Деформационные швы: виды, применение, особенности, ГОСТы

Казань Москва Санкт-Петербург Абакан Азов Александров Алексин Альметьевск Ангарск Анжеро-Судженск Апатиты Арзамас Армавир Артём Архангельск Асбест Астана Астрахань Ачинск Балаково Балашиха Балашов Барнаул Батайск Белгород Белебей Белово Белогорск Белорецк Бердск Березники Бийск Биробиджан Благовещенск Бор Борисоглебск Братск Брянск Бугульма Будённовск Бузулук Буйнакск Великие Луки Великий Новгород Владивосток Владикавказ Владимир Волгоград Волгодонск Волжский Вологда Вольск Воркута Воронеж Воскресенск Воткинск Выборг Гатчина Георгиевск Глазов Горно-Алтайск Грозный Губкин Гуково Гусь-Хрустальный Дербент Дзержинск Димитровград Дмитров Долгопрудный Домодедово Донской Дубна Егорьевск Ейск Екатеринбург Елабуга Елец Ессентуки Железногорск Жуковский Заречный Зеленогорск Зеленодольск Златоуст Иваново Ижевск Иркутск Искитим Ишим Ишимбай Йошкар-Ола Калининград Калуга Каменск-Уральский Каменск-Шахтинский Камышин Канск Каспийск Кемерово Кинешма Киров Кирово-Чепецк Киселёвск Кисловодск Клин Клинцы Ковров Коломна Комсомольск-на-Амуре Копейск Королёв Кострома Котлас Красногорск Краснодар Краснотурьинск Красноуфимск Красноярск Кропоткин Кстово Кузнецк Кумертау Кунгур Курган Курск Кызыл Лабинск Лениногорск Ленинск-Кузнецкий Лесосибирск Липецк Лобня Лысьва Люберцы Магадан Магнитогорск Майкоп Махачкала Междуреченск Мелеуз Миасс Минеральные Воды Минск Минусинск Михайловск Мичуринск Мурманск Муром Мытищи Набережные Челны Назрань Нальчик Наро-Фоминск Находка Невинномысск Нерюнгри
Как сделать деформационные швы в бетонном покрытии – простая технология времён СССР
Тема нашей настоящей статьи: Как сделать деформационные швы в бетонном покрытии – описываем простую технологию времён СССР
Многие владельцы частных домов бетонируют площадки перед домом, проезды от автодороги к своему гаражу и полы внутри гаража. Бетон – материал распространённый, его приготовление и укладка значительно проще и дешевле, чем устройство асфальтового покрытия, требующее наличия определённых навыков и техники.
Но спустя год-два вроде бы идеальная, качественно забетонированная площадка вдруг начинает деформироваться, частично проседать – в основном в месте постоянного проезда автомашины – затем появляются сквозные трещины, сколы, отваливаются углы площадки большими кусками…
Попытка замазать раствором не помогает, трещины продолжают появляться и с каждым днём становятся всё шире; в результате вместо ровной поверхности перед гаражом огорчённый домо-и-автовладелец ежедневно вынужден лицезреть растрескавшиеся, как лёд по весне, покрытие с шевелящимися при нагрузке на них кусками бетона, с каждым днём всё больше приходящее в негодность.
Как предотвратить разрушение бетонных проездов и площадок, не используя дорогостоящую арматурную сетку при бетонировании?

Для этого нужно всего лишь… позволить бетону трескаться! Но – только там, где запланирует хозяин. Технология устройства деформационного шва очень проста, даже примитивна, применялась в 80-х годах прошлого века при строительстве бетонных автодорог и днищ иловых полей очистных сооружений. Для выполнения деформационного шва при бетонировании покрытия кроме бетона понадобятся:

1. Обрезные доски толщиной 40-50 мм (для временного использования).
2. Пеньковый пропитанный канат диаметром немного меньше толщины используемой доски.

3. Нефтебитум.
Технология заделки деформационных швов
При бетонировании площадки или проезда к гаражу для автомашины необходимо в свежий бетон устанавливать «на ребро» доски, стараясь утопить их как можно глубже – не менее 3 толщины слоя (нормальный слой бетона для площадки\проезда легковой автомашины – 100 мм). По мере схватывания доски необходимо периодически шевелить, чтоб они не застыли внутри бетона. Предварительно перед установкой досок лучше всего сделать разметку – швы будут просматриваться на поверхности, лучше их сделать как можно более ровными.
Расстояние между швами в дорожном бетонировании допускалось от 6 до 8 метров, но в индивидуальном строительстве лучше сделать швы чаще – для уплотнения грунта под бетон во дворе частного дома вряд ли использовалась тяжёлая дорожная техника, да и от паводка и промоин никто не застрахован. Для однорядного проезда нормальным будет расстояние между поперечными швами 3 метра; продольные швы делать не нужно.

В случае устройства деформационных швов на площадке будет целесообразным предварительно замерить длину и ширину площади бетонирования и высчитать близкие к 3-м метрам числа, на которые длина и ширина делятся без остатка – чтоб бетонные «карты» между швами смотрелись одинаково и эстетично.
После того как бетон «встанет», доски нужно аккуратно вытащить – больше они не нужны. Придётся подождать некоторое время, пока шов не просохнет. Затем его надо прочистить от мусора.

Растопленный нефтебитум наливается примерно на половину глубины шва. Как только битум немного остынет и загустеет – можно забивать в шов пеньковый канат, используя для этого любой подручный инструмент, например, старый тупой топор.
Синтетический канат вместе с горячим битумом использовать нельзя. После забивки каната нужно опять пролить все швы битумом, не доливая полтора-два сантиметра до верха – эта выемка – для заделки раствором или смесью песка с жидким стеклом – чтоб накрыть битум и избежать его следов на обуви и колёсах автомобиля.
Особенности бетонного покрытия с деформационными швами в том, что при нагрузке от движущегося автомобиля бетон лопнет в запланированном месте, где он тоньше всего – в шве. Нефтебитум и пеньковый канат – своеобразная гидроизоляция шва, дождевая вода не будет проникать внутрь и разрушать бетон при замерзании.
Заключение
Ремонт деформационных швов в бетонных полах, как устранить дефекты
Устройство и ремонт деформационных швов в бетонных полах является неотъемлемой частью строительного процесса. Несмотря на то, что бетон считается довольно крепкой и надежной конструкцией, он не избавлен от разрушительного действия атмосферных температур, динамических нагрузок и вредоносного воздействия различных химикатов и влаги.
Для продолжительного эксплуатационного периода стяжки необходимо уделить достаточное количество внимания устройству деформационных швов.
Когда возникает необходимость ремонта бетонного пола
Поверхность полов нуждается в реставрационных работах, когда теряется ее первоначальный вид. В этом случае причинами реконструкции могут быть следующие явления:
- образование трещин, ям и бугров;
- дисфункция усадочных швов, конструкционных и изоляционных швов в результате разрушения стяжки;
- интенсивное выделение пыли.
Указанные выше дефекты покрытия существенно портят эстетический вид бетонного основания, что вызывает значительные затруднения в его эксплуатации. Чтобы исключить дальнейшее усугубление ситуации, необходимо как можно оперативно приступить к выполнению ремонта бетонных полов.
Для чего нужны деформационные швы в бетоне
Практически все полы состоят из двух элементов: облицовочное покрытие и основание. В качестве последнего преимущественно используется бетонная конструкция. Сам по себе бетон обладает довольно прочными, но при этом хрупкими свойствами, не выдерживающими пластическую деформацию. Если данный материал испытывает нагрузку, превышающую допустимый предел, его структура не способна искажаться без видимых повреждений, чего нельзя сказать, кпримеру, о пластике. После таких нагрузок во многих местах покрытия начинают появляться трещины, даже провалы.
Дополнительный риск образования дефектов в стяжке создают сезонные температурные колебания, и деформирующая усадка бетонного основания во время его высыхания. Чтобы предотвратить хаотичное появление трещин в полу, специалисты рекомендуют нарезку швов, способствующих свободному «движению» бетона при его затвердевании или деформирующем воздействии внешних факторов.
Систематизация технологических швов
При проектировании и создании основания одним из важных мероприятий является грамотное устройство технологических швов, смягчающих деформационные колебания бетона. В их число входит три типа швов:
- усадочные;
- изоляционные;
- конструкционные.
Вот что они из себя представляют.
- Высыхание основы происходит неравномерно. Верхние слои стяжки теряют влагу намного быстрее, чем нижние слои. Вследствие этого возникает легкое закручивание краев, когда они становятся чуть выше центральной части пола. Появляются внутренние напряжения, вызывающие хаотичное растрескивание. Чтобы предотвратить подобное явление, выполняется нарезка усадочных швов. Когда пол будет высыхать, швы слегка разойдутся в заданных местах, не допустив появления беспорядочных трещин.
