Обустройство смотровой ямы в гараже: учет основных параметров
Автолюбители, приобретая или обустраивая гаражное помещение, желают делать самостоятельную диагностику и осмотр машины. Важной частью успешного ремонта является комфорт при выполнении работ. В этом хорошей помощницей станет смотровая яма в гараже своими руками, размеры который будут соответствовать конкретному автомобилю.
Размеры по ГОСТ
Оптимальным вариантом считается изначальный проект гаража, с размерами и расположением ямы. При этом ее обустройство лучше проводить параллельно с фундаментом, до возведения гаражных стен. При приобретении готового помещения работы значительно усложняются. Примером является банальный вывоз земли, ручное выкапывание ямы, ограничение пространства.
Перед обустройством котлована необходимо заранее выяснить информацию об имеющихся грунтовых водах. Если их удалось избежать, можно приступать к расчетам.
Какие параметры важны для обустройства ямы:
- Глубина, зависящая от роста автовладельца или человека, который будет выполнять ремонтные работы;
- Ширина, в зависимости от постановки колес машины;
- Длина, учитывающая длину авто, плюс свободный выход для владельца.
Существуют различные ГОСТы и нормативные акты, касающиеся регистрации гаража и ведения бизнеса, к частным автомобилям они не относятся. Владелец вправе сам определять параметры ямы, но определенные правила существуют. Глубину делают на 10-15 см больше, чем рост человека, для свободного доступа к днищу автомобиля.
Если зазор сделать меньше придется наклоняться, больше – тянуться. Это приведет к статистическим, неудобным движениям и снизит продуктивность работ.
Базовая ширина не должна быть меньше 70 см, оптимальной считается от 85 до 1 метра. Расчет для собственной машины производят с учетом постановки колес. При этом если грунт не твердый, края ямы располагают как можно дальше либо заранее укрепляют стенки конструкции.
Длина ямы должна быть аналогична кузову автомобиля плюс 50-70 см, чтобы спокойно заходить и покидать конструкцию.
Вариант для ремонта автомобиля
Существуют различные варианты смотровых ям. Можно встретить сидячие, стоячие, совмещенные с погребом. В первом случае работы проводят стоя. Во втором – передвигаются с помощью сиденья, оснащенного роликами и бегающего по направляющим. Это экономит затраты на обустройство стен.
Перед выполнением работ необходимо учесть следующие особенности:
- Устройство гидроизоляции – обязательный момент конструкции, влияющий на все помещение. Отказавшись от него существует вероятность превратить сухой и теплый гараж во влажное помещение. При этом машина, стоящая над ямой будет отсыревать и покрываться коррозией.
- Установка силового контура по периметру конструкции. Арматура или стольная рама удерживает стены траншеи, препятствуя разрушению при статистическом давлении.
- Дополнительные укрепления устанавливают в районе колес.
- Для удобства работ в конструкции делают специальные ниши. Стандартные размеры 300 х 200 х 450, соответственно высота, глубина, длинна.
- Конструкция должна быть снабжена вентиляцией, для устранения скоплений паров масел и бензина.
- Внимание стоит обратить на освещение. Питание должно не превышать 36 вольт. При сильном напряжении существует риск возгорания.
- Крышка для конструкции, изготавливается из дерева и служит для обеспечения безопасности.
Обычно такие ямы слегка смещают к одной стене, оставляя другую для складирования автозапчастей и инструмента.
Самостоятельное обустройство
Перед началом работ необходимо составить чертеж конструкции. При этом учитываем, что замеры были произведены чистовые, только объем внутреннего пространства. Поэтому копать яму необходимо будет с учетом стяжки и толщины стен.
Порядок работ:
- Разметка котлована;
- Копательные работы;
- Установка вентиляции;
- Оборудование гидроизоляции;
- Обустройство пола;
- Укладка стен.
Разметка пола делается просто. По необходимым параметрам намечается прямоугольник, и переходят к разрытию котлована. Если решили сделать вентиляцию, которая будет проводиться через стену, необходимо вырыть траншею для трубы.
Вытяжку ямы можно вывести на одну из сторон или на противоположные. Трубы располагают на крыше или под стеной гаража.
Приточная труба должна находиться над поверхностью на расстоянии полметра, вытяжная на 2,5 метра. Для вентиляции используют пластиковые трубы диаметром 100 мм.
Дно выкопанного котлована необходимо утрамбовать и сделать специальную подушку: грунт, щебень, песок, гравий. Каждый слой должен составлять не менее 50 мм и быть хорошо уплотнен. Стены и дно застилают гидроизоляцией, используя полиэтилен, рубероид, мембрану. Материал накладывают на края ямы и закрепляют тяжелыми предметами.
