для чего они нужны и как выбрать подходящий

Выбор лака для живописи может обернуться настоящей головной болью для начинающего художника, в то время, как опытный мастер уже точно знает, какой именно продукт ему нужен.
Придя в магазин, начинающий живописец рискует приобрести вовсе не то,что хотел, поэтому сначала необходимо четко определиться с назначением лака.
Читайте также:
Для чего нужны лаки?
Главным назначением лака для живописи является покрытие уже завершенных произведений. Лаки, предназначенные для этой цели называют покрывными. Если цель художника — укрепить покрытие или разбавить красочную массу, а так же придать прозрачность покрытию — то ему необходим связующий или разжижающий лак.
Раньше лаки изготавливали в основном из натуральных смол, но со временем этому материалу пришли на смену синтетические материалы, что позволило сделать многие лаки универсальными в применении.
Вопрос о том, применять синтетический или натуральный лак зависит от личных предпочтений художника, но следует помнить, что людям с аллергией не желательно вдыхать пары синтетических материалов (например, акрила).
Интересно: некоторые профессионалы не доверяют производителям и изготавливают лаки сами, но для этого необходимо иметь все необходимые материалы и определенный уровень мастерства, чтобы лак не навредил картине.
Тонкий слой лака создает защитную пленку, которая не только предотвратит неблагоприятное влияние внешних факторов, но и сделает цвета глубже, ярче, а мелкие детали четче и фактурнее.
Например, каждый из нас видел выцвевшие под воздействием лучей солнца (если быть более точными-ультрафиолетового излучения) краски на различных носителях (уличные баннеры, бумага, картон, ткань). Это же может случиться и с рисунком. Большую роль играет так же влажность: при ее повышенном уровне краска может просто отваливаться от холста, а при пониженном — трескаться и крошиться. Особенно это характерно для масляных красок, нанесенных толстым, густым слоем.
Произведения живописного искусства так же подвержены влиянию перепадов температур, оседанию пыли, воздействию жидкостей и газов.
При добалении в краску лаки повышают ее прочность и эластичность, способны увеличить глубину и интенсивность цвета,придать покрытию прозрачность и эффект стеклянного покрытия.
Виды лаков для живописи
Среди современных лаков выделяют : даммарный, акрил-фисташковый, фисташковый и акрил-стирольный. Есть также лак ретушный, лак фиксатив и пихтовый.
Даммарный лак является самый распространенным. К его достоинствам относится дешевизна и способность защитить картину от солнечных лучей. Но, со временем такой лак желтеет, поэтому применять его для картин, выполненных в холодных тонах не целесообразно.
Для них идеально подойдет акрил-фисташковый лак. Он отличается прозрачностью и эластичностью покрытия, не мутнеет со временем, но стоит гораздо дороже и не так распространен.
Фисташковый лак получил такое название благодаря основному ингридиенту — фисташковой смоле. Он практически не отличается от предыдущего вида лака, но встречается в продаже еще реже.
Акрил-стирольный лак признан наиболее эффективным. Помимо того, что он создает тонкое, прозрачное покрытие, не меняет цвет и не желтеет, он обладает хорошими водостойкими свойствами.
Все эти лаки дают блики, поэтому, если картина будет находится под ярким освещением, есть основание отдать предпочтение матовым лакам. По свойствам они не отличаются от глянцевых, за исключением того, что не способны увеличивать глубину инасыщенность цвета.
При выборе лака обратите внимание на дату изготовления и срок годности. Для большинства продуктов он составляет не более шести месяцев, а для некоторых лаков — не более трех.
Если лак просроченный, то он будет липнуть даже после высыхания, притягивая пыль и грязь, может размягчаться при повышенной влажности.
Ретушные лаки нельзя путать с покрывными, так как принцип действия у них противоположный: они используются для растворения красочного слоя, чтобы продолжить работу над высохшей картиной. Он наносится перед началом работы на нужный участок. После высыхания лак снова наносится на рабочую область. Ретушный лак, слегка растворяя верхний высохший срой краски, усиливает сцепления нового слоя. Таким образом получается «защита» от пожухания.
Совет: простой и действенный способ от старых мастеров — срез головки чеснока — отлично заменяет ретушный лак.
Лак фиксатив используется для закрепления рисунков карандашом, углем, пастелью, и пр. После высыхания образует пленочку, которая позволяет убирать пыль с картины. Помимо физической «защиты» данный лак позволяет сохранить сочность цвета.
Пихтовый лак аналогичен даммарному, то есть также изготавливается из смол. Менее распространен, так как обычно используется даммарный лак, либо «тройник» (смесь разбавителя, лака и льняного масла).
Производители лаков
Среди производителей лаков наиболее известным является фирма СОНЕТ. Лаки этого производителя не дорогие, но при этом обладают неплохим функционалом, но плохо наносятся, поэтому идеально подойдут уже опытным художникам.
Для новичков больше подойдет лакREVEES. По цене он идентичен СОНЕТу, но наносится гораздо легче и создает ровное покрытие.
Более дорогой и долговечный вариант- продукт французкого производителя LefrancBourgeous. Он действительно сохранит красоту ваших работ на многие годы.
masterkrasok.ru
Лак для покрытия изделий из пластики. – Ярмарка Мастеров
Пластику можно покрывать не каждым лаком. Некоторые не сохнут на ней, некоторые начинают липнуть через время. В этой статье собрана вся инфа, которой я владею, по этому поводу.Кратенький ликбез: спирт для пластики противопоказан, ацетон тоже. Они входят в химическую реакцию с пластикой. Так что лаки для ногтей — ни-ни. Даже если сейчас всё высохло и хорошо смотриться, через время, максимум через полгода, бусинки станут липкими, блёклыми и неприглядными..
Тоже самое про строительные лаки на спиртовой основе (обычно пишут — на органических растворителях или альдегидные)
Акриловые лаки, в большинстве своём, вообще не высохнут.
Итак, самый простой выход — запастись специальным лаком для пластики. Например Фимо или Скальпи:
Они продаются в интернет магазинах, вместе с пластикой.
Другой вариант — найти в продаже лак для мебели или паркета акриловый полиуретановый на водной основе. В строительных магазинах такой найти сложно. Мало того, продавцы-консультанты будут сомневаться в вашей адекватности, потому как они такого словосочетания не слыхивали даже. Обратитесь в магазины паркета, там не всегда есть, но под заказ привозят.
По Екатеринбургу искала не только я, но и другие рукодельницы уже довольно продолжительное время… Нашли пока только один, Бона Тек Мега (забейте в поиск название, выйдите на сайт поставщика и найдите список магазинов вашем городе; прежде чем бежать в магазин — позвоните, узнайте наличие), полиуретановый на водной основе, полуматовый, 1литр. Матовый и глянцевый в их линейке бывает только в пятилитровой фасовке.
