской позицией спасти брусчатку города от уничтожения (или быть возможно разобранной или закатанной в асфальт).
16) На фото — Черняховск (нем. Insterburg)
17) В лесу по дороге к замку Бальга.
18) На фото — Советск (нем. Tilsit).
19) На фото — Советск (нем. Tilsit).
20) Сохранился и немецкий тротуар для пешеходов возле школы, где учился Вернер фон Браун.
На фото — Гусев (нем. Gumbinnen)
21) Во внутреннем дворе булыжная мостовая
На фото — Гусев (нем. Gumbinnen)
22) Призраки Германии в простых дворах.
На фото — Гусев (нем. Gumbinnen)
23) Фрагмент немецкого тротуара.
На фото — Гусев (нем. Gumbinnen)
24) Вдоль железнодорожных путей вокзала Гусева.
25) Эта фотография Калининграда (нем. Königsberg) очень символично отражает 2 лика города — немецкого и российского.
26) Вот ещё тип укладки брусчатки, видимо, другая порода, от этого различия в формах кладки.
На фото — Калининград (нем. Königsberg)
Бетоноукладчики для тротуаров и пешеходных дорожек
Изогнутая дорожка, созданная из бетонной брусчатки, инсталляция Lawrence Concrete Design.
Преимущества Если вам нужен тротуар с большей привлекательностью, чем типичный узкий проход с прямыми сторонами, бетоноукладчики дадут вам универсальность, позволяющую формировать проходы с плавными изогнутыми формами и делать их любой ширины по вашему желанию. Они также позволяют воспроизвести традиционный вид дорожек из натурального камня или кирпича, но имеют более широкий спектр цветов и форм.«Бетоноукладчики универсальны и долговечны. Они прекрасно вписываются в самые разные типы домашнего ландшафта и повышают ценность дома », — говорит Жан Генри из Lawrence Concrete Design, Луисвилл, штат Кентукки. Бетоноукладчики
также помогают оформить грядки, что делает их идеальными как для садовых дорожек, так и для подъездов. Если вас беспокоит сопротивление скольжению, многие асфальтоукладчики доступны с текстурированной отделкой для улучшения сцепления с дорогой. «Бетонные брусчатки так же устойчивы к скольжению, как бетон, обработанный метлой, — говорит Генри.«У меня дома есть брусчатка, и я не считаю, что она скользкая».
Одним из недостатков брусчатки является стоимость, которая обычно выше, чем у декоративного монолитного бетона. «Натуральный камень — один из самых дорогих вариантов для сложных ландшафтов, за ним следуют брусчатка и штампованный бетон», — говорит Генри. «Открытый заполнитель и обычный бетон — одни из самых экономичных вариантов для сложных условий». Однако в отличие от монолитного бетона по бетонной брусчатке можно ходить сразу после укладки.
Техническое обслуживание Тротуары для асфальтоукладчиков требуют минимального обслуживания, если они защищены хорошим герметиком, а стыки заполнены полимерным песком, который содержит специальную полимерную добавку, которая связывает и укрепляет песок и помогает предотвратить эрозию. Единственное, что требуется регулярное обслуживание, — это подметание и периодическое ополаскивание для удаления грязи и листьев.
Бетоноукладчикисо временем могут образовывать пятна, если они неправильно установлены на устойчивом основании (см. Советы по установке ниже).Однако их можно легко сбросить без заметного лоскутного шитья. Просто удалите поврежденные асфальтоукладчики, обновите и заново уплотните основание и переустановите асфальтоукладчики.
Зимой тротуары можно расчищать лопатой без смещения, потому что у большинства брусчатки края и стыки скошены. Однако не используйте острые предметы для измельчения льда, так как это может повредить брусчатку. Вместо этого добавьте сцепление с песком или наполнителем для кошачьего туалета или нанесите некоррозионный антиобледенитель, например ацетат кальция и магния. Избегайте использования хлорида натрия (каменной соли) и хлорида кальция, которые могут повредить брусчатку и вызвать выцветание.
Советы по покупке и установке
- Правильная подготовка земляного полотна является обязательной, — говорит Генри. «Для пешеходных дорожек из асфальтоукладчика требуется плотное гравийное основание толщиной 4 дюйма. Поверх этого гравийного основания должен быть слой строительного песка толщиной 2,5 см. Брусчатка также необходима, если брусчатка не окаймлена бетоном или другим твердым краем ».
- Используйте бетонные брусчатки с минимальной прочностью на сжатие 8000 фунтов на квадратный дюйм и максимальной степенью водопоглощения 5%.
- Использование брусчатки более темного цвета для тротуаров поможет быстрее растопить снег и скрыть пятна.
- Чтобы избежать опасности споткнуться, обязательно используйте брусчатку со скошенными краями.
- Избегайте выбора формы и рисунка асфальтоукладчика, которые потребуют большого объема резки, чтобы соответствовать вашему пространству, что может увеличить затраты на установку.
- Чтобы приспособиться к среднему пешеходному потоку, избегайте узких проходов. Учитывайте ширину не менее 3 футов.