Как сделать пол и стены
Следующим этапом становится укрепление пола. Для этого пруты арматуры связывают проволокой в форме решетки и устанавливают на кирпичи параллельно поверхности.
Изготавливают бетонный раствор из песка, гравия, цемента и заливают в котлован. После высыхания можно продолжать строительные работы. Обычно это происходит через 3 – 4 дня.
Стены делают из кирпича, блоков, бетона. Для ровности натягивают специальные маячки. Не забывают установить ниши. Затем их заворачивают в гидроизоляционный материал. Зазор между стенами и грунтом заполняют глиняной смесью. По периметру пропускают металлические уголки.
Для комфортного осмотра и ремонта легкового автомобиля необходимо хорошее освещение.
Рекомендации специалиста:
- Система освещения должна соблюдать нормы СНиП, согласно которым напряжение не превышает 36 вольт;
- Кабель необходимо приобретать с двойной изоляцией;
- Для освещения используют низковольтные лампы.
Чтобы в смотровой яме было светлее стены рекомендовано окрасить в белый цвет или облицевать светлой керамической плиткой.
Большая смотровая яма для грузовиков: размеры котлована
Смотровая яма в гараже имеет множество достоинств. Главное это возможность ремонта автомобиля. Использовать конструкцию можно и для осмотра и починки грузовиков. В этом случае размеры будут несколько отличаться.
У машин различное расстояние между колесами. Ширину смотровой конструкции делают на 40 см уже, чем этот показатель. При меньшем расстоянии добраться до всех узловых элементов грузовика будет невозможно. Соответственно и длину ямы делают больше, для удобного обслуживания грузового автомобиля.
В случае использования смотровой конструкции разными автомашинами, необходимо сделать метровую ширину. Большие параметры не позволят спокойно заехать легковой машине, а узкая яма будет нефункциональна для работы с грузовиком.
Достоинства смотровой конструкции:
- Самостоятельный осмотр и ремонт автомобиля;
- Возможность использовать под различные машины небольших габаритов;
- Складирование и хранение инструментов.
Смотровая яма значительно повышает себестоимость гаража при последующей продаже. Она сможет заменить поездку на СТО и при желании приносить дополнительный доход.
Смотровая яма в гараже — технология строительства и советы по уходу (видео + 75 фото)
Вы впервые купили автомобиль, а на вашем частном дворе пустовала металлическая «ракушка» — простой конструкции гараж. Причем без смотровой ямы. Поэтому вам придется потрудиться на сооружении ямы для выполнения необходимых ремонтных работ, которые можно осуществить, лишь находясь под днищем авто.
Посмотрите фото смотровой ямы в гараже на стадии строительства, и вы убедитесь, что оборудовать её несложно.
Содержимое обзора:
Зачем нужна яма в гараже?
Наши детальные рекомендации помогут справиться с задачей быстро и профессионально. В собственном гараже без смотрового углубления вы будете как без рук на ремонте авто на таких узлах, как:
- масляная ниша картера ДВС;
- глушитель и вся конструкция газового выхлопа;
- нижняя часть корпуса;
- ручная коробка перемены передач, в т.ч. и АКПП;
- вся ходовая часть.
Правила строительства ямы для ремонта
Соблюдение правил и стандартов даже на таком сооружении, как смотровая яма, регламентируется стандартами РФ. ГОСТ размеров смотровой ямы в гараже строг только в том случае, если вы выполняете на ней обслуживание коммерческого авто: такси, легкового карго и другие. Или открыли частную мастерскую (СТО). Но если на яме стоит только личная автомашина, то никакой регистрации не требуется.
Параметры ГОСТа помогут качественнее обустроить нишу. По ним механик, то есть вы, должен в яме стоять в полный рост плюс еще надо до 15 см. В этом случае на ремонте снизу не придется горбиться или не дотягиваться до нужного узла.
Размеры смотровой ямы в гараже определяют и такое. Ширина — от 800 мм и больше, учитывая расстояние между колесами. Сделаете узкой – вам же поворачиваться станет труднее, а еще узлы надо доставать или устанавливать.
Длина ямы должна быть меньшей, чем самый большой габарит личного авто. О размерах корпуса водители не задумываются, поэтому напомним длину некоторых машин.
Исключая мини-модели, все она длиннее четырех метров:
- ГАЗ-310105 «Волга» и её 24-я модель – 4 921 и 4735 мм;
- Тойота Камри – 4760;
- раритетная М-21 – 4810;
- москвичи – 2141 и «Святогор» — 4350;
- вазовская классика – 4145.
Для ямы к длине машины добавьте еще около метра. Это позволит вам, не перекатывая машину назад — вперед на короткой нише, быстрее справляться с ремонтом. Средняя длина ремонтной части ориентировочно 5100 мм.