- Практически все сооружения в процессе эксплуатации испытывают деформационные колебания различной степени. Провоцирующими факторами могут выступать самые разные обстоятельства: влияние атмосферной температуры и влажности воздуха, грунтовые колебания, механическое воздействие. Для исключения передачи подобных явлений от стен и фундамента на пол устраиваются изоляционные швы по периметру соприкосновения основания и стен: колонны, локальные фундаменты для оборудования. Толщина швов в этом случае равна толщине стяжки. Когда данные мероприятия выполнены грамотно, покрытие становится независимым от деформации общей конструкции сооружения. В противном случае при капитальной сцепке бетонного пола с объектом повреждение пола неизбежно.
- Часто процесс заливки свежего раствора прерывается по окончании рабочей смены, оставляя сохнуть незаконченную стяжку. Залитый бетон за ночь приобретает определенную степень затвердения. В местах стыка новой и застывшей стяжки необходимо провести нарезку конструкционных швов. После того, как общий процесс работы закончен, и бетонный пол приобрел завершенный вид, эти швы заделываются свежим раствором.
Ремонт образовавшихся выбоин
Ремонт выбоин
Все ямы и выбоины требуют незамедлительного и обязательного устранения. Как правило, их появление связано с нарушением технологических норм и требований при сооружении конструкции пола. Потому что в случае выполнения всех необходимых предписаний проекта основание будет достаточно надежным.
Процесс устранения выбоин включает в себя следующие этапы работ:
- Используя алмазный диск, вокруг разрушения прорезается участок глубиной до 20 мм.
- После этого посредством перфоратора или других соответствующих инструментов деформированное место полностью удаляется.
- Освободившийся участок необходимо очистить от пыли и обломков с помощью строительного пылесоса или пескоструйной машины.
- Когда поверхность подготовлена, ее следует покрыть эпоксидной грунтующей смесью или грунтовкой для минеральных ремонтных составов.
- С помощью обычного строительного шпателя полость заполняется герметизирующей смесью. Когда вся яма будет забита, ее поверхность выравнивается мастерком или правилом по общему уровню пола.
- После окончательного затвердевания ремонтного состава покрытие затирается и шлифуется.
Если глубина выбоины составляет более 50 мм, состав следует наносить в два, три слоя. Данные мероприятия можно выполнять не только в местах повреждения напольного покрытия, но и на участках с высокими нагрузками. В этом случае снижается риск появления новообразованных разрушений основания.
Одно из достоинств данного метода ремонта полов – отсутствие необходимости останавливать эксплуатационный процесс здания на период выполнения ремонтных мероприятий, более подробно о нем можно почитать здесь.
Варианты герметизации деформационных швов
Профильная система для деформационных швов
Благодаря качественной герметизации швы не забиваются мусором и другими вредоносными засорениями. Также за счет герметизации вся стяжка защищена от трещин и сколов на местах соединений. Данные мероприятия особенно актуальны, когда финишное покрытие планируется выполнять керамической плиткой.
В качестве заполняющих материалов для швов можно использовать следующее:
- Специальный уплотнительный жгут, изготавливаемый из вспененного полиэстера. Его следует плотно укладывать непосредственно в глубину шва. Не поддается влиянию низких и высоких температур.
- Использование герметика и подобных ему мастик. После высыхания средство приобретает эластичные свойства, не пропуская влагу и мусор внутрь деформационного шва. Сама поверхность, заделанная герметиками не будет создавать пыль.
- Не менее эффективным способом является применение гидрошпонок – уплотнительный материал, имеющий в основе ПВХ, полиэтилен, резину. Изготавливаются в виде профильных лент. Укладка гидрошпонок в деформационные каналы выполняется во время заливки раствора.
- Специализированные профильные системы. Включают в себя резину, выдерживающую существенные температурные колебания, и металлический профиль из стали или алюминия. Монтаж подобных конструкций предотвращает образование трещин в бетоне, засорение самих швов. Профиль изготавливается накладной или встроенный.
Герметизация с помощью герметика
Реставрация деформационного шва
В процессе ремонтных работ могут использоваться различные типы герметиков. Отличительные признаки данного материала заключаются в составе – различают одно-, двухкомпонентные, на химической основе.
Ремонт шва с использованием шнура и герметика
Большим преимуществом сегодня пользуются акриловые, полиуретановые, латексные герметики. Но и среди указанных немалой популярностью отличается полиуретановая смесь, благодаря высоким характеристиками прочности и высокой продолжительности срока эксплуатации.
Процедура герметизации деформационного шва посредством двухкомпонентного состава подразумевает следующие этапы работы:
- Для выполнения данного мероприятия следует заранее подготовить необходимый инструмент и строительные материалы. Понадобится широкая кисть, узкий шпатель треугольной формы для выравнивания нанесенного слоя, грунтовка, строительный пистолет, герметик.
- Требуется качественно подготовить основу. Стоит обратить внимание, чтобы швы были сухими и очищенными, не рассыпающимися, не содержащие признаков грибка, жира, красок, т.п. Чтобы улучшить свойства сцепления, шов следует расшить и с помощью широкой кисти обработать концентрированной грунтовкой глубокого проникновения.
- В том случае, когда применяется двухкомпонентная смесь, пасту и затвердитель следует тщательно смешать на протяжении 4-6 минут до получения однородного состава. Категорически запрещается игнорировать нормы дозировки ингредиентов. Все требования подробно описаны в инструкции материала. Будет мало затвердителя, процесс застывания герметика не осуществится. Если затвердитель будет в большом количестве, смесь получит слишком жесткие свойства. Чтобы повысить вязкость средства, можно аккуратно развести смесь уайт-спиритом или бензином в соотношении 80 мл растворителя/1кг герметика.
- Наносится состав посредством строительного пистолета, заполняя шов ровным слоем по всей длине. Когда полость будет заполнена, излишек смеси снимается шпателем и выравнивается в уровень с полом. Чтобы получить гладкую поверхность соединения, шпатель можно смочить в мыльной воде. Процесс первичного застывания состава длиться 30-40 минут при условии соблюдения температурного режима 20°С. После того, как герметик застыл (поверхность заполнителя не размазывается), обработанный шов необходимо присыпать небольшим слоем сухого песка или цемента. Период окончательного затвердения, когда смесь приобретет требуемые свойства, длится от четырех суток до недели. Если реставрационные работы выполняются в закрытом помещении, после окончаний процедуры комнату следует хорошенько проветрить.
Эластичные свойства герметизирующих мастик позволяют применять их для заделки образовавшихся трещин и выбоин в бетонном полу и открытом дорожном полотне. Нижний и верхний температурный предел подобного материала варьируется от -50°С до +60°С зависимо от содержания компонентов, что дает возможность эффективно применять данное средство как для внутренних, так и для наружных работ.
Остались вопросы? Задайте их нашему эксперту!
Наш эксперт Немиров Иван Степанович
Инженер строитель с 20 летним стажем
Самые интересные вопросы
ДЕФЕКТЫ ГЕРМЕТИЗАЦИИ ДЕФОРМАЦИОННЫХ ШВОВ В ЦЕМЕНТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЯХ
Инженер ООО «Нова-Брит»
Барковский Д.В.
Инженер ФГУП ГПП и НИИ ГА «Аэропроект»
Гальченко Н.С.
Начальник управления СБР ООО «Трансстроймеханизация»
Михеев А.В.
Надежность герметизации деформационных швов, устаиваемых в цементобетонных покрытиях автомобильных дорог и аэродромов Российской Федерации, на протяжении многих лет и до настоящего времени оценивается визуально, а именно по внешнему состоянию герметизирующего материала и носит качественный характер. В отечественных нормативных документах существуют такие понятия, как «старый» или «разрушенный» заполнитель, в то время как за рубежом [1] разработаны методики количественной оценки различных видов дефектов герметизации и степень их влияния на эксплуатационное состояние покрытия. В данной статье сравниваются эти два подхода и сформулированы причины, вызывающие нарушения герметичности деформационных швов.
Герметизация деформационных швов является общепризнанным требованием. Несмотря на то, что ряд исследователей [2] указывают на то, что данная мера не является обязательной. Многочисленные эксперименты с «открытыми», не загерметизированными швами показали, что такой подход совершенно неэффективен для долгосрочной рентабельной эксплуатации покрытия. Коэффициент стока воды через негерметичные швы может достигать 70% [3]. Это приводит к попаданию воды между слоями покрытия, а также к переувлажнению основания и, как следствие к возникновению таких серьезных дефектов — просадки и разрушения отдельных плит (рис.1,2), а для жестких покрытий, усиленных асфальтобетонными слоями – сколу кромок швов (рис. 3).
Рисунок 1. Просадка плит. |
Рисунок 3. Сколы кромки шва.
|
Рисунок 2. Сколы углов плит |
Очевидно, что чем выше степень нарушения герметичности швов, тем выше вероятность появления вторичных дефектов. Существующие зарубежные методики [4] предполагают следующую градацию уровней надежности герметизирующих материалов по протяженности дефектных (негерметичных) участков, относительно общей протяженности деформационных швов (табл.1).