Связанные ресурсы:
Видео: идеи дизайна дорожек и садовых дорожек
Подробнее о бетонных дорожках
Найдите подрядчика по бетоноукладчику
Вернуться к бетоноукладчикам
.определение грунтового покрытия в The Free Dictionary
Улицы были грязными, кривыми, немощеными. Население представляло собой постоянно стекающуюся и плывущую рой лохмотьев и великолепия, покачивающихся перьев и сияющих доспехов. Оставив после себя гражданский Турнель * и преступную башню, оно огибало огромные стены королевского сада на той грунтовой дороге, где грязь достигла его лодыжек, он достиг западной точки города и некоторое время рассматривал островок Passeur-aux-Vaches, который исчез под бронзовым конем Pont Neuf.Впереди, прямо на краю немощеного тротуара, рос вяз Пинчхон, который в отношении тех деревьев, которые обычно встречаются, можно было бы назвать гигантскими. Дорожка в центре улицы была немощеной, но полы Аркады были вырезаны из камня различных форм и размеров, но все они были тщательно подогнаны и уложены без использования раствора. Город Лима сейчас находится в плачевном состоянии разрушения: улицы почти немощеные; и груды грязи валяются во всех направлениях, где черные галлиназы, прирученные, как домашняя птица, собирают куски падали.С главной улицы, на которую он вошел, которая была немногим лучше переулка, низкий дверной проем вел в глухой двор или двор, очень темный, немощеный и источающий застойный запах. Улица перед домом была немощеной и неосвещенный, и вид с него представлял собой несколько точно таких же домов, разбросанных тут и там на участках, поросших грязно-коричневыми сорняками. В лиге от Бове, где дорога проходила между двумя высокими берегами, они попадали на восемь или десять человек, которые, воспользовавшись грунтовой дорогой в этом месте, по всей видимости, рыли ямы и засыпали колеи грязью.В небе за гребнем холма, к которому я пробирался ощупью по опасным дощатым тротуарам и по грязным, немощеным улицам, я мог видеть слабое сияние городских огней, но позади меня не было видно ничего, кроме единственного окна дома Моксона. В результате этой инициативы грунтовое пространство перед рыбным рынком Маттрах будет закрыто », — сказал представитель муниципалитета Маската. По его словам, пилот умело восстановил контроль над самолетом после того, как самолет ATR-42« соскользнул на грунтовую местность. [площадь] в незначительной степени во время приземления «..Завершите оставшиеся работы по модернизации систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, чтобы обеспечить кондиционирование воздуха во всем кампусе (включая здания F, G, H, S, J, K, L, кухню, комнату для персонала. |
Завершите оставшиеся работы по модернизации систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, чтобы обеспечить кондиционирование воздуха во всем кампусе (включая здания F, G, H, S, J, K, L, кухню, комнату для персонала. Низкий приоритет |
Завершите оставшиеся работы по модернизации систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, чтобы обеспечить кондиционирование воздуха во всем кампусе (включая здания F, G, H, S, J, K, L, кухню, комнату для персонала. Средний приоритет |
Завершите оставшиеся работы по модернизации систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, чтобы обеспечить кондиционирование воздуха во всем кампусе (включая здания F, G, H, S, J, K, L, кухню, комнату для персонала. Высокий приоритет |
Установите указатели и декоративные ограждения, чтобы посетители проходили через обозначенные пути входа. |
Установите указатели и декоративные ограждения, чтобы посетители проходили через обозначенные пути входа. Низкий приоритет |
Установите указатели и декоративные ограждения, чтобы посетители проходили через обозначенные пути входа. Средний приоритет |
Установите указатели и декоративные ограждения, чтобы посетители проходили через обозначенные пути входа. Высокий приоритет |
Защитите классные помещения кампуса во время школьных занятий декоративными заборами и воротами из кованого железа. |
Защитите классные помещения кампуса во время школьных занятий декоративными заборами и воротами из кованого железа. Низкий приоритет |
Защитите классные помещения кампуса во время школьных занятий декоративными заборами и воротами из кованого железа. Средний приоритет |
Защитите классные помещения кампуса во время школьных занятий декоративными заборами и воротами из кованого железа. Высокий приоритет |
Защитите периметр кампуса после уроков с декоративными воротами из кованого железа. |
Защитите периметр кампуса после уроков с декоративными воротами из кованого железа. Низкий приоритет |
Защитите периметр кампуса после уроков с декоративными воротами из кованого железа. Средний приоритет |
Защитите периметр кампуса после уроков с декоративными воротами из кованого железа. Высокий приоритет |
Добавьте камеры видеонаблюдения по всему кампусу. |
Добавьте камеры видеонаблюдения по всему кампусу. Низкий приоритет |
Добавьте камеры видеонаблюдения по всему кампусу. Средний приоритет |
Добавьте камеры видеонаблюдения по всему кампусу. Высокий приоритет |
Ограничьте количество точек доступа на территории кампуса в течение учебного дня и / или в неурочные часы. |
Ограничьте количество точек доступа на территории кампуса в течение учебного дня и / или в неурочные часы. Низкий приоритет |
Ограничьте количество точек доступа на территории кампуса в течение учебного дня и / или в неурочные часы. Средний приоритет |
Ограничьте количество точек доступа на территории кампуса в течение учебного дня и / или в неурочные часы. Высокий приоритет |
Увеличьте наружное освещение, чтобы улучшить видимость кампуса в ночное время. |
Увеличьте наружное освещение, чтобы улучшить видимость кампуса в ночное время. Низкий приоритет |
Увеличьте наружное освещение, чтобы улучшить видимость кампуса в ночное время. Средний приоритет |
Увеличьте наружное освещение, чтобы улучшить видимость кампуса в ночное время. Высокий приоритет |