Еще нужен удобный спуск в начале ямы по ступенькам, если позволяет каркас «ракушки» – это еще 1500 – 1700. Если на это не хватает гаражного места, то остановитесь на ремонтной длине, а спускайтесь в яму по лестничке.
Что надо знать при сооружении?
Высота грунтовых вод. Если она на уровне 2,4 м, строить яму там нельзя, вода затопит её частично. Никакая герметизация, даже стальной чашей, не поможет – вода и чашу приподнимет. В постоянной влаге начнет ржаветь автомобиль.
В этом случае сварите из металла эстакаду во дворе вблизи гаража. Можно высоко не поднимать, если выкопать под ней яму, обложив кирпичом, даже на метр глубины. Уровня эстакады и ямы уже почти достаточно. Лишь в дожди прикрывайте её.
Вернемся в гараж. В яму подведите электричество, с фонарем в руке будет сложнее ремонтировать. 220 вольт трансформируйте в 12 – 24 и протяните по бокам ямы ленты диодное освещение.
В них же запрограммируйте обустройство ниши, хотя бы с одной стороны – для инструмента, некрупных узлов машины. Необходима и вентиляция смотровой ямы в гараже.
Создание рембазы
Она строится либо посередине гаража, что предпочтительнее, либо к одной стороне гаража, но не ближе метра от стены. В последнем случае поступают так, чтобы гараж стал еще и кладовкой для ненужных вещей в доме и больше их вместил. Лучше расширьте для этого сарай или кладовку.
Запомните: гараж — особо опасное помещение в смысле возгорания, поэтому никакой хлам там не должен находиться.
Пошаговка того, как сделать смотровую яму в гараже. Начертите схему ямы со всеми параметрами. Приобретите цемент, песок, металл для арматуры, гибкий изолирующий материал полотном, сварите из швеллеров направляющие вокруг ямы ограничители для колес. Высота буртов не ниже 10 см.
Выкопайте яму, если вода не начала поступать через неделю, гидроизоляцию выполнять не стоит. На чем остановились по каркасу внутренности? Есть два варианта: кирпичная кладка или заливка бетоном по арматуре. Класть стены можно в полкирпича – кирпич.
Пол вымостите деревом или бетоном на не толстой арматуре. Рамная конструкция – сетка-бетон — заливается маркой не ниже 250. Тогда морозное вспучивание не будет выдавливать бока ямы.
На выходе вверх остановите кладку на высоту одного кирпича. Вы должны были ранее там сделать скос в стороны, их теперь замостите арматурой, на неё прикрепите сваркой или болтами готовый швеллерный направляющий пояс. Залейте его бетоном марки 250. На этом изготовление смотровой ямы в гараже завершается.
Утепление ямы
Если есть возможность обогревать гараж зимой, перед началом кирпичной кладки или заливки боков бетоном, а также пола проложите везде утеплитель в виде плит ЭППС (особый пенополистирол) толщиной не менее 5 см.
Также рекомендуем просмотреть:
размеры и как сделать на участке с грунтовыми водами
Обустройство своими руками смотровой ямы в гараже позволит автолюбителю получить незаменимый атрибут, который даст возможность самостоятельно осмотреть автомобиль, а также провести ремонтные работы и, нередко, значительно сэкономить на этом.
Прежде, чем приступить к работе, следует ознакомиться со всеми важными этапами, поскольку вырыть траншеи – это самая малая часть в создании ремонтной ямы.
Сооружение ямы в гараже по всем правилам
Ремонтная яма будет прекрасным помощником владельцу машины, а её сооружение по всем правилам не создаст проблем в будущем. Специальное углубление имеет немало преимуществ, главные из которых – проведение осмотра без необходимости обращаться к специалистам, мелкий ремонт и техобслуживание типа замены масла и других мелких процедур.
Из недостатков важно отметить избыточную влагу по причине близости грунтовых вод. Кроме того качественное обустройство своими руками смотровой ямы в гараже обеспечит безопасность её пользователя.
Существует несколько видов смотровых ям в гараже, они разделяются по типу материала и углублённости. Что касается материалов, чаще всего используют бетон или металл. Сооружение окажется более практичным, если выбрать первый тип, поскольку бетон не подвергается воздействию химических веществ и более устойчив к воздействию внешних факторов.
Металлическая гаражная яма более простая и дешёвая в исполнении, однако срок службы может оказаться значительно меньшим. Глубина зависит от размеров помещения – в более глубокой будет проще работать.
Конструкция смотровой ямы.