Уровень надежности | Нарушение герметичности, % |
Высокий | Менее 10 |
Средний | 10-30 |
Низкий | 30-50 |
Очень низкий | Более 50 |
В методике, разработанной специалистами ЦНИИ 26 МО, отображены следующие дефекты герметизации, как отслоение герметика от стенки швов; выдавливание герметика из камеры шва; присутствие в швах травы; отвердение (окисление) герметика; отсутствие герметика в шве. Степени разрушения герметизирующего материала (заполнителя) деформационного шва оценивается по следующим признакам:
- Слабая: герметик находится в хорошем состоянии в пределах всего шва при минимальном количестве повреждений. К слабой степени проявления повреждений герметика относят также локальное отслоение от стенок шва при сохранении сцепления с цементобетоном.
- Средняя: заполнитель находится в удовлетворительном состоянии, шов заполнен герметиком, но имеются видимые отрывы от стенок, размер которых не превышает 3 мм; вблизи шва наблюдается скопления минеральных частиц, образовавшихся вследствие выплесков; верхний слой заполнителя окислен и утратил эластичность, но полностью заполняет шов.
- Сильная: заполнитель находится в неудовлетворительном состоянии, либо отсутствует на длине, составляющей 10 и более процентов от общей протяженности швов. К сильной степени разрушения относят сплошные отрывы от стенок шва.
- Повреждение герметика в швах учитывают не по принципу “от плиты к плите”, а по его состоянию в пределах всего образца.
Более детально методика оценки эффективности применения герметизирующих материалов описана в американском стандарте [5], который включает в себя требования и критерии испытаний, предусмотренные Национальной программой оценки транспортной продукции (NTPEP) в отношении материалов для герметизации трещин и деформационных швов в асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях. Согласно данной методике рассчитывается Индекс состояния заполнителя (герметика) («Sealant Condition Number» (SCN)), учитывающий наличие и степень развития основных типов дефектов, таких как степень разрушения и засорение шва.
SCN = 1(L) + 2(M) + 3(H)
где:
L = количество типов дефектов низкого степени разрушения
M = количество типов дефектов средней степени разрушения
H = количество типов дефектов высокой степени разрушения
Степень разрушения измеряется как процентная доля участков нарушения герметичности, где вода проникает в шов по причине полного отсутствия адгезии (отрыв от стенки шва) или сцепления (когезионный разрыв герметика). Отсутствие адгезии или сцепления определяются при помощи метода визуального осмотра SHRP.
Доля дефектов, в которые проникает вода, определяется по формуле:
%L = (L/ Ltot)* 100
где:
%L = доля швов от общего количества, в которые проникает вода;
L = общая протяженность трещин в заполнителе, через которые в шов проникает вода;
Ltot = общая длина обследуемого участка.
Далее определяется степень распространения дефекта. Существуют следующие степени разрушения:
- Нарушение герметичности отсутствует: %L = 0% < %L < 1%
- Низкая степень (L): 1% < %L < 10%
- Средняя степень (M): 10% < %L < 30%
- Высокая степень (H): %L > 30%.
Засорение шва оценивается по наличию посторонних предметов на поверхности шва, включая сколы кромок. Приняты следующие уровни засорения:
- Низкий уровень (L): случайные камни и/или мусор прилипли к верхней части заполнителя, либо мусор проник в поверхность заполнителя/поверхности.
- Средний уровень (M): В заполнителе присутствуют камни или мусор, а отдельные частицы мусора глубоко проникли в заполнитель.
- Высокий уровень (H): В заполнителе присутствует большое количество камней и мусора, и они проникли глубоко в заполнитель.
В качестве примера расчета Индекса SCN принят участок со швами протяженностью 150м, на котором выявлены:
- сквозные трещины в заполнителе общей длиной 30м, что соответствует средней степени разрушения
(M) %L = (L/ Ltot)* 100 = (30/150)*100 = 20%;
- отдельные случаи засорения, что соответствует уровню (L).
Таким образом, на выбранном участке выявлен один тип дефектов низкого уровня развития (L) , один тип дефектов среднего уровня развития(M) и отсутствие дефектов высокого уровня развития (H). Тогда Индекс состояния заполнителя рассчитывается как:
SCN = 1*1+1*2+0*3 = 3
Если в заполнителе дефекты не обнаружены, то SCN определяется как 0, что является высшей оценкой. SCN = 6, худшая возможная оценка, присваивается, когда значения засорения и инфильтрации воды определены как высокие.
Исследования, проведенные в 2004 – 2007 годах в США [6], в соответствии с данной методикой показали, что для периода эксплуатации покрытий более трех лет проведенные с использованием данной методики показали, что для после трех лет эксплуатации Индекс SCN для традиционно применимых в США герметизирующих материалов составляет от 1 до 3.
Таким образом, герметизация деформационных швов является одним из факторов, обеспечивающим расчетный срок эксплуатации покрытия в целом, а надежность герметизации может определяется степенью водонепроницаемости швов.
К сожалению, в отечественной и зарубежной литературе отсутствуют подтвержденные методы оценки фактического срока службы герметизирующих материалов. Однако, многолетний опыт авторов по мониторингу состояния деформационных швов аэродромных покрытий в различных климатических зонах, позволяет сделать предположение, что срок службы можно определить, как период эксплуатации, за который количество дефектов не превышает 20%, что соответствует среднему уровню повреждения герметика по методике AАSНTO. Следует отметить, что срок службы зависит не только от собственных свойств герметика, но и в правильности выбора конструкции шва и соблюдения технологии производства работ по герметизации. Условно, можно выделить четыре уровня, соответствующих сроку службы, или же сроку эксплуатации герметика:
- Краткосрочный, до 1 года.
- Среднесрочный, от 1 до 3 лет.
- Долгосрочный, более 3 лет.
Краткосрочный уровень допустим для аварийного ремонта небольших участков покрытия с целью обеспечения его безопасной эксплуатации. Такие работы могут проводиться в неблагоприятные погодные условия с отступлением от требований технологии применения и использованием таких простейших герметизирующих материалов, как битум или резино-битумная мастики.
Среднесрочный уровень характерен для большинства отечественных битумно-полимерных герметиков марок БП-Г, выпускаемых по ГОСТ 30740-2000. Эти материалы могут успешно применяться для ремонта и текущего содержания покрытий, однако их применение при реконструкции или строительстве новых покрытий необоснованно, в силу низких технических требований, заложенных в стандарте.
Долгосрочный уровень проявляют герметизирующие материалы, соответствующие требованиям Стандарта ASTM D6690 [7]. Это герметики производства США, Канады и ряд отечественных материалов, для которых нарушение герметичности происходит не за счет температурных деформаций покрытия, а в результате естественного старения под воздействием УФ излучения и кислорода воздуха. Очевидно, что именно ожидаемый срок службы герметика должен определять конструктивные решения, технологию производства работ и тип применяемых материалов.
Все дефекты герметизации по времени их проявления можно разделить на две группы: летние дефекты, возникающие при положительных температурах и зимние, возникающие при отрицательных температурах. По нашим данным, их соотношение составляет 1 к 3, что связано с существенным ростом жесткости битумно-полимерных герметиков при снижении температуры и как следствие возрастание нагрузок на плоскости контакта герметик-стенка шва.
Необходимо уточнить, что возникновение различных дефектов, является объективным процессом, развивающимся в процессе эксплуатации. Далее будут рассматриваться только случаи преждевременной разгерметизации швов, когда дефекты возникают до окончания расчетного срока службы герметизирующего материала.
Как и для любых упруго-пластичных композиционных материалов, с повышением температуры в битумно-полимерных герметиках начинают преобладать пластические свойства. Этот процесс сопровождается снижением прочности сцепления с основанием и повышением вероятности образования необратимых деформаций. К числу дефектов, возникающих в летний период относятся:
1. Выдавливание герметика из камеры шва (рис.4).
Данный дефект возникает в основном в швах расширения иногда в швах сжатия, устроенных в искусственных покрытиях. Основной причиной выдавливания герметика из камеры шва является нарушение технологии работ, а именно в тех случаях, когда заполнение камеры шва герметиком осуществляется выше уровня нижней кромки фаски. Такой же эффект может наблюдаться тех случаях, когда заполнение швов производят в холодное время года без учета расширения паза шва сверх расчетного значения в летний период. Так объем «стандартной» камеры шва размером в профиле (13х20) мм, нарезанной и загерметизированной при температуре +10ОС при нагреве покрытия до + 50ОС уменьшается на 15%, что вызывает выдавливание герметика выше уровня покрытия. При этом воздействие транспортной нагрузки способствует отрыву герметика от стенок шва, а при недостаточной глубине заполнения к предельному случаю нарушения герметичности — полному выносу герметика из камеры шва.
2. Образование пузырей на поверхности герметика (рис.5) может происходить либо в результате подплавления поверхности уплотнительного шнура, испарения растворителя из грунтовочного состава, либо испарения влаги из нижележащих слоев покрытия. Несмотря на высокую вязкость герметика, при температурах воздуха более +30ОС воздушные пузыри могут мигрировать из глубины шва к поверхности, существенно увеличиваясь в объеме за счет теплового расширения. В первом случае относительно крупные пузыри локализованы по продольной оси шва и, фактически не могут считаться дефектами, так как не нарушают герметичности шва. Однако, большое их количество в совокупности с выдавливанием герметика в результате сжатия камеры шва повышает вероятность отрыва герметика колесами транспортных средств. Образование сплошной области мелких пузырей вдоль стенки шва свидетельствует о нарушении технологии проведения работ, выражающееся в недостаточном времени сушки грунтовочного состава, либо применения праймеров, содержащих малолетучие растворители.