В Екате он есть в «Паркет-холле», Малышева, 53, 5й этаж, тел. 378-43-34 (В Дубль-Гис есть адреса ещё четырёх филиалов)
Я, в своё время, собрала по инету несколько фоток проверенных другими рукодельницами паркетных лаков, некоторые с отзывами, некоторые — без, но все они проверены временем, так что липнуть не начнут через полгода
Ложится хорошо,высыхает за час на первый отлип,за сутки высыхает полностью.Если наложить слоев 5-6 с хорошей просушкой,то получается почти стекляный эфект | Отзывов не сохранилось, но если купите водный полиуретановый — всё будет хорошо |
Future Floor Finish, проверенный не одним поколением мастериц, очень хвалят | Варатан. Идеальный лак. Вся Европа таким пользуется У нас тоже бывает, в Москве по крайней мере))) |
Немецкий акрилово-полиуретановый лак на водной основе. Тоже часто встречаюсь с отзывами об этом лаке. Хороший. | Мой лак Я оч. довольна, девочки, пока не привыкнут, говорят, что Фимо лучше, но на самом деле они просто разные. Этот жидкий непривычно, но на два слоя всё отлично смотриться.Сохнет быстро, но очень крепкий становится только через сутки. Удобно лачить окунанием, только снять последнюю каплю мягкой кисточкой не забывайте |
Покрытие для пола на водной основе полиуретано-акриловое. Слышала только от одной девочки, но оч. хороший отзыв. | Такой он в раскрытой банке. Вообще все водные полиуретановые лаки мутные, Вы не пугайтесь, они прозрачные, когда высохнут. |
Tikkurila, Паркетти-Ясся покрывной лак Полуглянцевый водоразбавляемый акрилатный лак на полиуретановой основе. Предназначен для лакировки и ремонта деревянных поверхностей внутри здания. Рекомендуется для паркетных и дощатых полов. Разбавитель – вода. Преимущество — он прозрачный, не желтит, как большинство паркетных лаков. Проверен в действии — всё отлично. Адреса магазинов В Екатеринбурге: Финсервис Адрес: г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, дом 1 (343) 359–42–33 (городской) (343) 371–85–01 (городской) 912-604–65–31 (сотовый) ООО Униколор!!!! Адрес: г. Екатеринбург, ул. Зоологическая, дом 5, корпус а (с 9 до 19, сб., вскр. — выходной) Телефоны: (343) 240–59–08 (городской) (343) 243–36–63 (городской) | Лак Tikkurila Уника-Супер (900 мл) бесцветный глянцевый, алкидный, у Саши Гарник прошло 8 месяцев тестирования успешно. Глянцевый, полуглянцевый и полуматовый уретано-алкидный лак быстрого высыхания для внутренних и наружных деревянных поверхностей. Стоек к УФ-излучению. Рекомендуется для лакировки лодок (выше ватерлинии), полов, паркета, дверей, оконных переплетов. Разбавитель – уайт-спирит 1050. |
Важно: Перед покрытием водным лаком обязательно помойте бусинки с мылом, иначе он будет сниматься плёночкой. Я в тарелке шоркаю их намыленной Фери губкой, потом полоскаю в воде, закрыв сливное отверстие раковины, а то бусинки норовят выскочить из тарелки под напором воды Хорошо высушу и лакирую.
www.livemaster.ru
Лаки для декупажа – Ярмарка Мастеров
Сегодня в магазинах можно встретить огромный выбор лаков, как художественных, так и строительных. И конечно возникает масса вопросов: какой лак лучше выбрать, как им пользоваться, как хранить, чем наносить и т.п. В этой статье мы постараемся ответить на большинство из них. Мы намеренно не будем указывать фирмы и названия лаков — вы сами сможете подобрать те, которые устраивают вас по цене и качеству.
Функции лаков в декупаже:
1. Защитная функция — лаки используются в качестве финишных для защиты готового изделия от воздействия окружающей среды — грязи, влаги, царапин и пр.
2. Многие декупажницы используют лак для приклеивания мотивов на заготовку.
3. Лаки также используются для маскировки границы мотива, чтобы убрать «ступеньку» между краем мотива и основой. Для этого наносится несколько слоев лака с хорошей просушкой каждого слоя и выпуклые части обрабатываются наждачной бумагой, чтобы выровнять всю поверхность. Процедура повторяется до достижения идеальной гладкости на ощупь.
5. Если ваше изделие предполагает много тонкой работы, различные декоративные эффекты, каждый законченный слой рекомендуется закреплять лаком, чтобы легче было исправлять возможные ошибки и недочеты. Особенно это относится к работе со стеклом и платиком.
6. Собственно сами декоративные эффекты (кракелюр, объемные элементы, патинирование) тоже часто делаются с помощью специальных лаков.
8. Лаки могут также использоваться для грунтовки некоторых впитывающих (МДФ, ДВП, ДСП, керамика и т.п.), а также наоборот гладких поверхностей (стекло, пластик) для увеличения адгезии.
9. Заколерованные лаки могут использоваться самостоятельно для декора изделий (например, для обработки внутренних поверхностей шкатулок, коробов, чайных домиков и пр.).
10. Некоторые виды лаков могут использоваться как растворители или связующие вещества при создании декоративных составов.
Виды лаков, используемых в декупаже:
1. Акриловые и акрилатные лаки
Самые часто используемые в декупаже. Подходят практически для всех целей, перечисленных выше. Достаточно быстро сохнут с образованием плотной несмываемой пленки, при загустевании легко разводятся водой. Акрилатный лак от акрилового отличается только добавками, которые делают его более эластичным. Для подготовки распечаток акрилатный лак подходит даже лучше. Инструменты после использования акриловых лаков легко промываются водой с моющим средством или мылом.
2. Полуретановые лаки
Полиуретановые лаки бывают на водной и неводной основе. Вторые дают более стойкое покрытие, но из соображений безопасности и экологичности декупажницами чаще используются первые. Полиуретановый лак (например, для бань и саун) отлично защищает от влаги, поэтому часто используется для изделий, которые в дальнейшем будут соприкасаться с водой (разделочные доски, подносы, вешалки и короба для ванной, уличные таблички и т.п.). После работы с полиуретановым лаком кисти моют в воде с мылом (водные лаки) или в специальном растворителе (неводные лаки). Обращаем особое внимание: полиуретановые лаки сохнут достаточно быстро, но полностью «набирают» свои свойства в течение нескльких дней, поэтому работы, покрытые таким лаком, необходимо выдержать, прежде чем ими пользоваться.
3. Алкидные лаки
Алкидные лаки (например, паркетные или яхтные) дают очень плотное покрытие, устойчивое к грубым внешним воздействиям. Именно поэтому алкидными лаками чаще всего покрываются изделия, которые будут «нещадно» использоваться (брелоки, «уличные» предметы). Алкидные лаки не рекомендуется сушить феном, они могут
4. Декоративные лаки
Как видно из названия, это лаки для создания декоративных эффектов — кракелюрные лаки, битумный лак, фацетный лак и другие. По ним мы сделаем отдельный обзор, поэтому не будем здесь подробно останавливаться.
5. Нитролак
Нитролак, как и алкидные лаки, используется для изделий, которые будут подвергаться грубым внешним воздействиям. Плюс нитролака в том, что он быстро сохнет (от 20 минут до часа). Но он очень вонючий и вредный для здоровья, поэтому рекомендуем работать с ним только в специальной маске или респираторе и в хорошо проветриваемом помещении.
6. Цапон
Цапон мы вынесли в отдельный пункт, потому что он обладает одним важным свойством — термостойкостью. Им покрывают изделия, которые потом будут подвергаться воздействию высоких температур (например, подставки под горячее). В принципе, Цапон — лак универсальный, может использоваться и просто как финишный лак, особенно для сложных погодных условий (вместо алкидного или нитролака). Он существенно дешевле, легче наносится, разбавляется ацетоном. Цапон пахнет, работать с ним нужно в проветриваемом помещении. Кисти промываются сначала расворителем (можно просто уайт-спиритом), а затем водой с мылом.
7. Стекловидный лак
Стекловидный лак дает прочную эластичную пленку, устойчивую к истиранию, поэтому он часто используется декупажницами для покрытия обложек для паспорта, кошельков, блокнотов и других изделий из натуральной и искусственной кожи, которые предполагается сгибать, тереть и просто часто вынимать из сумки. Кроме того стекловидный лак высокоглянцевый и может использоваться в качестве финишного, когда требуется идеально гладкая блестящая поверхность, а мучиться с эпоксидными смолами не хочется. Лак легко разбавляется водой, инструменты также легко промываются водой с моющими средствами. У стекловидного лака всего 2 недостатка: высокая цена и «капризность» в условиях транспортировки и хранения (например, он не любит холод и может изменить свои свойства).