Немаловажно не только выбрать тип ямы, но и знать, как правильно сделать её. Недостаточно будет выкопать канаву, нужно ещё:
- укрепить стены и пол;
- правильно выбрать освещение;
- смонтировать электросветильники;
- прикрыть её для защиты от случайного падения;
- придумать способ спуска;
- позаботиться о гидроизоляции и теплоизоляции;
- установить вентиляцию.
Инструменты и материалы, которые могут понадобиться при создании ямы
В зависимости от сложности установки могут понадобиться разные инструменты, базовый набор включает в себя:
- инструменты для измерения: рулетка, отвес или строительный уровень;
- мел либо другие инструменты для отметки;
- совковую и штыковую лопаты;
- электродрель;
- молоток;
- аппарат для сварки;
- ножовку;
- ведро или другие приспособления для выноса вырытой земли и разведения бетонной смеси;
- инструменты, обрабатывающие поверхность: «наждачку», тёрку и другое.
Помимо инструментов следует подготовить и материалы, без которых не обойтись при устройстве своими руками смотровой ямы в гараже. Могут понадобиться:
- материалы для бетонной смеси: цемент и песок либо цемент, песок плюс щебень;
- щебень и гравий – используются в обустройстве подушки на дне;
- жидкая глина;
- брусья из дерева и доски;
- прутья или готовая армированная решётка;
- металлический уголок либо швеллер;
- гвозди;
- пластиковые трубы – понадобятся в работе по вентиляции;
- теплоизоляционные и гидроизоляционные материалы;
- кирпич или пеноблок, если с их помощью будут возводиться стены.
Кроме того могут понадобиться и другие дополнительные материалы, например плитка для отделки стен или другая декоративная отделка. Также следует подготовить лестницу, если вход в яму будет обеспечен с её помощью.
Начинаем строительные работы
Размеры смотровой ямы.
При оборудовании своими руками смотровой ямы, в первую очередь, понадобится выбрать под неё место в гараже и определиться с размерами. Обычно углубление делают посередине помещения, однако этот пункт зависит от размеров комнаты.
Гораздо удобнее вырыть яму чуть ближе к стене, что возможно лишь имея большой гараж. Такое решение предотвратит влияние конденсата на днище машины.
Расчёт параметров ямы зависит от габаритов машины плюс рекомендуется делать небольшой запас, на случай, если в будущем появится новый автомобиль большего размера. К тому же автовладельцу будет гораздо удобнее работать, когда не придётся тесниться в слишком узком пространстве.
Оптимальная ширина смотровой ямы – 70 см, длину следует делать отталкиваясь на длину стандартного автомобиля плюс 1 метр. Таким образом, если длина ТС 4,5 м, то протяжённость ямы лучше сделать 5,5 м. Однако не всегда есть возможность выполнить конструкцию такого размера, но менее 2 метров не имеет смысла.
Определяясь с глубиной ямы следует отталкиваться от роста автолюбителя с добавлением 15-20 см.
При выборе размеров важно учесть несколько факторов:
- место под спуск;
- толщину стен и пола после проведения всех отделочных работ из бетона, кирпича или других материалов.
Вход в СЯ может выполняться при помощи переносной стремянки, но в большом гараже удобно будет сделать боковой вход, сделав ступеньки. Вышеуказанные параметры относятся к легковым авто, являясь обладателем грузового нужно отталкиваться от её габаритов.
Если яма в гараже предназначается с целью осмотра и легкового и грузового авто – придерживайтесь средних параметров.
Как сделать пол в яме?
После определения местоположения можно приступать к выкапыванию ямы в гараже. Если в помещении уже проложен бетонный пол, то понадобится вырезать его часть в том месте, где будет будущее углубление.
С этой целью используются дисковая пила, отбойный молоток либо перфоратор с зубилом, однако последним лучше воспользоваться в крайнем случае.
Разметка осуществляется мелом либо другим инструментом для отметки с использованием уголка, он поможет в создании чётких линий. Во процессе выкапывания ниши нужного размера следует использовать строительный отвес, поскольку важно получить ровные стены. Когда углубление готово приступаем к полу.
На дне необходимо создать опору-подушку, для этого:
- выкладывается щебень ровным слоем;
- после утрамбовки насыпается слой песка;
- третьим слоем идёт глина;
- прокладывается гидроизоляционный материал, например рубероид;
- размещается арматура;
- заливается бетонный раствор.
Схема смотровой ямы в гараже.
После того, как забетонировали конструкцию необходимо дождаться полного высыхания. Затем сверху на него накладывается гидроизолирующий слой, проводятся работы по теплоизоляции и после снова всё заливаем бетоном.
Выкладка стенок
Формирование стен в смотровой яме выполнятся в несколько этапов. Сначала наносится глина, затем нужно закрепить полиэтиленовую плёнку и расстелить рубероид. На следующем этапе важно позаботиться о гидроизоляции и теплоизоляции, тщательно обрабатывая каждый участок.