3. Отслоение герметика от стенки шва (рис.6) при положительных температурах происходит в результате недостаточной очистки камеры шва от загрязнений, а также проведения герметизации на влажном покрытии. Обычно такие дефекты имеют протяженность от нескольких метров и локализованы на одной из стенок шва. В силу того, что в летний период швы обычно сжаты, визуально обнаружить отслоения бывает затруднительно, однако использование металлической линейки в качестве щупа, позволяет выявить данные дефекты при их наличии. Другой причиной возникновения подобных дефектов могут быть низкие адгезионные свойства герметизирующего материала. В любом случае, при обнаружении подобных дефектов на стадии устройства швов необходимо прекратить работы по герметизации и выявить причину отслоения. Предельным следствием отслоений может становится полный вынос герметика из камеры шва под воздействием транспортных средств.
4. Сколы кромок плит в зоне швов (рис.7) в основном происходят под воздействием транспортных средств в местах, где разница уровней смежных кромок швов превышает 3мм. Одной из причин возникновения разницы уровней смежных кромок швов является нарушение технологии устройства цементобетонных покрытий, либо вертикальные сдвиги смежных плит, а также по причине кристаллизации воды, проникающей в конструкцию покрытия через негерметичные деформационные швы. Сколы кромок, хотя и не могут рассматриваться, как дефекты герметизации, инициируют их возникновение, и в первую очередь – отслоения герметика. Другой причиной возникновения сколов кромок являются ошибки на стадии проектирования, когда в конструкции швов не предусматривается устройство фасок, специально предназначенных для снижения нагрузок на кромки швов.
5. Отрыв и вынос герметика (рис.8) в зоне пересечения деформационных швов встречаются достаточно редко и только в конструкциях швов, в которых предусмотрено применение уплотнительного шнура из пористой резины. При определенных погодных условиях, установить такой шнур в камеру шва возможно только его растянув. Находясь в камере шва в растянутом состоянии шнур удерживается силами трения, но при охлаждении покрытия происходит восстановление его первоначальной длины вместе с герметиком. В результате чего, уже в первый год эксплуатации покрытия возникают критические дефекты в виде полного отрыва герметизирующего материала от стенок камеры шва
6. Особым случаем дефектов герметизации деформационных швов, устроенных в искусственных покрытиях автомобильных дорог, является локальный вынос герметика из камеры шва в местах образования колеи по так называемым «полосам наката» (рис.9). Данный тип дефекта характерен для покрытий автомобильных дорог после 1-2 лет эксплуатации. Под воздействием шипованных шин образуется, колея износа глубиной до 3мм, при этом герметик, обладающий упругими свойствами, не так сильно подвержен истиранию и в результате его уровень начинает превышать уровень покрытия. При низких температурах герметик обладает достаточной жесткостью, чтобы сопротивляться сдвиговым воздействиям проходящих транспортных средств, однако при повышении температуры прочность сцепления со стенками шва снижается и происходит локальный отрыв и вынос герметика из шва длиной 30 – 50 см, причем на смежных участках дефекты не наблюдаются.
Рисунок 4. |
Рисунок 5. |
Рисунок 6 |
Рисунок 7. |
Рисунок 8. |
Рисунок 9. |
В зимний период при отрицательных температурах эластичность битумно-полимерных герметиков снижается, а растягивающие напряжения от сжатия покрытия увеличиваются. Для обеспечения герметичности деформационного шва герметик должен обладать достаточной деформативностью при минимальных температурах эксплуатации, чтобы компенсировать температурные деформации покрытия. К числу дефектов, возникающих зимний период, относятся:
- Адгезионные отслоения герметизирующего материала (рис.10) составляют основную долю дефектов, образовывающихся при отрицательных температурах. Как правило, отрыв от одной из стенок шва. В таких случаях причиной возникновения такого дефекта в равной степени могут является недостаточная эластичность герметика, некачественная подготовка швов перед заполнением или же комбинация этих двух факторов. На практике оказывается достаточно сложным установить истинную причину преждевременной разгерметизации, именно в силу равнозначности этих двух факторов. Косвенным подтверждением несоответствия низкотемпературных свойств герметика климатическим условиям эксплуатации, является возникновение такого характера дефекта на протяжении всего загерметизированного участка.
- В отличие от рассмотренного выше случая, равномерно чередующиеся отрывы герметика, (ис.11) однозначно указывают на недостаточные адгезионные свойства, либо применение некачественного праймера. Такие дефекты возникают в тех случаях, когда температура хрупкости герметика соответствует фактическим условиям эксплуатации, а прочность сцепления со стенками швов существенно меньше напряжений, возникающих на границе контакта.
- Когезионное разрушение (рис.12) характеризуется растрескиванием самого герметика. При этом сцепление со стенками камеры остается надежной. В противоположность предыдущему случаю, когезионное растрескивание, является однозначным признаком того, что температура хрупкости герметика превышает фактическую минимальную температуру эксплуатации.
- Полный вынос герметика из камеры шва наблюдается достаточно редко и является результатом одновременного проявления нескольких типов дефектов.
Рисунок 10. |
Рисунок 11. |
Рисунок 12. |
В общем случае, стратегия достижения высокого уровня долгосрочной надежности герметизации деформационных швов в цементобетонных покрытиях автомобильных дорог и аэродромов включает в себя следующие этапы:
- Принятие технического решения, соответствующего условиям эксплуатации покрытия.
- Назначение конструкций швов, соответствующих деформациям покрытия и принятой технологии герметизации.
- Выбор герметизирующего материала, соответствующего климатическим условиям района эксплуатации.
- Соблюдение технологии и контроль качества производства работ.
- Систематический мониторинг состояния выполненных объектов и оценка эффективности предпринятых мер.
Список использованной литературы:
- Project work plan for NTPEP evaluation of hot mix asphalt crack sealing and filling materials. Washington, 2013.
- Shober S. The great unsealing: perspective of PCC joint sealing. 1997.
- Седенгер Г.Р. Дренаж дорожных одежд и аэродромных покрытий. Москва. 1981.
- J-F. Masson Performance of pavement crack sealants in cold urban conditions.
- ASTM D5340 Standard test method for airport pavement condition index surveys.
- THREE YEAR REPORT OF FIELD AND LABORATORY EVALUATIONS OF JOINT SEALANT MATERIALS FOR PORTLAND CEMENT CONCRETE. MDOT 2007.
- ASTM D6690 Standard Specification for Joint and Crack Sealants, Hot Applied, for Concrete and Asphalt Pavements.