8. Шеллачный лак
Шеллак — это декоративный лак, используется для патинирования готовых изделий, выявления глубины цвета, особенно при работе с красками металлических оттенков. Шеллачный лак также используется для закрепления битума и потали. Часто используется для работ по дереву, подчеркивает естественную структуру древесины, придает мягкий блеск, не создавая лаковой пленки. При работе с шеллаком кисти нужно держать в спирте, промываются инструменты также сначала спиртом, а потом водой с мылом. Сохнет достаточно быстро, почти не пахнет и легко выветривается.
Инструменты для лакировки:
1. Кисть
Кистям у нас была посвящена отдельная статья, где мы подробно рассмотрели и способы работы и уход за ними после лакировки, поэтому не будем останавливаться на этом пункте.
2. Валик
Для лакировки чаще всего используются поролоновые валики. Рекомендуем выбирать валики из более плотного поролона: чем больше пористость, тем больше впитываемость и расход лака.
3. Поролоновые губки и спонджи
Спонджи чаще всего используются для точечного нанесения декоративных лаков (например, битумного) или при работе с трафаретами.
4. Специальные тампоны
Для работы с неводными лаками в целях удобства и экономии можно сделать специальные тампоны. Об этом подробно в оной из наших прошлых публикаций.
5. Мастихин
Некоторые виды лаков (например, фацетные или лаки для 3Д эффектов) могут наноситься и разравниваться мастихином.
Вот такой небольшой обзор у нас получился. В следующей публикации мы подробно рассмотрим финишные лаки и их использование в зависимости от условий эксплуатации декупажных изделий.
Автор: А. Додонова, журналист «Мастерица: заготовки для декупажа».
www.livemaster.ru
Выбор лака для акриловой краски и способ лакирования поверхности
На данный момент акриловая краска стабильно входит в перечень самых популярных способов придать поверхность тот или иной цвет. Преимуществами такой краски является быстрое высыхание, возможность проводить окрасочные работы практически на любой поверхности, экологичность и износостойкость. При этом многие задают вопрос о том, требуются ли такой краске покрытие лаком, как акрил смотрится под слоем лака и, в конце концов, какой продукт выбирать для этого?
Почему поверхность необходимо покрывать лаком?
Основная задача лака заключается в защите поверхности от внешних воздействий. Как правило, лакирование производят в отношении дерева, предотвращая попадание в древесину влаги и сохраняя древесину от различных внешних воздействий. При этом лак наносят еще и в декоративных целях.
Нужно ли покрывать лаком акриловую краску?
Из всех видов лакокрасочного покрытия, акриловая меньше всего нуждается в лакировании. Причина в том, что она уже содержит в своем составе лак и крайне успешно противостоит влаге. Поэтому покрытие такой краски слоем акрила может быть объяснимо только необходимостью придать поверхности дополнительную защиту.
Виды лака по составу и месту применения
Лак представлен весьма многочисленными видами продукции, позволяющими удовлетворить практически любые нужды. Данный продукт сегодня активно используется в различных сферах деятельности. Все это делит лаки на различные направления использования, которые мы перечислим далее:
- Мебельный. Как и понятно из названия – широко применяется в мебельной промышленности. Впрочем, активно используется и для других деревянных поверхностей, в том числе и полов;
- Паркетный. Как и вышеупомянутый, также активно используется для покрытия полов. Но также может применяться для той же мебели, дверей и тому подобного. Является однокомпонентным алкидно-полиуретановым или акрило-полиуретановым;
- Декоративный. Наносится прежде всего из соображений улучшения внешнего вида поверхности, а уже потом из необходимости эту поверхность защитить. Сферы применения крайне многочисленны;
- Яхтенный. Из названия понятно, что им может быть покрыта деревянная палуба плавательных средств. Но сферы применения этого лака намного более многогранны, и он может быть использован в ряде внешних работ. Причина – лак отлично противостоит воде и природным воздействиям.
В свою очередь по своему составу лаки делятся на следующие виды:
- Акриловый. Самые экологичные и безопасные виды лака. Причина – этот так водный. Применяется во внутренней отделке, и отличается своей прозрачностью. Будучи нанесенным на дерево, не меняет его внешнего вида. Аналогично и краска под ним будут смотреться также;
- Нитролаки. Применяются для внутренних работ, но в отличие от акриловых, токсичны, поэтому наносить их нужно в респираторах. Отличаются своим быстрым временем высыхания. В основе содержат пластифакаторы, смолы, органические растворители;
- Алкидные. Применимы для внешних и для внутренних работ. Состоят из алкидных смол и различных органических растворителей. Отличаются высокой сопротивляемостью влаге, но при этом имеют недостаток в виде долгого времени высыхания;
- Полиуретановые. Универсальные лаки для различных деревянных поверхностей. Отличаются крайне высокой прочностью к различным механическим воздействиям. Царапины на таком лаке появятся с меньшей вероятностью, чем на остальных;
- Масляные. Очень долго сохнут – до нескольких суток, в зависимости от внешних условий. Созданы на основе растительного масла, в которое добавлены органические растворители, а также смолы природного и синтетического характера. Придают дереву фирменный желтовато-коричневатый оттенок;
- Эпоксидные. Стойкие к механическим воздействиям и влаге. Могут быть применимы для самых разных поверхностей, как в помещении, так и снаружи. На высыхание необходимо примерно 12 часов.
Какой лак выбрать для акриловой краски
Из всего вышеперечисленного можно понять, что для окрашивания данного вида краски идеальным образом подойдет акриловый лак. Он наиболее близок самой краске по химическому составу и при этом является прозрачным. То есть – мы не изменяем цвета, что порой является крайне важным. Из других достоинств такого лака можно отметить устойчивость к солнечному ультрафиолету, быстрое время высыхания и отсутствие неприятного запаха. При этом с данным лаком еще и просто работать, и об этом мы как раз поговорим далее.
Нюансы нанесения лака на акриловую краску
- Выбирая лак, поинтересуйтесь наличием в нем укрепляющих компонентов;
- Лучше всего применять лак, срок годности которого не превышает 90 дней с момента изготовления. То есть – максимально свежий;
- Так как акриловая краска образует хорошее глянцевое покрытие, то дополнительный блеск ей придавать не нужно за исключением редких случаев. Так что лучше приобрести матовый лак;
- Перед тем, как покрыть поверхность лаком, необходимо дождаться полного высыхания краски. Кроме того необходимо полностью очистить поверхность от загрязнений и посторонних фрагментов. Если делать это вскоре после окрашивания, то необходимо быть максимально аккуратным и не использовать грубые тряпки;
- Не наносите лак, пока не обработаете окрашенную поверхность акриловой грунтовкой. Так вы сможете уберечь лаковое покрытие от возможного растрескивания в будущем. Наносить лак нужно только после полного высыхания грунтовки;
- Сам лак необходимо прогреть до температуры в 40-50 градусов по Цельсию. Если термометра у вас нет, то можно поставить трехлитровую банку с лаком в литр кипящей воды. И нужной температуры продукт достигнет примерно за пять минут;
- Старайтесь лакировать поверхность под источником освещения, находящимся сверху и справа. Так вы получите наиболее четкое понимание процесса;
- Идеальный инструмент нанесения – широкая флейцевая кисть шириной в 50-150 миллиметров;
- После покрытия примерно половины квадратного метра поверхности проводим располировку слоя. Для этого необходимо взять сухую флейцевую кисть и начать проводить ей по поверхности вертикально. Как только кисть начнет липнуть к поверхности, работу можно продолжать.
- На время высыхания лака (благо, что акриловый сохнет достаточно быстро) необходимо не допускать оседания пыли на поверхность.
bricknews.ru
Лак для акриловых красок — виды, применение и нанесение
Лаки для акриловых красок — представляют собой состав, в основе которого находится пластмассовая дисперсия, отличающаяся повышенной водорастворимостью. Достигаются такие свойства за счет использования специфических характеристик, входящих в состав готового продукта смол.