Лишь после этого следует приступать к выкладке стен. Чаще всего боковые поверхности отделывают кирпичом либо бетоном.
Стены из кирпича
Выбрав вариант из кирпича материал размещается в шахматном порядке в один слой по ширине кирпича. При этом нужно обязательно тщательно затирать швы, и надёжно связывать углы. Самый верхний ряд должен немного выступать над стяжкой пола, хотя бы на 5 см.
Это делается с целью исключения случайного заезда колеса машины на конструкцию, а также чтобы внутрь случайно не попадали посторонние предметы.
Бетонные стены
Чтобы выложить стены из бетона потребуется соорудить опалубку из деревянных брусков либо досок. Затем рекомендуется армировать стены стальной проволокой или арматурой.
На этом же этапе прокладывается электропроводка, в целях безопасности её делают скрытой и прячут под гофру, протягивая по стенам и выводя к точкам установки светильников. После этого закрепляется на армирующей сетке с использованием пластиковых стяжек.
Следующим этапом будет непосредственно заливка бетона. Процесс должен быть постепенным, заливается не всё сразу, а слоями по 30-40 см, при этом требуется тщательная утрамбовка ломом либо штыковой лопатой с целью удаления воздуха из бетона. Затем необходимо дождаться высыхания каждого слоя, на что уйдёт 2-3 дня.
Независимо от выбранного типа стен важно не забыть о нишах. Если выполнять отделку из кирпича, то удобнее будет сделать из досок вкладыши для опалубки нужного размера и укладывать материал вокруг ниш. В случае с бетонной поверхностью вкладыши обязательны.
После выкладки стенок следует уложить металлический уголок, развёрнутый углом вниз, если в дальнейшем планируется изготовление крышки. К тому же это обезопасит машину от случайного попадания в яму.
Обустройство ямы
Освещение в смотровой яме.
Помимо проведения основных работ, включающих рытьё котлована, укрепление дна и стенок ямы, понадобится проведение и других не менее важных работ.
К ним относятся:
- проведение гидроизоляции;
- укладка теплоизоляции;
- обеспечение вентиляции внутри траншеи;
- монтаж освещения;
- изготовление крышки для закрытия ремонтной ямы.
Как правильно делается гидроизоляция ямы?
Поскольку главный недостаток смотровой ямы – повышенная влажность, важно позаботиться о гидроизоляции. Защитить ремонтную яму можно с помощью наружной либо внутренней гидроизоляции, лучшим вариантом будет совмещение двух способов.
В первом случае действия проводятся ещё на этапе строительства гаража. Теоретически, если грунтовые воды находятся достаточно глубоко, ниже 2,5 метром даже в сезон дождей, то можно и не проводить внутренние гидроизоляционные работы. Однако здесь есть небольшой риск, поэтому, по возможности, данный факт лучше не игнорировать.
Для предотвращения влаги внутри ямы используются специальные плёнки либо мембраны. Они укладываются целыми кусками внахлёст, застилая котлован от одного конца до другого, с выпуском в 10-15 см на пол гаража со всех сторон ямы. Чтобы обеспечить герметичный стык, следует их склеить двухсторонним скотчем во всех местах.
Плёнка должна плотно прилегать к котловану, с этой целью её расправляют и в дальнейшем следует постараться избежать её повреждений.
Если яма построена, наружную гидроизоляцию сделать уже не удастся, останется лишь применить пропитки глубокого проникновения с целью уменьшения гидроскопичности стен. Пропитка стенок осуществляется обмазочной гидроизоляцией, также можно использовать состав для бассейнов, напоминающий резину.
Он обеспечит плотную плёнку, надёжно защищающую от воды. Проводить обработку составом рекомендуется минимум дважды, после чего он высохнет и его можно будет без проблем мыть.
В качестве альтернативы используют грунтовку глубокого проникновения на основе цемента. В её составе содержатся полимерные частицы, защищающие от капиллярной влаги. Как и в предыдущем способе, следует провести обработку хотя бы два раза, а лучше больше.
Как утеплить яму?
Теплоизоляция ямы в гараже позволит уменьшить расходы на отопление и удерживать комфортную температуру, что немаловажно при проведении ремонтных работ. В качестве теплоизолятора подойдут полистирол, экструдированный пенополистирол или керамзитовая подушка.
Первый вариант считается отличным вариантом, поскольку выдерживает большие нагрузки, устойчив к осадкам, грибкам и бактериям.
Чертеж гаража со смотровой ямой.
Материал закладывается между грунтом и стенкой, также может закладываться и под стяжку на полу ямы. Сверху укладывается армирующая сетка и заливается бетон. Пенопласт прокладывается также, а керамзит чаще всего укладывают на дно ремонтной ямы, где он выступает также в роли стабилизатора пола конструкции, а не только утеплителя.