На главную | База 1 | База 2 | База 3 |
Поиск по реквизитамПоиск по номеру документаПоиск по названию документаПоиск по тексту документа |
Искать все виды документовДокументы неопределённого видаISOАвиационные правилаАльбомАпелляционное определениеАТКАТК-РЭАТПЭАТРВИВМРВМУВНВНиРВНКРВНМДВНПВНПБВНТМ/МЧМ СССРВНТПВНТП/МПСВНЭВОМВПНРМВППБВРДВРДСВременное положениеВременное руководствоВременные методические рекомендацииВременные нормативыВременные рекомендацииВременные указанияВременный порядокВрТЕРВрТЕРрВрТЭСНВрТЭСНрВСНВСН АСВСН ВКВСН-АПКВСПВСТПВТУВТУ МММПВТУ НКММПВУП СНЭВУППВУТПВыпускГКИНПГКИНП (ОНТА)ГНГОСТГОСТ CEN/TRГОСТ CISPRГОСТ ENГОСТ EN ISOГОСТ EN/TSГОСТ IECГОСТ IEC/PASГОСТ IEC/TRГОСТ IEC/TSГОСТ ISOГОСТ ISO GuideГОСТ ISO/DISГОСТ ISO/HL7ГОСТ ISO/IECГОСТ ISO/IEC GuideГОСТ ISO/TRГОСТ ISO/TSГОСТ OIML RГОСТ ЕНГОСТ ИСОГОСТ ИСО/МЭКГОСТ ИСО/ТОГОСТ ИСО/ТСГОСТ МЭКГОСТ РГОСТ Р ЕНГОСТ Р ЕН ИСОГОСТ Р ИСОГОСТ Р ИСО/HL7ГОСТ Р ИСО/АСТМГОСТ Р ИСО/МЭКГОСТ Р ИСО/МЭК МФСГОСТ Р ИСО/МЭК ТОГОСТ Р ИСО/ТОГОСТ Р ИСО/ТСГОСТ Р ИСО/ТУГОСТ Р МЭКГОСТ Р МЭК/ТОГОСТ Р МЭК/ТСГОСТ ЭД1ГСНГСНрГСССДГЭСНГЭСНмГЭСНмрГЭСНмтГЭСНпГЭСНПиТЕРГЭСНПиТЕРрГЭСНрГЭСНсДИДиОРДирективное письмоДоговорДополнение к ВСНДополнение к РНиПДСЕКЕНВиРЕНВиР-ПЕНиРЕСДЗемЕТКСЖНМЗаключениеЗаконЗаконопроектЗональный типовой проектИИБТВИДИКИМИНИнструктивное письмоИнструкцияИнструкция НСАМИнформационно-методическое письмоИнформационно-технический сборникИнформационное письмоИнформацияИОТИРИСОИСО/TRИТНИТОсИТПИТСИЭСНИЭСНиЕР Республика КарелияККарта трудового процессаКарта-нарядКаталогКаталог-справочникККТКОКодексКОТКПОКСИКТКТПММ-МВИМВИМВНМВРМГСНМДМДКМДСМеждународные стандартыМетодикаМетодика НСАММетодические рекомендацииМетодические рекомендации к СПМетодические указанияМетодический документМетодическое пособиеМетодическое руководствоМИМИ БГЕИМИ УЯВИМИГКМММНМОДНМонтажные чертежиМос МУМосМРМосСанПинМППБМРМРДСМРОМРРМРТУМСанПиНМСНМСПМТМУМУ ОТ РММУКМЭКННАС ГАНБ ЖТНВННГЭАНДНДПНиТУНКНормыНормы времениНПНПБНПРМНРНРБНСПНТПНТП АПКНТП ЭППНТПДНТПСНТСНЦКРНЦСОДМОДНОЕРЖОЕРЖкрОЕРЖмОЕРЖмрОЕРЖпОЕРЖрОКОМТРМОНОНДОНКОНТПОПВОПКП АЭСОПНРМСОРДОСГиСППиНОСНОСН-АПКОСПОССПЖОССЦЖОСТОСТ 1ОСТ 2ОСТ 34ОСТ 4ОСТ 5ОСТ ВКСОСТ КЗ СНКОСТ НКЗагОСТ НКЛесОСТ НКМОСТ НКММПОСТ НКППОСТ НКПП и НКВТОСТ НКСМОСТ НКТПОСТ5ОСТНОСЭМЖОТРОТТПП ССФЖТПБПБПРВПБЭ НППБЯПВ НППВКМПВСРПГВУПереченьПиН АЭПисьмоПМГПНАЭПНД ФПНД Ф СБПНД Ф ТПНСТПОПоложениеПорядокПособиеПособие в развитие СНиППособие к ВНТППособие к ВСНПособие к МГСНПособие к МРПособие к РДПособие к РТМПособие к СНПособие к СНиППособие к СППособие к СТОПособие по применению СППостановлениеПОТ РПОЭСНрППБППБ-АСППБ-СППБВППБОППРПРПР РСКПР СМНПравилаПрактическое пособие к СППРБ АСПрейскурантПриказПротоколПСРр Калининградской областиПТБПТЭПУГПУЭПЦСНПЭУРР ГазпромР НОПРИЗР НОСТРОЙР НОСТРОЙ/НОПР РСКР СМНР-НП СРО ССКРазъяснениеРаспоряжениеРАФРБРГРДРД БГЕИРД БТРД ГМРД НИИКраностроенияРД РОСЭКРД РСКРД РТМРД СМАРД СМНРД ЭОРД-АПКРДИРДМРДМУРДПРДСРДТПРегламентРекомендацииРекомендацияРешениеРешение коллегииРКРМРМГРМДРМКРНДРНиПРПРРТОП ТЭРС ГАРСНРСТ РСФСРРСТ РСФСР ЭД1РТРТМРТПРУРуководствоРУЭСТОП ГАРЭГА РФРЭСНрСАСанитарные нормыСанитарные правилаСанПиНСборникСборник НТД к СНиПСборники ПВРСборники РСН МОСборники РСН ПНРСборники РСН ССРСборники ценСБЦПСДАСДАЭСДОССерияСЗКСНСН-РФСНиПСНиРСНККСНОРСНПСОСоглашениеСПСП АССП АЭССправочникСправочное пособие к ВСНСправочное пособие к СНиПСправочное пособие к СПСправочное пособие к ТЕРСправочное пособие к ТЕРрСРПССНССЦСТ ССФЖТСТ СЭВСТ ЦКБАСТ-НП СРОСТАСТКСТМСТНСТН ЦЭСТОСТО 030 НОСТРОЙСТО АСЧМСТО БДПСТО ВНИИСТСТО ГазпромСТО Газпром РДСТО ГГИСТО ГУ ГГИСТО ДД ХМАОСТО ДОКТОР БЕТОНСТО МАДИСТО МВИСТО МИСТО НААГСТО НАКССТО НКССТО НОПСТО НОСТРОЙСТО НОСТРОЙ/НОПСТО РЖДСТО РосГеоСТО РОСТЕХЭКСПЕРТИЗАСТО САСТО СМКСТО ФЦССТО ЦКТИСТО-ГК «Трансстрой»СТО-НСОПБСТПСТП ВНИИГСТП НИИЭССтП РМПСУПСССУРСУСНСЦНПРТВТЕТелеграммаТелетайпограммаТематическая подборкаТЕРТЕР Алтайский крайТЕР Белгородская областьТЕР Калининградской областиТЕР Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕР Краснодарского краяТЕР Мурманская областьТЕР Новосибирской областиТЕР Орловской областиТЕР Республика ДагестанТЕР Республика КарелияТЕР Ростовской областиТЕР Самарской областиТЕР Смоленской обл.ТЕР Ямало-Ненецкий автономный округТЕР Ярославской областиТЕРмТЕРм Алтайский крайТЕРм Белгородская областьТЕРм Воронежской областиТЕРм Калининградской областиТЕРм Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРм Мурманская областьТЕРм Республика ДагестанТЕРм Республика КарелияТЕРм Ямало-Ненецкий автономный округТЕРмрТЕРмр Алтайский крайТЕРмр Белгородская областьТЕРмр Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРмр Краснодарского краяТЕРмр Республика ДагестанТЕРмр Республика КарелияТЕРмр Ямало-Ненецкий автономный округТЕРпТЕРп Алтайский крайТЕРп Белгородская областьТЕРп Калининградской областиТЕРп Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРп Краснодарского краяТЕРп Республика КарелияТЕРп Ямало-Ненецкий автономный округТЕРп Ярославской областиТЕРрТЕРр Алтайский крайТЕРр Белгородская областьТЕРр Калининградской областиТЕРр Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРр Краснодарского краяТЕРр Новосибирской областиТЕРр Омской областиТЕРр Орловской областиТЕРр Республика ДагестанТЕРр Республика КарелияТЕРр Ростовской областиТЕРр Рязанской областиТЕРр Самарской областиТЕРр Смоленской областиТЕРр Удмуртской РеспубликиТЕРр Ульяновской областиТЕРр Ямало-Ненецкий автономный округТЕРррТЕРрр Ямало-Ненецкий автономный округТЕРс Ямало-Ненецкий автономный округТЕРтр Ямало-Ненецкий автономный округТехнический каталогТехнический регламентТехнический регламент Таможенного союзаТехнический циркулярТехнологическая инструкцияТехнологическая картаТехнологические картыТехнологический регламентТИТИ РТИ РОТиповая инструкцияТиповая технологическая инструкцияТиповое положениеТиповой проектТиповые конструкцииТиповые материалы для проектированияТиповые проектные решенияТКТКБЯТМД Санкт-ПетербургТНПБТОИТОИ-РДТПТПРТРТР АВОКТР ЕАЭСТР ТСТРДТСНТСН МУТСН ПМСТСН РКТСН ЭКТСН ЭОТСНэ и ТЕРэТССЦТССЦ Алтайский крайТССЦ Белгородская областьТССЦ Воронежской областиТССЦ Карачаево-Черкесская РеспубликаТССЦ Ямало-Ненецкий автономный округТССЦпгТССЦпг Белгородская областьТСЦТСЦ Белгородская областьТСЦ Краснодарского краяТСЦ Орловской областиТСЦ Республика ДагестанТСЦ Республика КарелияТСЦ Ростовской областиТСЦ Ульяновской областиТСЦмТСЦО Ямало-Ненецкий автономный округТСЦп Калининградской областиТСЦПГ Ямало-Ненецкий автономный округТСЦэ Калининградской областиТСЭМТСЭМ Алтайский крайТСЭМ Белгородская областьТСЭМ Карачаево-Черкесская РеспубликаТСЭМ Ямало-Ненецкий автономный округТТТТКТТПТУТУ-газТУКТЭСНиЕР Воронежской областиТЭСНиЕРм Воронежской областиТЭСНиЕРрТЭСНиТЕРэУУ-СТУказУказаниеУказанияУКНУНУОУРврУРкрУРррУРСНУСНУТП БГЕИФАПФедеральный законФедеральный стандарт оценкиФЕРФЕРмФЕРмрФЕРпФЕРрФормаФорма ИГАСНФРФСНФССЦФССЦпгФСЭМФТС ЖТЦВЦенникЦИРВЦиркулярЦПИШифрЭксплуатационный циркулярЭРД |
Показать все найденные Показать действующие Показать частично действующие Показать не действующие Показать проекты Показать документы с неизвестным статусом |
Упорядочить по номеру документаУпорядочить по дате введения |
ОДМ 218.3.088-2017 Рекомендации по срокам и технологии нарезки швов в затвердевшем цементобетоне / 218 3 088 2017
ОДМ 218.3.088-2017
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СРОКАМ И ТЕХНОЛОГИИ НАРЕЗКИ
ШВОВ В ЗАТВЕРДЕВШЕМ ЦЕМЕНТОБЕТОНЕ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО (РОСАВТОДОР)
МОСКВА 2017
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Малое инновационное предприятие «Технопарк МАДИ».