Структура акрила такова, что после высыхания лака появляется прочная предохраняющая пленка, которая защищает поверхность от воздействий как внешней среды, так и от механических повреждений. Уникальные особенности акрила привлекли многочисленных потребителей. Особенно распространен такой лак в странах Запада, где его производством занялись промышленные гиганты, а и использование этого материала стало повсеместным.
к содержанию ↑Состав материала
В конечный состав входят несколько компонентов:
- полимерный материал в жидком виде — дисперсия акрила;
- антисептическое вещество для защиты дерева;
- пластификатор, ответственный за возникновение прозрачного верхнего слоя, и отличающийся устойчивостью к механическим повреждениям.
Физические и химические свойства акрила
Акриловый состав — это готовая к применению жидкость однообразной консистенцией и не имеющая цвета. В основе материала — водные дисперсии акриловых смол высокого качества. В целях облагораживания, дисперсии смешиваются с различными элементами. Акрил растворим в воде, а также в растворе диэтила, этаноле и эфирах.

Материал характеризуется такими свойствами:
- вязкая текучесть и хорошая растворимость в воде;
- незначительный запах;
- сохнет благодаря испарению жидкости, после чего образуется прозрачная блестящая пленка, предохраняющая поверхность от внешних влияний;
- появившаяся пленка отличается эластичностью, что помогает ей сопротивляться механическим воздействиям;
- пленка сохраняет бесцветность даже под действием ультрафиолета;
- теряет способность к водорастворимости после высыхания;
- акрил качественно пристает к поверхностям, при условии их чистоты;
- материал быстро сохнет;
- возможно смешение с растворимыми в воде красками;
Достоинства акрила
Основные преимущества состава на основе акрила таковы:
- температурная устойчивость;
- хорошая проводимость тепла и стойкость к влаге;
- высокая стойкость к воздействиям механического порядка;
- нечувствительность к ультрафиолету;
- невысокая масса;
- сочетание эластичности и прочности;
- экологичность и безвредность для жильцов;
- устойчивость к образованию плесени и развитию микроорганизмов.
- эстетичный внешний вид;
- допустима обработка не только древесины, но и штукатурки, шпаклевки, кирпича.
- пожарная безопасность.

Виды лаков
Данная продукция дифференцируется по ряду признаков. Прежде всего, речь идет о составе, который может быть:
- однокомпонентным, где основное вещество — акрил;
- двухкомпонентным, в котором имеются полиуретановые, алкидные или эпоксидные добавки.
Также классификация производится по виду конечной поверхности:
- матовый;
- полуматовый;
- глянцевый.
По составу лаки классифицируются на:
- Акриловые, произведенные на водной основе. Они абсолютно прозрачны и пожаробезопасны. Такие составы качественно защищают древесину или другую поверхность от внешних воздействий. Среди особенностей лака — потребность в стабильном микроклимате в помещении.
- Масляные — изготавливаются на основе органики (натуральных или синтетических смол и масел). Наиболее подходят для древесины, так как данный материал способен нормально усваивать маслянистые составы. Отличаются быстрым и значительным затвердеванием. Однако высыхание длится довольно долго и может продолжаться в течение нескольких суток.
- Алкидные — производятся на основе синтетических растворителей и алкидных смол. По сравнению с масляными имеют лучшие показатели устойчивости к влаге и быстрее высыхают. Алкидные лаки считаются универсальными, так как ими можно обрабатывать даже поверхности, находящиеся снаружи помещения. К тому же, при нанесении можно использовать любой доступный вариант — маленькую кисточку, валик или же распылитель.
- Нитролаки. Интересны очень быстрым застыванием и своей «цепкостью» относительно поверхности. Минус нитролаков также существенен — они токсичны, а также могут разрушать краску. Поэтому наносить такой лак можно только в респираторе, а работу нужно начинать с теста на совместимость с краской.
- Полиуретановые. Отличительные особенности — универсальная применимость, значительная устойчивость к всевозможным воздействиям — внешней среды, химическим, механическим. Отлично подходят к разным материалам и краскам. Недостаток — технологическая сложность нанесения, а также высокая стоимость.
- Эпоксидные. Считаются менее эстетичными по сравнению с полиуретановыми, однако сравнимы по прочностным характеристикам и быстрее высыхают. Чаще всего применяются для лакирования древесных поверхностей во влажных помещениях (к примеру, в банях или бассейнах).
Обратите внимание! Вопрос о допустимости покрытия лаком акриловой краски находится в области состава лакокрасочного материала. Идеальный вариант в данном случае — акриловый лак, но также можно применять полиуретановый или отдельные виды алкидных лаков.
Читайте подробнее о возможности нанесения алкидного лака на акриловый.
к содержанию ↑Сферы применения акрила
За счет своих уникальных качеств акриловый лак широко используется в ремонтных и строительных работах, причем часто вместо обычной краски.

Основные сферы применения:
- Декоративная отделка древесины. Также акрил предохраняет дерево от вредителей и механических повреждений, а также повышает его влагоустойчивость.
- Акриловые составы широко применяются в строительстве. Лак популярен благодаря быстрому просыханию и стабильности цветового фона.
- Элементы домашнего обихода и интерьера. С помощью акрила обрабатываются различные элементы интерьера, такие как: мебель, лестницы, перила и т.д.
- Существуют специальные сорта для отделки яхт. Они особенно устойчивы к влаге и температурным перепадам.
- Сырье для изготовления строительных смесей и клеев.
Инструкция по покрытию лаком
Работа состоит из нескольких последовательных этапов.
Этап первый: выбор лака
Прежде всего, нужно выяснить — подходит ли лак к имеющейся основе (древесина, шпаклевка, штукатурка). Рекомендуется иметь дело со свежим составом лака с акриловыми элементами. Свежий — это значит, с даты его выпуска не прошло 3 месяцев. Желательно отдавать предпочтению матовому составу перед глянцевым, поскольку акрил обычно не нуждается в придании ему блеска.

Этап второй: подготовительный
Снимаем защитный компонент (пленку, стекло или подобное), причем так, чтобы не нарушить акриловую основу. При обнаружении пыли — ее нужно осторожно удалить. Лучше это сделать пылесосом или даже перьевым веничком.
Обратите внимание! Пользоваться тряпками из грубых тканей настоятельно не рекомендуется, так как акрил очень чувствителен.
Еще до применения, лак нужно нагреть до 40-50 градусной температуры. Правильнее всего это сделать методом водяной бани. Если нет возможности измерить температуры, то действует правило: 3 литра лакокрасочного состава нагреваются до нужной температуры приблизительно за 5 минут. При нагревании состав нужно помешивать, например, рейкой.
к содержанию ↑Этап третий: лакировка
Прежде всего, необходимо качественное освещение. Свет должен идти сверху и справа. Наносить состав рекомендуется флейцевой кистью шириной 50-150 миллиметров. Кисть слегка обмакивается в лак, затем поверхность обрабатывается размашистыми, но плавными мазками. После обработки примерно 0,5-0,7 квадратных метров нанесенный слой нужно располировать.
Располировка производится сухой кистью и как только она начинает липнуть к поверхности, можно начинать лакировку других участков.
к содержанию ↑Обратите внимание! Обработанная поверхность должна быть защищена от пыли вплоть до застывания лака.
Полезные советы
- Чтобы оптимизировать расход лака, рекомендуется грунтовка поверхности. Для этого можно применить водную грунтовку или же тонированную пропитку.
- Если целью является «зеркальная» поверхность, перед грунтовкой нужно провести «мокрое» шлифование, которое означает шлифовку влажной древесины.
- Также зеркальность придает обработка всех слове слоев лака (кроме последнего) мелкой шкуркой.