Обеспечение вентиляции
В ремонтной траншее необходимо обеспечить вентиляцию. Даже в хорошо отапливаемом гаражном помещении может возникнуть повышенная влажность и, в результате, образоваться конденсат, что негативно отразится на днище машины.
Тип вентиляции будет зависеть от размеров комнаты, в большой вполне можно обойтись естественной вентиляцией, а вот в маленькой понадобится создать дополнительное вентилирование.
Самый простой способ – из одной стороны траншеи вывести вытяжной канал из пластиковой канализационной трубы на приблизительно 30 см над уровнем земли. При этом приточная труба должна быть вмурованной в грунт, а её нижний край проведён патрубком через стену нижней части.
Выведенный конец вентиляции необходимо прикрыть специальной крышкой, сеткой либо решёткой, что обеспечит защиту от попадания различных предметов или мусора.
Система вентиляции может быть как общей, так и раздельной. Выше описан вариант отдельного вентилирования, общая труба на два отверстия будет самым эффективным вариантом. В некоторых случаях трубы выводятся не через крышу помещения, а под гаражную стенку, через фундамент.
Проведение освещения
С целью комфортной и безопасной работы не обойтись без освещения внутри ямы. В принципе вполне возможно использование переносных осветительных приборов или налобного фонарика, однако они не заменят полноценного общего освещения.
С этой целью проводится электричество в СЯ. Монтаж проводки осуществляется специалистом, поэтому, если у вас нет навыков, не стоит самостоятельно производить работы, связанные с электричеством.
Для освещения используются низковольтные лампы на 12 и 35 вольт, обеспечить пониженное напряжение удастся после установки соответствующего трансформатора в щитке либо рядом с ним. Отлично подойдут светильники дневного света, выполненные в герметичном корпусе, обеспечивающие безопасность при работе.
Рекомендуется установка приборов в нишах, чтобы они не мешали в процессе выполнения работ. Если ниши не были предусмотрены – лучше выбрать светильники с максимально плоским и стойким к ударам корпусом. Обеспечить качественное освещение удастся после равномерной установки лампочек.
Чем закрыть яму?
Чтобы обеспечить безопасность в гараже, ремонтную яму желательно закрыть. Тогда автомобиль случайно не провалится внутрь, никто не упадёт вниз, к тому же, крышка дополнительно защитит от негативного влияния влаги. Используются разные материалы, чаще всего это:
- древесина;
- листы металла;
- металлические рамы;
- пластик.
Самое важное – конструкция должна выдерживать вес человека. Из перечисленных материалов относительно дешёвым и простым вариантом будет крышка из дерева, рекомендуется подбирать твёрдые породы. Брусья нарезаются согласно расстоянию между торцевыми стенами СЯ. Рекомендуемая толщина – не менее 40 мм.
Перед использованием следует пропитать древесины антисептическими и противогрибковыми средствами, а также покрыть лаком, что значительно увеличит её срок службы.
Металл также необходимо зашкурить и покрасить. Материал имеет меньше преимуществ, металлическая крышка имеет больший вес, неустойчива к коррозии и окажется не самым дешёвым вариантом. При желании владелец гаража может смастерить любой удобный вид крышки для смотровой ямы, сделать её секционной, откидной либо в виде щита.
Итог
Смотровая яма станет незаменимым помощником для владельца авто. С её помощью удастся осмотреть днище автомобиля или выполнить мелкие ремонтные работы, что избавит от необходимости обращаться к специалистам и порой поможет значительно сэкономить.
Недостаточно вырыть котлован и позаботиться о спуске в траншею. Обустройство ямы должно проводиться по всем правилам, что обеспечит комфортное использование ремонтной ямы и безопасность.
А какую отделку вы использовали при обустройстве ямы?
Смотровая яма в гараже своими руками
Для удобства выполнения профилактических работ и ремонта автомобиля у хорошего хозяина гараж обычно оснащается смотровой ямой. Это неудивительно – менталитет большинства наших мужчин таков, что практически каждый автолюбитель предпочитает сам осуществлять контроль за состоянием машины, а при необходимости — и производить его починку. Вложившись в такое обустройство гаража однажды, в будущем можно сэкономить приличную сумму на сервисном обслуживании, так как провести такие нехитрые, но необходимые процедуры, как замена масла или покрытие дна антикоррозийным составом, а также ряд других работ, связанных с днищем или подвеской автомобиля, можно будет самостоятельно.