Коллектив авторов: д-р техн. наук В.П. Носов, канд. техн. наук В.В. Силкин, канд. техн. наук А.А. Фотиади.
2 ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения Федерального дорожного агентства.
3 ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 25.09.2017 № 2677-р
4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
Рекомендации
по срокам и технологии нарезки швов в затвердевшем |
Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее - ОДМ) устанавливает рекомендации по срокам и технологии нарезки швов в затвердевшем цементобетоне для неармированных монолитных цементобетонных покрытий автомобильных дорог.
Методический документ предназначен для органов управления дорожным хозяйством, подрядных организаций, выполняющих работы по строительству и ремонту цементобетонных покрытий автомобильных дорог, и органов, контролирующих качество строительных и ремонтных работ.
В настоящем методическом документе использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности
ГОСТ 12.4.011-89 Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация
ГОСТ 12.4.103-83 (СТ СЭВ 3952-82, СТ СЭВ 3953-82, СТ СЭВ 3402-81). Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная защитная, средства индивидуальной защиты ног и рук. Классификация
ГОСТ 12.4.041-2001 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующие. Общие технические требования
ГОСТ 12.4.153-85 Система стандартов безопасности труда. Очки защитные. Номенклатура показателей качества.
В настоящем ОДМ применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 выкрашивание материала: Повреждение кромок деформационных швов в процесс нарезки паза шва в виде отделения частиц бетона под действием режущего диска.
3.2 двухступенчатый шов сжатия: Шов сжатия, имеющий паз ступенчатого сечения, устраиваемый путем двух последовательных прорезей на общую глубину 1/4 от толщины покрытия.
3.3 линия реза: Линия, показывающая точное месторасположение будущего деформационного шва, наносимая на уложенное цементобетонное покрытие в процессе разбивки покрытия под нарезку швов.
3.4 нарезка пазов деформационных швов: Устройство в цементобетонном покрытии постоянных прорезей, сквозных или чаще всего на часть толщины покрытия с помощью нарезчиков швов для обеспечения трещиностойкости свежеуложенного бетона, а также для независимого перемещения разделенных ими плит покрытия в процессе эксплуатации с последующим заполнением пазов швов герметизирующим материалом.
3.5 нарезчик швов: Самоходная или частично самоходная дорожно-строительная машина для нарезки пазов деформационных швов в цементобетонном покрытии автомобильных дорог.
3.6 одноступенчатый шов сжатия: Шов сжатия, паз которого имеет одну прорезь на глубину не менее 1/4 толщины цементобетонного покрытия.
3.7 режущий диск: Диск, предназначенный для нарезки пазов деформационных швов цементобетонных покрытий, устанавливаемый на нарезчик швов.
3.8 самопроизвольная неконтролируемая трещина: Трещина в поперечном или в продольном направлениях образующаяся вследствие деформации свежеуложенного бетона под воздействием понижения температуры воздуха после укладки бетона в покрытие.
3.9 ширина паза шва: Расстояние между примыкающими плитами цементобетонного покрытия.
3.10 шов деформационный: Прорезь, разделяющая цементобетонное покрытие, которая обеспечивает возможность перемещение плит при изменении температуры покрытия.
3.11 шов контрольный: Двухступенчатый поперечный шов сжатия, устраиваемый в цементобетонном покрытии двухстадийным способом при амплитуде суточных колебаний температуры воздуха более 10 — 12 °С.
3.12 шов коробления: Поперечный шарнирный шов в цементобетонном покрытии со штыревыми соединениями и каркасом, обеспечивающий возможность коробления плит, уменьшающий напряжения, развивающиеся от собственного веса плиты вследствие температурных колебаний в течение суток по высоте сечения плиты.
3.13 шов ложный: Деформационный шов ограниченной глубины, устраиваемый в цементобетонном покрытии в местах наиболее вероятного появления трещин путем искусственного ослабления сечения плиты надрезом сверху на глубину не менее 1/4 толщины устраиваемого покрытия, обеспечивает возможность уменьшения длины плиты при понижении температуры, выполняет функцию шва сжатия.
3.14 шов поперечный: Деформационный шов в цементобетонном покрытии, нарезанный перпендикулярно к оси устраиваемого покрытия, обеспечивающий возможность продольного деформирования цементобетонных плит.
3.15 шов продольный: Деформационный шов, нарезанный в цементобетонном покрытии по оси устраиваемого покрытия, а также параллельно ей в зависимости от ширины проезжей части, обеспечивающий возможность поперечного деформирования цементобетонных плит, устраиваемый по типу поперечного шва сжатия.
3.16 шов расширения: Поперечный деформационный шов, устраиваемый перпендикулярно к оси цементобетонного покрытия на всю толщину, обеспечивающий продольную устойчивость конструкции при существенном повышении температуры.
3.17 шов сжатия: Поперечный деформационный шов, устраиваемый перпендикулярно к оси цементобетонного покрытия на всю или чаще всего не менее 1/4 толщины цементобетонного покрытия, обеспечивающий деформацию конструкции при понижении температуры.
3.18 шов рабочий: Поперечный деформационный шов, устраиваемый в конце рабочей смены или при вынужденных перерывах укладки цементобетонного покрытия, выполняет функцию поперечного шва сжатия.
3.19 технологическое окно нарезки: Ограниченный промежуток времени необходимый для нарезки пазов деформационных швов, обеспечивающий трещиностойкость свежеуложенного покрытия и отсутствие выкрашивание материала в процессе нарезки.
4.1 Настоящий методический документ определяет технологию и сроки нарезки пазов поперечных и продольных деформационных швов монолитных цементобетонных покрытий автомобильных дорог.
4.2. В настоящем ОДМ рассматриваются технологии и сроки нарезки пазов деформационных швов в затвердевшем бетоне на ранней стадии твердения бетона и при прочности бетона 8 — 10 МПа [1,
Искать все виды документовДокументы неопределённого видаISOАвиационные правилаАльбомАпелляционное определениеАТКАТК-РЭАТПЭАТРВИВМРВМУВНВНиРВНКРВНМДВНПВНПБВНТМ/МЧМ СССРВНТПВНТП/МПСВНЭВОМВПНРМВППБВРДВРДСВременное положениеВременное руководствоВременные методические рекомендацииВременные нормативыВременные рекомендацииВременные указанияВременный порядокВрТЕРВрТЕРрВрТЭСНВрТЭСНрВСНВСН АСВСН ВКВСН-АПКВСПВСТПВТУВТУ МММПВТУ НКММПВУП СНЭВУППВУТПВыпускГКИНПГКИНП (ОНТА)ГНГОСТГОСТ CEN/TRГОСТ CISPRГОСТ ENГОСТ EN ISOГОСТ EN/TSГОСТ IECГОСТ IEC/PASГОСТ IEC/TRГОСТ IEC/TSГОСТ ISOГОСТ ISO GuideГОСТ ISO/DISГОСТ ISO/HL7ГОСТ ISO/IECГОСТ ISO/IEC GuideГОСТ ISO/TRГОСТ ISO/TSГОСТ OIML RГОСТ ЕНГОСТ ИСОГОСТ ИСО/МЭКГОСТ ИСО/ТОГОСТ ИСО/ТСГОСТ МЭКГОСТ РГОСТ Р ЕНГОСТ Р ЕН ИСОГОСТ Р ИСОГОСТ Р ИСО/HL7ГОСТ Р ИСО/АСТМГОСТ Р ИСО/МЭКГОСТ Р ИСО/МЭК МФСГОСТ Р ИСО/МЭК ТОГОСТ Р ИСО/ТОГОСТ Р ИСО/ТСГОСТ Р ИСО/ТУГОСТ Р МЭКГОСТ Р МЭК/ТОГОСТ Р МЭК/ТСГОСТ ЭД1ГСНГСНрГСССДГЭСНГЭСНмГЭСНмрГЭСНмтГЭСНпГЭСНПиТЕРГЭСНПиТЕРрГЭСНрГЭСНсДИДиОРДирективное письмоДоговорДополнение к ВСНДополнение к РНиПДСЕКЕНВиРЕНВиР-ПЕНиРЕСДЗемЕТКСЖНМЗаключениеЗаконЗаконопроектЗональный типовой проектИИБТВИДИКИМИНИнструктивное письмоИнструкцияИнструкция НСАМИнформационно-методическое письмоИнформационно-технический сборникИнформационное письмоИнформацияИОТИРИСОИСО/TRИТНИТОсИТПИТСИЭСНИЭСНиЕР Республика КарелияККарта трудового процессаКарта-нарядКаталогКаталог-справочникККТКОКодексКОТКПОКСИКТКТПММ-МВИМВИМВНМВРМГСНМДМДКМДСМеждународные стандартыМетодикаМетодика НСАММетодические рекомендацииМетодические рекомендации к СПМетодические указанияМетодический документМетодическое пособиеМетодическое руководствоМИМИ БГЕИМИ УЯВИМИГКМММНМОДНМонтажные чертежиМос МУМосМРМосСанПинМППБМРМРДСМРОМРРМРТУМСанПиНМСНМСПМТМУМУ ОТ РММУКМЭКННАС ГАНБ ЖТНВННГЭАНДНДПНиТУНКНормыНормы времениНПНПБНПРМНРНРБНСПНТПНТП АПКНТП ЭППНТПДНТПСНТСНЦКРНЦСОДМОДНОЕРЖОЕРЖкрОЕРЖмОЕРЖмрОЕРЖпОЕРЖрОКОМТРМОНОНДОНКОНТПОПВОПКП АЭСОПНРМСОРДОСГиСППиНОСНОСН-АПКОСПОССПЖОССЦЖОСТОСТ 1ОСТ 2ОСТ 34ОСТ 4ОСТ 5ОСТ ВКСОСТ КЗ СНКОСТ НКЗагОСТ НКЛесОСТ НКМОСТ НКММПОСТ НКППОСТ НКПП и НКВТОСТ НКСМОСТ НКТПОСТ5ОСТНОСЭМЖОТРОТТПП ССФЖТПБПБПРВПБЭ НППБЯПВ НППВКМПВСРПГВУПереченьПиН АЭПисьмоПМГПНАЭПНД ФПНД Ф СБПНД Ф ТПНСТПОПоложениеПорядокПособиеПособие в развитие СНиППособие к ВНТППособие к ВСНПособие к МГСНПособие к МРПособие к РДПособие к РТМПособие к СНПособие к СНиППособие к СППособие к СТОПособие по применению СППостановлениеПОТ РПОЭСНрППБППБ-АСППБ-СППБВППБОППРПРПР РСКПР СМНПравилаПрактическое пособие к СППРБ АСПрейскурантПриказПротоколПСРр Калининградской областиПТБПТЭ |