- При выборе лакокрасочного изделия нужно принимать во внимание присутствие дефектов на поверхности. К примеру, глянцевание зрительно увеличивает существующие неровности, а матовый фон — скрадывает.
- Разбавлять акрил можно лишь чистой водой. Причем объем воды не должен превышать десятой части. Нельзя разводить лак на основе воды органическими растворителями или же мешать с олифой или другими лаками. Нарушение этих правил ведет к потере древесиной своей натуральной структуры.
- Разнящиеся оттенки в банке с тонированным лаком — нормальное явление. Однако состав перед его применением нужно хорошо размешать.
- Акриловый лак нельзя использовать, если влажность воздуха меньше 50%, поскольку в этом случае он слишком стремительно сохнет, что станет причиной появления дефектов.
- Нельзя лакировать жирные поверхности. Их нужно предварительно обрабатывать мыльным раствором, а затем просушивать.
- Чтобы придать древесине благородный оттенок, ее нужно обработать тонирующей пропиткой, а после этого — бесцветным лаком или лаком, смешанным (на 5%) с водной пропиткой.
- При нанесении тонированного лака, необходимо отслеживать равномерность слоя, поскольку, если он слишком толстый, это придаст поверхность будет выглядеть темной.
- Однородности покрытия больше поспособствуют несколько тонких слоев, а не один толстый.
- Для придания темноты можно сделать вначале первый слой очень тонким, а следующий должен быть бесцветным.
- Если целью является равномерность лакировки — старый слой лака нужна полностью зачистить или использовать темный лак.
- Для выравнивания впитывающих качеств дерева, его грунтуют парой слоев бесцветной пропитки или затем тонируют.
Прежде чем приступать к лакокрасочным работам, рекомендуется попробовать свои навыки на каком-то тестовом изделии. К ответственным задачам лучше переходить по мере приобретения определенного опыта.
лак акриловыйПонравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Виктор Головин /Дизайнер интерьеров
Окончил Национальный институт современного дизайна. Занимается дизайном интерьеров квартир, коттеджей, офисов, кафе, ресторанов и торговых павильонов.
kraska.guru
Финишные покрытия для гитар. Обзор лаков и красок для древесины.
      Автор: Jhav
      Дата публикации: 29 августа 2013 г.
Каждый лютье в своей деятельности сталкивается с проблемой финишного покрытия инструментов. По этой теме написаны сотни статей и тысячи страниц обсуждений на форумах. Именно сложность и многогранность проблемы порождает такое количество информации, начиная от исследований «лака Страдивари» и преимуществах одних покрытий над другими. Кто-то говорит о том, что полиэфир – лучшее покрытие, кто-то хвалит нитроцеллюлозу, а кто-то вообще не признает лаки, останавливая выбор на маслах и восках. Разгадка кроется, зачастую, в совершенно не связанных качествах и личных предпочтениях. Перелопатив тонны информации, приходится, в любом случае, проверять все на опыте, наступая практически на все грабли, и только после этого делая свой выбор.
В этой статье я постараюсь рассказать об основных покрытиях, об их достоинствах и недостатках, а так же особенностях применения, оставив выбор за читателем. В любом случае, информация окажется полезной.
Проблема защиты изделий из древесины существует, пожалуй, с того момента как появились эти самые изделия из древесины. Совсем далеко в глубины веков мы не будем погружаться, затронем только то наследие, что существует и поныне. Это – спиртовые лаки и масляные покрытия. Начнем с последних.
Масляное/восковое покрытие
Чем покрывал свои скрипки Страдивари? Первое, что приходит на ум – шеллачный лак. Однако, в Европе того периода шеллак не был распространен, его массовое применение началось только в XIX веке. Мебельщики и живописцы использовали покрытия на основе льняного масла и канифоли; Страдивари в этом плане был не оригинален. Сначала древесина инструментов обрабатывалась бурой – солью борной кислоты. Это делалось для защиты от паразитов. В качестве грунта использовалась льняная олифа, а в качестве лака – сосновая, еловая или пихтовая канифоль с пигментом красного цвета. В отделке мебели в то время так же использовались воск и льняное масло. Можно считать, что традиция вощения и покрытия маслом – самая древняя из использующихся сегодня.
Особенность масел, использующихся в такой отделке – полимеризация на воздухе, вследствие чего покрытие становится твердым. Чаще всего используется льняное и тунговое масло. Также популярен состав «датское масло» на основе того же льняного/тунгового масла, лака и уайт-спирита. Основное достоинство – легкость использования. Достаточно нанести кистью или тряпкой, вытереть излишки и дождаться полимеризации. Повторить 3-5 раз с промежуточной шлифовкой бумагой №1500-2500 вдоль волокон. Древесину под такую отделку необходимо практически отполировать. Крупные поры лучше заполнить специальными заполнителями (шпатлевками для дерева) на водной основе.
Вощение по технологии мало чем отличается от покрытия маслом, и, как правило, наносится на обработанную маслом поверхность.
Финишное покрытие получается атласным, на ощупь – как непокрытое дерево. Масло, пропитывая древесину, препятствует попаданию влаги внутрь. В случае износа покрытие легко восстанавливается, снимать его со всего инструмента не требуется. Однако масляное покрытие уступает лакам в прочности и не так гидрофобно. Масло достаточно глубоко впитывается в дерево, что может повлиять на звучание акустических инструментов.
Спиртовые лаки
Спиртовыми называются лаки, растворителями для которых являются спирты (чаще всего этиловый или метиловый). К ним относятся шеллак, канифоль, сандарак, мастика и пр. Шеллак превосходит остальные по качеству отделки, о нем мы и поговорим.
Шеллак содержится в экскрементах насекомых надсемейства Coccoidea, некоторые виды культивируются в Индии, Юго-Восточной Азии и Центральной Америке. Помимо использования в качестве покрытия изделий из древесины, шеллак нашел применение в пищевой и легкой промышленности.
Шеллак просто притягивает к себе различные холивары и споры. Апологеты этого покрытия называют его «единственно приемлемым» для музыкальных инструментов, в особенности акустических. Противники ругают его за низкую химическую стойкость и гидрофобность. Следует заметить, что свежий шеллак достаточно влагостоек, но с возрастом это качество ухудшается.
К преимуществам шеллака можно отнести хороший глянец, отличную адгезию к древесине, безопасность (нет токсичных компонентов), простоту использования и ремонтопригодность. Так же шеллак не желтеет со временем. Покрытие быстро высыхает – в течение суток, а полная полимеризация – около недели, и многие современные лаки уступают шеллаку по этому параметру. Старое шеллачное покрытие легко удаляется спиртом.
Недостатки: низкая устойчивость к царапинам, однако это качество улучшается с применением воска. Но применение воска ухудшает влагостойкость – под воздействием влаги шеллак белеет, теряя прозрачность. Покрытие не стойко по отношению к спиртам и щелочам, первые его растворяют, вторые разрушают. Под воздействием тепла шеллак размягчается.
Нанесение шеллака. В продаже шеллак встречается как в жидком виде, так и в сухом. Стоит отметить, что срок годности раствора меньше, чем сухого шеллака. Для применения шеллак растворяют в спирте, примерно 300 г на 1 л спирта.
Шеллак можно наносить кистью, тампоном и воздушным распылением. Наибольшей популярностью пользуется метод нанесения тампоном. Для изготовления тампона используется специальная безворсовая ткань и синтетический наполнитель. Вырежьте квадратный кусок примерно 15 см, уложите наполнитель в центр и сформируйте тампон без складок. Пропитайте тампон спиртом так, чтобы он был влажным, но не мокрым. Шприцем введите 5-8 мл шеллака в центр тампона. Несильно прижимая тампон (шеллак не должен выливаться!) покрывайте изделие мазками, формирую полосы вдоль волокон древесины. Первый слой высохнет достаточно быстро. После высыхания сошлифуйте поднявшийся ворс шлифовальной бумагой №500. Последующие слои необходимо сушить около 12 часов. Финишный слой необходимо отшлифовать бумагой №2000, после чего приступить к полировке.