Смотровая яма в гараже своими руками
Однако, необходимо сразу же отметить, что оптимальным расположением смотровой ямы считается место под навесом рядом с гаражом, или же в гараже, но рядом с площадкой, предназначенной для стоянки автомобиля, так как влажные пары, скапливающиеся между днищем машины и дном ямы, часто способствуют активизации коррозийных процессов. Но, как известно, чаще всего место в гараже бывает ограничено, поэтому смотровая яма устраивается в средней части помещения. Исходя из этого обстоятельства далее и будет рассмотрено, как может быть сделана смотровая яма в гараже своими руками с обустройством надежной гидроизоляции, вентиляции и с применением различных материалов для возведения стен.
Когда и как планировать постройку смотровой ямы?
Содержание статьи
- 1 Когда и как планировать постройку смотровой ямы?
- 1.1 Общие рекомендации по планированию
- 1.2 Материалы для соружения ямы
- 1.3 Определение размеров смотровой ямы
- 1.4 Планирование вентиляции смотровой ямы
- 2 Работы по самостоятельному созданию смотровой ямы в гараже
- 2.1 Разметка смотровой ямы
- 2.2 Подготовка котлована
- 2.3 Обустройство котлована
- 2.4 Возведение стен – кладка или заливка бетоном
- 2.4.1 Кладка стен из штучного материала
- 2.4.2 Бетонные стены
- 2.5 Освещение смотровой ямы
- 3 Видео: обмен опытом – смотровая яма своими руками
Оптимальным вариантом будет постройка ямы до начала возведения стен гаража, на распланированном для него месте, параллельно с созданием фундамента и пола. Понятно, что в уже готовом строении можно столкнуться с рядом ограничений, которые значительно усложняют работу.
Отрывать котлован для ямы удобнее всего еще на стадии подготовительных работ, до заливки пола и возведения стен
Например, тот же котлован, устраиваемый на открытом пространстве, может быть вырыт быстро и аккуратно с помощью специальной техники. В готовом же гараже его придется копать исключительно вручную, а эта работа достаточно трудоемка, так как придется не только разрыхлить, но и извлекать несколько кубов грунта с достаточно большой глубины, а затем еще организовывать его вынос из гаража и дальнейший вывоз с территории.
При планировании выкапывания котлована рекомендовано заранее получить информацию о расположении грунтовых вод на участке строительства, чтобы обезопасить постройку от их проникновения внутрь ямы, иначе она станет непригодна для выполнения работ, а со временем начнется ее обрушение. В этом случае придется «спасать» гараж, привозить грунт и закапывать яму. Поэтому лучше всего все нюансы ее обустройства продумать заранее и получить всю необходимую для этого информацию, иначе работы могут быть проделаны напрасно.
Материалы для соружения ямыДля постройки смотровой ямы потребуется достаточно много различных материалов, которые нужно приобретать с небольшим запасом. Обычно профессиональные строители советуют увеличивать их количество на 10?15%.
Итак, для создания полноценной смотровой ямы могут понадобиться следующие материалы:
- Песок, гравий или щебень. Песок и гравий необходимы для кладочного или заливного раствора, а для обустройства подушки на дне ямы кроме этих материалов потребуется щебень. Для замешивания всех типов растворов требуется цемент.
- Брус сечением в 30?30 или 40?40 мм, доски 25 мм или фанера толщиной в 10?15 мм – для изготовления опалубки, и хорошо обработанные доски толщиной в 40?45 мм – для крышки ямы.
- Арматурный прут диаметром 6?8 мм для вязки армирующей решетки при укреплении стен и пола.
- Гидроизоляционные материалы – плотная полиэтиленовая пленка, рубероид и мастика. Для гидроизоляции могут быть использованы и более современные материалы, но они имеют более высокую цену.
- Металлический уголок размером 50?50 мм для закрепления периметра ямы на уровне пола. Часто из уголка делают еще и колесоотбойник.
- Стальная проволока сечения 1,5?2 мм — для скрутки арматурной решетки.
- Пластиковые трубы диаметром 100 мм – для обустройства вентиляционной системы ямы.
- Кирпич или пеноблоки, если из них планируется возводить стены ямы.
Работу по планировке и обустройству смотровой ямы обычно начинают с определения ее размеров. Все параметры рекомендовано сразу же фиксировать, для дальнейшего составления проекта, в котором необходимо показать месторасположение ямы в гараже, ее ширину, длину и глубину. Эти значения в первую очередь зависят от базы автомобиля, то есть расстояния между колесами по длине и ширине машины, а также от роста владельца гаража. Правильное определение этих параметров важно и для обеспечения безопасности, и для комфортной работы, и удобства постановки автомобиля в гараж.