Размещение швов в бетонных плоских конструкциях — почему, как и когда
Усадочные / контрольные швы
Усадочные / контрольные швы помещаются в бетонные плиты для предотвращения случайного растрескивания. Свежая бетонная смесь представляет собой жидкую пластичную массу, которой можно придать практически любую форму, но по мере затвердевания материала происходит уменьшение объема или усадка. Когда усадка ограничивается контактом с несущими грунтами, гранулированным заполнителем, прилегающими конструкциями или арматурой в бетоне, внутри бетонной секции возникают растягивающие напряжения.В то время как бетон очень прочен на сжатие, предел прочности на разрыв составляет всего 8–12 процентов от прочности на сжатие. Фактически, растягивающие напряжения действуют против самого слабого свойства бетонного материала. Результат — растрескивание бетона.
Есть две основные стратегии борьбы с растрескиванием для хорошего общего структурного поведения. Один из методов — обеспечить стальную арматуру в плите, которая плотно удерживает случайные трещины. Когда трещины удерживаются плотно или остаются небольшими, частицы заполнителя на поверхностях трещины сцепляются, обеспечивая передачу нагрузки через трещину.Важно понимать, что использование стальной арматуры в бетонной плите фактически увеличивает вероятность появления случайных микротрещин на открытой поверхности бетона.
Наиболее широко используемый метод контроля случайных трещин в бетонных плитах — это размещение усадочных / контрольных швов на бетонной поверхности в заранее определенных местах для создания ослабленных плоскостей, где бетон может растрескаться по прямой линии. Это обеспечивает эстетически приятный внешний вид, поскольку трещина возникает под готовой бетонной поверхностью.Бетон все еще имеет трещины, что является нормальным поведением, но отсутствие случайных трещин на поверхности бетона дает вид участка без трещин.
Бетонные плиты на земле неизменно показывают очень хорошие результаты, когда учитываются следующие соображения. Грунт или гранулированный наполнитель, поддерживающий плиту в эксплуатации, должен быть либо ненарушенным, либо хорошо уплотненным. Кроме того, следует размещать усадочные швы, чтобы панели были максимально квадратными и никогда не превышали отношение длины к ширине, равное 1.5 к 1 (рисунок 1). Стыки обычно располагаются на расстоянии от 24 до 30 толщин плиты. Расстояние между стыками, превышающее 15 футов, требует использования устройств для передачи нагрузки (дюбелей или алмазных пластин).
Рисунок 1a: Расстояние между швами в метрах
Рисунок 1b: Расстояние между швами в ногах
Усадочные швы могут быть врезаны в бетонную поверхность во время установки. Стыки могут быть врезаны в поверхность (первый проход) до начала кровотечения или сразу после первого прохода плавающей операции.Чем дольше откладывается первый проход для соединения, тем труднее будет сформировать чистые прямые стыки. Замазанные стыки необходимо восстанавливать при каждом последующем проходе отделочных операций.
В затвердевшей бетонной поверхности также можно пропиливать стыки. Важно понимать, что чем дольше откладывается распиловка, тем выше вероятность возникновения трещин до завершения распиловки. Это означает, что любые трещины, которые возникают до того, как бетон будет распилен, сделают распиленный шов неэффективным.Время очень важно. Стыки следует распиливать, как только бетон выдержит энергию распиливания, не рассыпая и не смещая частицы заполнителя. Для большинства бетонных смесей это означает, что распиловка должна быть завершена в течение первых шести — 18 часов и никогда не откладывается более чем на 24 часа. Доступны пилы для раннего входа, которые могут позволить начать резку в течение нескольких часов после размещения.
Усадочные / контрольные швы должны быть созданы на глубину толщины плиты (Рисунок 2).Правильное расстояние между швами и их глубина важны для эффективного контроля случайного растрескивания.
Рисунок 2: Минимальная глубина сжатия суставов
.
Бетонных изоляционных швов — Бетонная сеть
Изолирующие швы имеют одну очень простую цель — полностью изолировать плиту от чего-либо еще. Это может быть стена, колонна или водосточная труба. Вот несколько моментов, которые следует учитывать при использовании изоляционных соединений:
- Стены и колонны, которые находятся на собственных основаниях и глубже, чем земляное полотно плиты, не будут двигаться так же, как плита, поскольку она сжимается или расширяется из-за высыхания или изменений температуры, или когда земляное полотно немного сжимается.
- Если плиты соединены со стенами, колоннами или трубами, по мере их сжатия или оседания возникает ограничение, которое обычно приводит к растрескиванию плиты, хотя это может также повредить трубы (стояки или стоки в полу).
- Деформационные швы практически не нужны для внутренних плит, потому что бетон не так сильно расширяется — он никогда не становится настолько горячим.
- Деформационные швы в бетонном покрытии также используются редко, поскольку усадочные швы открываются достаточно сильно (от усадки при высыхании), чтобы учесть температурное расширение.Исключением может быть тротуар или парковка рядом с мостом или зданием — тогда мы просто используем немного более широкий изоляционный шов (возможно, ¾ дюйма вместо ½ дюйма).
- Взрывы из-за расширения бетона из-за жаркой погоды и солнца чаще возникают из-за неуплотненных швов, которые затем заполняются несжимаемыми материалами (камни, грязь). Также они могут быть связаны с очень длинными несоединенными секциями.
- Изоляционные швы формируются путем размещения предварительно отформованного шовного материала рядом с колонной, стеной или стояком перед заливкой плиты. Материал изоляционного шва обычно представляет собой пропитанный асфальтом ДВП, хотя также доступны пластик, пробка, резина и неопрен.
- Изоляционный шовный материал должен проходить через плиту, начиная с основания, но не должен выходить за верх.
- Чтобы изоляционный шов выглядел более чистым, верхнюю часть предварительно отформованного наполнителя можно отрезать, а пространство заполнить эластомерным герметиком.Некоторые патентованные соединения поставляются со съемными крышками, образующими резервуар для герметика.
- Шовные материалы варьируются от недорогих ДВП, пропитанных асфальтом, до пробки и неопрена с закрытыми порами. Пробка может расширяться и сжиматься вместе с швом, не выдавливается и изолирует воду. Скотт Уайтелам из APS Cork говорит, что от требуемой производительности зависит выбор материалов для швов. Ожидаемое движение, воздействие солей или химикатов, а также ценность конструкции — все это будет иметь значение — и, конечно же, стоимость.
- В колоннах усадочные соединения должны подходить со всех четырех направлений, заканчиваясь изоляционным соединением, которое должно иметь круглую или ромбовидную конфигурацию вокруг колонны. Для стальной колонны с двутавровой балкой может работать конфигурация с вертушкой. Всегда сначала кладите бетонную плиту и не укладывайте изоляционный материал шва и засыпку вокруг колонны до тех пор, пока колонна не будет нести полную статическую нагрузку.