Полировка шеллака обычно не абразивная, полироли не используются. Для полировки шеллака используют менее насыщенный раствор шеллака и льняного масла/воска в спирте, называемый политурой. Полировка выполняется тампоном, при этом движения должны напоминать восьмерку.
При нанесении краскопультом необходимо использовать большее количество спирта, так как шеллак высыхает очень быстро, что может сказаться на ровности пленки. В общем, нанесение шеллака похоже на нанесение нитроцеллюлозного лака.
Нитроцеллюлозный лак
Нитролаки пришли на смену шеллаку примерно в 1920-х годах. В то время они практически не имели конкурентов по качеству покрытия. Нитролаки использовали в мебельной и автомобильной промышленности. Хороший глянец, быстрая сушка и удовлетворительная атмосферостойкость, отсутствие шагрени при правильном нанесении сделало нитролак очень популярным продуктом. Однако, низкий сухой остаток требовал большого количества слоев (5-11) с межслойной шлифовкой, что делало процесс нанесения достаточно трудоемким. Склонность к пожелтению, хрупкость высохшего слоя и влияние атмосферы приводило к тому, что автомобили приходилось перекрашивать уже через 3-5 лет. В 1960-х годах нитролаки были вытеснены из автомобилестроения.
Почему я заговорил об автомобилестроении? Очень просто – краски и лаки, применявшиеся Лео Фендером были автомобильными. То есть, винтажные «фендеры» 50-х покрыты автомобильным нитроцеллюлозным лаком.
Нитроцеллюлозой называют группу веществ – азотнокислых сложных эфиров целлюлозы. Нитроцеллюлоза растворима в полярных растворителях (например, в ацетоне), а в воде и полярных растворителях (бензол) не растворяется. Сухая нитроцеллюлоза разлагается при 40-60 градусах, при быстром нагреве взрывоопасна. В кислых и щелочных средах нитроцеллюлоза разрушается.
Основным достоинством нитролаков является простота их использования и скорость сушки. Их легко наносить как распылителем, так и вручную. При нанесении кистью сюрпризов в виде пузырьков легко избежать, главное – не наносить слишком толстым слоем. Слои высыхают за несколько часов, можно шлифовать и наносить повторно. Полное высыхание длится несколько дней и покрытие можно полировать.
К недостаткам можно отнести резкий запах растворителя, не очень хорошую адгезию финишных лаков к дереву, поэтому необходимо применение грунтов, совместимых с нитролаками. Качество покрытия со временем ухудшается. Нитролаки склонны к пожелтению, растрескиванию. По степени блеска нитролаки уступают полиуретановым, акриловым и полиэфирным лакам – даже самая тонкая полировка не даст такого блеска, как высокоглянцевый акриловый лак. Покрытие не устойчиво химически, что усложняет уход за ним.
Нитролаки в чистом виде однокомпонентны – это раствор целлюлозы. Испарение растворителя приводит к отвердеванию лака. Также нитролаки входят в состав комбинированных лаков, например, нитро-уретановых.
Стоит ли вообще покрывать гитару нитролаком? В некоторых случаях – да. Во-первых, его проще нанести вручную, чем многокомпонентные лаки. Во-вторых, с помощью нитролаков проще имитировать «винтажные» инструменты – нитролак желтеет сильнее, чем, например, полиуретан, не так ярко блестит, и на нем гораздо проще получить эффект кракелюра и растрескивание. Таким образом, нитролак следует выбирать при отсутствии покрасочного оборудования, в случае реставрации «винтажных» инструментов, покрытых нитролаком и при создании имитации оных.
Полиуретановые лаки
Полиуретанами называют целую группу полимеров, макромолекула которых содержит уретановую группу, относятся к синтетическим эластомерам. Полиуретаны получили широкое применение в промышленности, в том числе и в производстве двухкомпонентных лаков с кислотным отверждением. Под полиуретановым лаком чаще всего понимаются именно такие лаки.
Полиуретановые лаки заменили нитроцеллюлозные благодаря своим улучшенным качествам. Во-первых, полиуретан более эластичен, что предотвращает растрескивание пленки. Во-вторых, не «состаривается», его качества не ухудшаются со временем. В-третьих, более устойчив к химическим воздействиям, чем нитролак. В-четвертых, адгезия с древесиной у полиуретановых покрытий выше.
Однако, полиуретановые лаки сложнее в применении, имеют желтый оттенок (но не такой выраженный, как у нитролаков, со временем желтеют не так сильно) и меньший сухой остаток, по сравнению с полиэфирными лаками.
Затвердевание (полимеризация) лака происходит из-за химической реакции между базой и отвердителем. Так же, для изменения вязкости и скорости реакции используют растворитель (разбавитель).
Полиуретановый лак не рекомендуется наносить вручную из-за эмиссии растворителя, что выражается в образовании пузырьков в толстых слоях. Слой лака полимеризуется до вязкого состояния за несколько минут и не дает пузырям выйти наружу. Поэтому покрывать стоит распылителем.
Рецептуры смешивания несложны, пропорции базы, отвердителя и разбавителя сопоставимы ([2:1]:1, например).
Существует большое количество составов полиуретановых материалов, грунтовочных, финишных, матовых, глянцевых. Полная полимеризация лака занимает примерно неделю, после чего лак можно полировать абразивными полиролями.
Достоинства – большая химическая и механическая стойкость по сравнению с нитролаками, относительная простота применения (по сравнению с полиэфирными лаками), хорошая адгезия, эластичность и меньшее (по сравнению с акриловыми лаками) время полной полимеризации. Скорость сушки зависит от конкретного состава, от 4 до 12 часов до складирования. Грунтовочные составы обычно сохнут быстрее, чем финишные высокоглянцевые. Несмотря на многокомпонентность составов, не существует особых ограничений на время межслойной сушки.
Из недостатков можно отметить некоторую желтизну лаков и меньшую эластичность, чем у акриловых лаков, поэтому сколы на таких покрытиях более вероятны. Отвердители полиуретановых лаков чувствительны к влажности и свету, их необходимо хранить в металлической непрозрачной таре и беречь от попадания влаги.
Полиуретановые лаки являются одними из самых распространенных в гитарной промышленности.
Полиэфирные лаки
Сложность рецептуры приготовления полиэфирных лаков ограничивает их применение в мастерских, однако эти ЛКМ с успехом используются на гитарных фабриках.
Полиэфирные лаки – чемпионы по твердости покрытия, химической стойкости и сухому остатку (около 90%). С такими характеристиками очень легко получить тонкую и прочную пленку, посему они лучше всего подходят для акустических инструментов, где присутствуют высокие требования к толщине лакового покрытия. Однако полиэфирные лаки очень требовательны к точности рецептуры смешивания (например, 4% компонента к 100% базы), количество компонентов – 4 (база, катализатор, ускоритель, разбавитель), плюс различные опциональные присадки вроде пластификаторов, матирующих добавок, пигментов. На производстве замешать 10 кг лака несложно, однако приготовление «дозы» для одного инструмента вызывает сложности. А приготовить состав и потом его использовать не получится – у него маленькое время жизни. Так же к недостаткам стоит отнести резкий запах и высокую токсичность полиэфирного лака.
Несмотря на высокие качества полиэфирных материалов, сложность их использования ограничивает их использование в условиях мастерской.