Даже деревянные колонны следует изолировать от плиты.
Очень длинные несоединенные секции могут достаточно расшириться от горячего солнца, чтобы вызвать взрывы, но это редко.
Изоляционный материал из вспененного полиэтилена бывает различных цветов.C 2 Продукты
Управляющий шарнир в сравнении с разницей в компенсаторе
Контрольный стык в бетоне
Контрольные швы в бетоне выполняются через равные промежутки времени от слабой плоскости, чтобы трещины образовывались на стыках, а не в нежелательных местах. Контрольные швы предусмотрены в бетонных покрытиях, плитах, стенах, перекрытиях, плотинах, покрытиях каналов, мостах, подпорных стенах и т. Д.
При укладке бетона из-за усадки, ползучести и теплового движения бетон имеет тенденцию уменьшаться в размерах, из-за чего в нем образуются небольшие трещины в зоне ослабления.
Рис. 1: Трещины, образовавшиеся из-за усадки бетона.Необходимость контрольного шва в бетоне
Бетон имеет тенденцию к усадке или уменьшению в размерах, когда начинает твердеть. Эта усадка бетона создает растягивающие напряжения в бетоне, что приводит к появлению мельчайших трещин в слабой плоскости.
Рис. 2: Формирование вертикального усадочного шва.Эти трещины ограничены и предотвращают образование больших трещин из-за наличия арматуры в бетоне.Но если это неармированный бетон, мелкие трещины имеют тенденцию перерастать в большие трещины с неравномерным интервалом. Чтобы предотвратить появление таких трещин, необходимо через соответствующие промежутки времени устанавливать контрольные соединения. Эти стыки также рекомендуется устанавливать в железобетоне.
Местоположение усадочного шва
Обычно эти соединения предварительно определены на чертежах, предоставленных дизайнером или архитектором. Если они не определены, они будут иметь регулярный узор или быть неотъемлемой частью архитектурных элементов.Контрольные швы образуют удобную точку, в которой бетонные работы можно остановить в конце рабочего дня. Контрольные стыки никогда не должны быть образованы посреди пролета.
Контрольный стык находится в месте наибольшей концентрации растягивающих напряжений, ожидаемых от усадки:
- При резких изменениях поперечного сечения; и
- В длинных стенах, плитах.
Деформационный шов в бетоне
Деформационные швы помещаются в бетон, чтобы предотвратить образование расширительных трещин из-за изменения температуры.Бетон подвергается расширению из-за высокой температуры на ограниченной границе, что приводит к трещинам. Деформационные швы предусмотрены в плитах, тротуарах, зданиях, мостах, тротуарах, железнодорожных путях, системах трубопроводов, кораблях и других конструкциях.
Рис. 3. Поперечное сечение компенсатора.Необходимость деформационного шва в бетоне
Бетон не является эластичным материалом, поэтому он не сгибается и не растягивается без разрушения. Однако бетон при расширении и усадке движется, из-за чего элементы конструкции немного смещаются.
Для предотвращения вредных воздействий из-за движения бетона в бетонную конструкцию вводят несколько компенсаторов, включая фундамент, стены, компенсаторы крыши и тротуарную плитку.
Эти соединения необходимо тщательно спроектировать, расположить и установить. Если плита размещается непрерывно на поверхностях, превышающих одну грань, потребуется компенсационный шов для уменьшения напряжений. Бетонный герметик можно использовать для заполнения щелей от трещин.
Характеристики Деформационных швов
- Деформационные швы допускают тепловое сжатие и расширение без создания напряжений в элементах.
- Компенсатор разработан для безопасного поглощения расширения и сжатия некоторых строительных материалов, поглощения вибраций и допуска смещения грунта из-за землетрясений или оседания грунта.
- Деформационные швы обычно располагаются между участками мостов, тротуарной плиткой, железнодорожными путями и системами трубопроводов.
- Компенсаторы встроены, чтобы выдерживать нагрузки.
- Деформационный шов — это просто разрыв между сегментами из одного и того же материала.
- В конструкции из бетонных блоков компенсационные швы выражаются как контрольные швы.
Рис. 4: Деформационный шов в дорожном покрытии
Типы компенсаторов
В зависимости от расположения стыка компенсаторы делятся на следующие типы:
- Компенсационные швы моста
- Компенсирующие швы кладки
- Железнодорожные компенсаторы
- Компенсирующие швы для труб
В зависимости от типа материала, из которого изготовлено соединение, компенсаторы подразделяются на следующие типы:
- Rubber компенсатор расширения
- ткани сустава
- Металл компенсаторы
- тороидальный компенсаторы
- Gimbal компенсатор
- Универсальный компенсатор
- Трубный компенсатор
- огнеупорную футеровку компенсаторы
Подробнее:
Типы соединений в бетонных конструкциях резервуаров для воды и их размеры
Типы соединений кирпичного раствора в кладке
.Усадочные швы в бетоне — их расположение и конструкция
Усадочные швы в бетоне создаются через равные промежутки времени от слабой плоскости, так что трещины образуются на стыках, но не в нежелательных местах. Усадочные швы предусмотрены в бетонных покрытиях, плитах, стенах, перекрытиях, плотинах, облицовках каналов, мостах, подпорных стенах и т. Д.
При укладке бетона из-за усадки, ползучести и теплового движения бетон имеет тенденцию уменьшаться в размерах, из-за чего в нем образуются небольшие трещины в зоне ослабления.
Рис. 1: Трещины, образовавшиеся в результате усадки бетона.
В этой статье мы обсуждаем необходимость в усадочных суставах, как делать усадочные суставы и как определять их местонахождение.
Необходимость усадки шва в бетоне
Бетон имеет тенденцию к усадке или уменьшению в размерах, когда начинает твердеть. Эта усадка бетона создает растягивающие напряжения в бетоне, что приводит к появлению мельчайших трещин в слабой плоскости.
Эти трещины ограничены и предотвращают образование больших трещин из-за наличия арматуры в бетоне.Но если это неармированный бетон, то маленькие трещины имеют тенденцию перерастать в большие трещины с неравномерным интервалом
.Чтобы предотвратить появление таких трещин, необходимо устанавливать усадочные соединения с соответствующими интервалами. Эти стыки также рекомендуется устанавливать в железобетоне.
Также читайте: Различные типы соединений в бетонных конструкциях
Строительство усадочного шва в бетоне
Основная цель обеспечения слабого шва — создать слабую плоскость в бетоне через равные промежутки времени, где вероятность растрескивания выше.Эти стыки размещаются таким образом, чтобы панели были максимально квадратными и никогда не превышали отношение длины к ширине от 1 ½ к 1. Стыки обычно располагаются на расстоянии, равном 24–30 толщине плиты. Усадочный шарнир известен как управляющий шарнир .
Рис. 2: Формирование вертикального усадочного шва.
Процесс формирования усадочного шва можно выполнить в любой из 3-х этапов:
- При укладке бетона предварительно отформованную полосу можно вставить в бетон, чтобы создать слабую плоскость.Металлические полосы, вставленные в терраццо, или предварительно отформованные пластиковые полосы, могут быть вставлены в бетонное покрытие, чтобы избежать трещин.
- После укладки бетона можно выполнять соединения распилом или сухим распилом. Швы распилом следует выполнять в течение 4–12 часов после завершения бетонной отделки. Швы, нарезанные сухим способом, следует делать через 1-4 часа после завершения отделки. В этом методе стыки выполняются с помощью ручной шлифовальной машины или пилы для бетона, бетон разрезается через равные промежутки времени и помещается проницаемый материал, который хорошо сцепляется с бетоном.
- После того, как бетон достаточно затвердеет, можно сформировать распиленный шов. Стык следует выполнять как можно раньше и до того, как начнется усадка при высыхании. Промедление может привести к незапланированному растрескиванию дорожного покрытия. Затем распиленный шов заполняется герметиком для швов, чтобы предотвратить попадание в него грязи и другого мусора, так как незапечатанные швы имеют тенденцию заполняться грязью и становятся неэффективными.
Рис. 3: Усадочный шов на распиловке.
Материалы, используемые для бетонных швов, должны быть достаточно гибкими, чтобы поглощать или деформироваться по мере необходимости, а затем иметь возможность восстанавливать свое исходное состояние.
Также читайте: Герметизация различных типов стыков в строительстве
Местоположение усадочного шва
Обычно эти стыки предварительно определены на чертежах, предоставленных дизайнером или архитектором. Если они не определены, они будут иметь регулярный узор или быть неотъемлемой частью архитектурных элементов.
Усадочные швы образуют удобную точку, в которой бетонные работы можно остановить в конце рабочего дня. Строительные швы никогда не должны образовываться посреди пролета.
Рис. 4: Обработка усадочного шва.
Усадочный шов находится в месте наибольшей концентрации растягивающих напряжений, ожидаемых в результате усадки:
- При резких изменениях поперечного сечения; и
- В длинных стенах, плитах.