Акриловые лаки
Акриловые лаки бывают однокомпонентными (в том числе и водными) и двухкомпонентными. Последние с успехом применяются в автомобильной промышленности. Почему? Все дело в их эластичности. Самую эластичную пленку из всех видов покрытия дают только акриловые лаки. Если покрыть машину нитролаком, то он потрескается при первом же открывании капота. Второе преимущество – высокий блеск и прозрачность покрытия. В отличие от нитро- и полиуретановых лаков, акрил не имеет цвета, он абсолютно прозрачен, а значит, не изменит цвет покрытия. Вдобавок к этому, покрытие не желтеет под воздействием ультрафиолета. Рецептуры смешивания просты, поэтому лаки легко использовать. Можно наносить кистью при условии тонкого слоя. Возможно применение автомобильных лаков – адгезия с деревом у них хорошая. У акриловых лаков есть хороший визуальный эффект «мокрого дерева» — текстуру неокрашенной древесины он проявляет наилучшим образом.
Однако есть и недостатки. Во-первых, малый сухой остаток, по этому качеству акрил находится между полиуретаном и нитролаком, хотя и значительно превосходит последний. Во-вторых, имеет большое время сушки, а значит, требования к чистоте помещения на предмет пыли достаточно высоки. В-третьих, полная полимеризация занимает пару месяцев, за это время лак «сядет» в поры дерева. Автомобильные лаки усаживаются сильнее, чем лаки для дерева. Дело в том, что европейские лаки используются для европейских машин, а немцы сушат автомобили в печах. Полимеризация на воздухе занимает больше времени. И, в-четвертых, по технологии акриловые лаки желательно наносить по «мокрому» слою, а количество слоев ограничено. В условиях мастерской это не всегда возможно – зачастую необходима межслойная шлифовка и более толстое покрытие, чтобы закрыть поры. Именно поэтому необходимо просушивать покрытие, шлифовать его и наносить следующий слой. Нанесение акрила «по сухому» слою не приводит к потере адгезии, однако, если при шлифовке/полировке «залезть» в предыдущий слой, то, при определенном угле освещения будут видны «годовые кольца» — изменение блеска лака. Этот дефект невозможно устранить полировкой. Подобный эффект иногда проявляется и на полиуретановых лаках, но не так заметен. Эффекта можно избежать, нанеся более толстый финишный слой, но это чревато появлением потеков. Так же, с увеличением числа слоев увеличивается время полимеризации – лак в течение первого месяца может продавливаться ногтем, но будет очень твердым после полной полимеризации.
Выбор лака
Итак, какое покрытие выбрать? Как мы видим, однозначно невозможно ответить на этот вопрос, но теперь мы знаем, чем руководствоваться при выборе. Если необходима предельная простота использования или тактильные ощущения «дерева» — выбираем масла и воск. Хочется лак, который легко «отремонтировать» и можно нанести без краскопульта – шеллак. Если нужна «винтажная» желтизна и быстрота нанесения – нитролак. Если красим гитару в определенный цвет и не хотим, чтобы он потом «съехал» — акрил. Необходимо высокое качество и небольшая толщина пленки, при этом опыт позволяет пройти миссию «Лакировка» в режиме “Hardcore” – полиэфир. Нужна некая золотая середина – полиуретан.
Рекомендации по нанесению лаков
В заключение хотелось бы сказать несколько слов о непосредственно нанесении лаков.
Всегда читайте рецептуру смешивания! Необходимо знать, как измерять компоненты – по объему или по весу. Обычно компоненты измеряются по весу, часто весовые и объемные пропорции совпадают. Исключения могут составлять эмали, так как пигменты имеют разный удельный вес. Некоторые производители, например, Sayerlack, публикуют весовые и объемные пропорции.
Количество разбавителя обычно рассчитывается от суммы отвердителя и базы.
Некоторые материалы допускают изменение пропорций компонентов. Например, увеличение содержания отвердителя делает пленку более твердой и блестящей, но и полимеризация идет быстрее, и лак может не успеть выровняться.
Чем грунт отличается от лака? У грунта обычно более высокая укрывистость и большая адгезия с древесиной, чем у финишного лака, но хуже механические качества. Но это не означает, что нельзя применять финишный лак в качестве грунта. Можно добавить большее количество разбавителя, и состав из-за увеличения текучести заполнит поры. Так же, если позволяет рецептура, можно добавить меньшее количество отвердителя, тогда шлифовать покрытие будет проще. Финишный лак имеет меньший сухой остаток, чем грунт, и сильнее поднимает ворс. После первого слоя необходимо сошлифовать неровности и повторить операцию.
Какое количество слоев необходимо? Все зависит от того, что вы хотите получить. Если требуется покрытие с открытыми порами, то двух-трех слоев будет достаточно. Для глянцевого покрытия стоит придерживаться такой схемы – грунтовочные слои накладываются до тех пор, пока не будут закрыты поры, после этого наносится три-четыре финишных слоя. Финишные слои нужно накладывать с запасом на шлифовку и полировку.
С непрозрачными покрытиями ситуация такая:
1. Грунта нужно столько, чтобы были закрыты поры древесины, и после последней шлифовки не оставалось открытой древесины.
2. Краски (эмали) нужно столько, чтобы обеспечить равномерный насыщенный цвет, после последней шлифовки не было бугров, ямок или изменения цвета.
3. Финишного лака нужно столько, чтобы после шлифовки и полировки лак полностью закрывал слой краски.
Зачем применять лак после эмали? Лаковое покрытие обладает лучшими показателями блеска и стойкости, чем эмаль, плюс ко всему позволяет получить более «глубокий» цвет.
Если вы смешиваете различные краски для получения уникального цвета – делайте это с запасом по количеству, чтобы хватило на полную покраску инструмента и еще осталось. Даже если вы знаете пропорции, очень трудно получить идентичный цвет в двух разных смешиваниях. И если вы при шлифовке попадете в предыдущий слой, то вас может ждать неприятный сюрприз.
Как избежать потеков на боковых поверхностях дек? Часто корпуса гитар сохнут горизонтально и иногда образуются потеки на боковых поверхностях (обечайках). В этом случае можно наносить лак в два захода – сначала на боковые поверхности с меньшим количеством разбавителя, а затем на горизонтальные – более «жидкий» лак.
Не пытайтесь одним слоем выровнять все неровности. Слишком толстый слой сморщится (апельсиновая корка), а также могут образоваться пузырьки – крупные на полиуретановых лаках и микроскопические на акриловых. Такие скопления пузырей будут выглядеть белыми полосами на покрытии.
Если вы используете шприцы для измерения количества компонентов, то следует избегать шприцов с резиновым поршнем, как правило, они содержат небольшое количество силиконовой смазки. Силикон приводит к образованию кратеров на нанесенном слое.
Шлифовку и полировку акриловых лаков лучше производить через две-четыре недели после нанесения последнего слоя. Лак наберет прочность, станет менее вязким, и шлифовать и полировать его будет гораздо проще.
Если вы используете разные составы, например, нитрогрунт и полиуретановый лак, то проверяйте составы на совместимость на какой-нибудь тестовой доске. После высыхания, если не произошло ничего страшного вроде пузырей и растрескивания, необходимо попытаться отколоть одно покрытие от другого. Совместимы между собой (в общем случае) нитроцеллюлозные и полиуретановые покрытия, чуть хуже по адгезии полиуретан и акрил, еще хуже, но применим с осторожностью, акрил и нитроцеллюлоза. Акрил и алкидные краски абсолютно несовместимы – покрытие после нанесения акрилового лака начинает пузыриться и лопаться.
Вот и все. Если что-то еще вспомню – напишу в комментариях к статье. До встреч!
guitar.ru
виды составов и особенности выбора
Акрил имеет широкую сферу применения. За счет светопрочности и водоотталкивающих качеств этот краситель применяется в автомобильной покраске, для декорирования мебели, бытовых предметов и для художественных изделий. Первым делом стоит определиться нужно ли покрывать изделие лаком. Чтобы прокрашенная поверхность не жухла и долго сохраняла свой товарный вид, необходимо использовать лак для акриловых красок.
В его составе присутствует пластмассовая дисперсия, благодаря которой создается плотная защитная пленка. Она предохраняет поверхность от агрессивного внешнего воздействия и механических повреждений. Перед тем как решить, каким лаком покрыть акриловую краску, следует разобраться в его видах и составе.
Классификация лаков
В продаже сегодня представлены разные виды такой продукции. Наиболее распространенными считаются следующие варианты:
- На водной основе. Такой материал отлично подходит для дерева. Он огнеупорный и не имеет цвета. Единственный минус такого лака заключается в том, что он не терпит резких перепадов температуры. При изменении окружающей среды, лакированная поверхность может пойти трещинами и начать осыпаться.
- Масляные. Такие лаки имеют органическую или синтетическую основу в виде смол и масел. Благодаря отличной впитываемости, такое покрытие самое благоприятное для древесины. Лак быстро твердеет, но полностью высыхает лишь за несколько дней.
- Нитролаки. Они наоборот, моментально вступают во взаимодействие с поверхностью и за счет этого быстро сохнут. Обязаны они этим своей высокой токсичности. Работать с таким материалом следует обязательно в защитном респираторе, предварительно попробовав лак на небольшом участке выкрашенной поверхности.
- Алкидные лаки. Изготавливаются из синтетических растворителей и смол. Высыхают со средней скоростью, устойчивы к влаге. Универсальны, не требуют специальных инструментов для использования. В зависимости от площади поверхности, можно вооружиться распылителем, твердой кистью или обычным валиком. Подходят для покрытия фасадных помещений, поскольку не боятся резкой смены температуры.
- Лаки с основой из полиуретана. Имеют огромную сферу применения. Они подходят для работы с практически любой поверхностью и краской, не страшатся никаких внешних воздействий. Из минусов – высокая ценовая политика и трудоемкость нанесения.
- Эпоксидные растворы. Наилучшим образом подходят для помещений с повышенной влагой: деревянные бани, сауны, бассейны. Быстро сохнут, не страшатся механических повреждений.
При выборе лака следует учитывать то, что он бывает не только прозрачный. В зависимости от желаний, конечное покрытие может быть матовым или перламутровым.
Достоинства и свойства акрила
Акрил имеет огромное преимущество перед другими красками благодаря своим многообразным качествам. Он сочетает в себе прочность и эластичность, легко схватывается с поверхностью, что обеспечивает долговременную посадку. Изделие, покрытое таким лаком, легко перенесет внешние воздействия, прямые солнечные лучи, морозы, избыточную влагу.
При лакировании жилых помещений, обеспечена защита от плесени, паразитирующего грибка, а также будет соблюдена пожарная безопасность.
Таким составом можно покрыть как штукатурку, так и кирпичную стену для закрепления положительного результата. К свойствам лака можно отнести:
- отсутствие запаха;
- взаимодействие с водорастворимыми красками;
- быстрое высыхание;
- высокое сопротивление внешней среде;
- тягучая консистенция;
- беспроблемная растворимость в водосодержащих жидкостях;
- плотное прилегание к чистым поверхностям;
- не боится контакта с водой после высыхания;
- сохраняется прозрачность под действием ультрафиолетовых лучей.
Важно помнить о том, что не все акриловые краски одинаково хорошо реагируют на один и тот же вид лака. Для такого вида красителей наилучшим образом подойдет акриловый либо полиуретановый лак.
На видео: как выбрать лак.
Покрытие лаком
Прежде чем покрывать лаком желаемый объект, следует определиться с выбором. Для этого следует точно знать, какая поверхность будет обрабатываться. Будучи в магазине, следует отдавать предпочтение продукту не старше 3 месяцев. Консистенция должна быть матовой и тягучей.
После приобретения нужного раствора, следует подготовить свое рабочее место. В мастерской должна быть хорошая видимость, основной источник света идти с верхней правой стороны. Наилучшими инструментами для покраски будут жесткие кисти из щетины или синтетики.
Для обширной поверхности можно воспользоваться флейцами – это широкие плоские кисти из натурального животного ворса.
Особое место в этом процессе занимает отсутствие пыли. Важно наносить лак на идеально чистую поверхность, а при снятии защитной пленки с банки, не допускать попадания внутрь грязи. Для легкого нанесения, лак следует нагреть до температуры в 50 градусов. Сделать это можно на водяной бане. 3 литра лака будут нагреваться примерно 5 минут. Лакокрасочную смесь необходимо постоянно помешивать чистым предметом.
Когда вышеупомянутые манипуляции произведены, можно приступать к лакировке. Лак на кисть стоит набирать в умеренном количестве, чтобы с нее ничего не капало. Мазки следует делать размашистыми и плавными. Сначала покрывается небольшой участок, а затем раствор полируется сухой кистью. Как только он начнет застывать, а происходит это довольно быстро, можно приступать к следующему участку.
Нужно учитывать, что покрытие лаком — весьма трудоемкое занятие. Состав быстро застывает, а при попадании небольшого количества пыли вся работа пойдет насмарку. Так что перед началом работы, особенно если это впервые, неплохо было бы потренироваться на небольшом участке или вещи, которую не так жалко.
Важные нюансы:
- Для лучшего прилегания лака к поверхности, можно прошкурить её перед началом работы. Для этих целей подойдет наждачная бумага или шкурка. Такой способ отлично подходит для дерева. Его поверхность станет пористой и это усилит впитываемость раствора. Главное не переусердствовать. От породы дерева и тонкости изделия зависит выбор жесткости наждачки. Такой прием подойдет только для некрашеных поверхностей. Так же шкурка пригодится для придания блеска покрытию. После застывания лака, можно пройтись по последнему слою нулевкой.
- Для экономии лака, его можно наносить на грунтовку. Подойдет тонированная пропитка или грунт на водной основе.
- Необходимо помнить о визуальной стороне вопроса. Если на поверхности имеются неровности, то глянец их только подчеркнет, а матовый лак – скроет.
- Для разбавления состава подойдет только чистая вода. Если объем воды будет превышать оду десятую часть от общей массы, то раствор потеряет свои свойства. Лаки на водной основе не разбавляются химическими растворителями или другими неорганическими смесями.
- Нельзя лакировать в помещении с сухим воздухом. Влажность должна быть не менее 50 процентов, иначе состав быстро высохнет и деформируется.
- Качественно нанести раствор можно только на обезжиренную поверхность. Достаточно пройтись по ней мыльной водой.
Если в банке субстанция различается по цвету, имеются разводы, то не стоит пугаться. Достаточно хорошо перемешать смесь. Для однородного покрытия, лучше наносить материал в несколько тонких слоев, чем в один толстый. Если нужно добиться тонированного эффекта, то лак на краске должен лежать тонким слоем. Большое количество приведет к заметному затемнению.
Лак для художественных работ
Лакируют не только предметы мебели и стены помещений. В завершающем закреплении нуждаются изделия из металла, папье-маше, работы с резьбой, росписью, инкрустацией. В данной сфере покрытие акриловых красок дает не только глянцевый блеск. Лаком можно усилить колористический контраст, внести дополнительные эффекты и фактуры.
Технология обработки примерно такая же, как и для других поверхностей. Раствор должен быть вязким и тягучим. Для работы можно применять более профессиональные и тонкие кисти. Лак можно нанести на еще не высохшую краску. Для шершавого эффекта вместо валика или кисти можно тамповать работу поролоновой губкой.
Если задаться вопросом о том, можно ли акриловую краску покрыть лаком, то ответ будет простым – можно, но не обязательно. Эта краска сама по себе создает защитный слой, но основной её колер не ненадежен. Многое зависит от преследуемых целей. Если первостепенная задача – сохранить вещь в хорошем состоянии и обезопасить ее от множества неприятностей, то покрытие лаком необходимо.
Как покрыть готовое изделие акриловым лаком (1 видео)
Разные виды лаков (40 фото)
gidpokraske.ru