Размеры ямы должны отвечать требованиям безопасности и удобства работы
- Ширина котлована должна быть на 300?350 мм больше, чем задуманный размер смотровой ямы, а ее ширина в готовом виде – на 200 мм меньше, чем расстояние между колесами автомобиля на одной оси (с промером между внутренними поверхностями покрышек). При этом яма должна быть комфортна для нахождения внутри нее человека. Занимаясь планированием смотровой ямы, не стоит брать точные размеры между колесами конкретной легковой машины, так как, возможно, со временем ее захочется заменить на новую. Поэтому рекомендуется брать среднее расстояние для различных вариантов автомобиля.
Общепринятым, наиболее удобным параметром ямы является ширина в 800?850 мм.
Рекомендуемые размерные параметры смотровой ямы
- Длина ямы может быть различной, и это уже зависит от желания автовладельца, с учетом, естественно, длины гаражного помещения. Стандартная длина ямы должна равняться длине автомобиля плюс 1000 мм, но в некоторых случаях приходится делать ее меньших размеров. Поэтому этот параметр может варьироваться от 2000 до 6000 мм.
При планировании смотровой ямы необходимо учесть возможность спуска в нее при стоящем в гараже автомобиле
Делая расчеты, также нужно учесть место для спуска в яму при стоящем в гараже автомобиле. Спуск должен быть оборудован приставной или ступенчатой лестницей. Обычно выбирается приставная лестница, так как она занимает значительно меньше места.
- Глубина ямы определяется ростом владельца гаража. Она должна быть такой, чтобы человек, стоя на дне, мог свободно дотянуться до любого механизма автомобиля, выходящего на его нижнюю часть и требующую профилактики или ремонта.
Следует отметить, что будет лучше, если котлован будет отрыт немного глубже, чем требуется, так как нужную глубину можно компенсировать за счет поднятия пола, увеличив его толщину. Обычно глубина ямы равняется росту владельца плюс 100?200 мм и составляет примерно 1800?1900 мм.
Кроме вышеназванных параметров, при рытье котлована нужно учитывать расстояние для гидроизоляции, кладки или заливки стен, а также для засыпки вокруг смотровой ямы глины, слой которой станет дополнительной гидроизоляцией. Если стены будут выкладываться из кирпича или заливаться бетоном, то котлован должен быть увеличен в ширину в каждую сторону на 120?150 мм, для газосиликатных блоков на 200 мм, для обустройства бетонированного пола глубина увеличивается на 200 мм. Если вокруг ямы будет устраиваться дренажный или гидроизолирующий слой, то котлован увеличивается в ширину еще на 150?170 мм.
Как уже говорилось выше, необходимо получить информацию о глубине расположения грунтовых вод. Эти данные должны быть указаны в отчете, который дается после исследований участка перед возведением гаража.
Близкое расположение грунтовых вод может привести к таким последствиям
Уровень расположения грунтовых вод играет важную роль в постройке любого здания, будь то жилой дом или гараж. Если он будет проходить выше, чем 2500 мм, то рыть смотровую яму в гараже или делать погреб под домом затруднительно, так как они будут заполняться водой, даже если будет сделана качественная гидроизоляция.
В ряде случаев есть выход – чтобы избежать этой неприятной ситуации, по периметру всей ямы на высоту ее стенок и под бетонным полом делается дренажная система, которая поможет отводить воду в канализационный колодец.
При условии расположения грунтовых вод ниже указанного выше уровня, ограничений для обустройства смотровой ямы нет.
Хорошо видна ниша для размещения необходимого инструмента
Практически всегда владельцы гаража, устраивая смотровую яму, предпочитают делать в ее стенках ниши, располагая их в верхней или средней части боковых стенок.
Грамотно составленный эскиз-чертеж будущей ямы – продумано всё
Глубину и ширину таких «окошек» необходимо рассчитывать таким образом, чтобы в них во время работы удобно было положить инструмент, от мелкого до достаточно крупного. Эти ниши также должны быть просчитаны и внесены в план постройки.
Планирование вентиляции смотровой ямыНесмотря на предпринятые меры для защиты ямы от влаги, в ней со временем непременно появится неприятный запах затхлости, бензина и отработанного машинного масла, поэтому установка эффективной вентиляции – необходима. Обустраивают ее примерно по тому же принципу, что и обычную систему проветривания подвалов.
Работы по монтажу вентиляционных каналов обычно производятся еще на этапе подготовки котлована. Проветривание ямы может быть совмещено с вентиляцией помещения гаража или же быть совершенно автономным.
Одна из возможных схем совмещенной системы вентиляции – для смотровой ямы и гаража в целом
- Данная схема представляет общую систему вентиляции, то есть воздух поступает в смотровую яму и помещение гаража через одну приточную трубу (поз. 1), имеющую тройниковое разветвление – для гаража (поз. 2) и для ямы (поз. 3). Выход «тяжелого» воздуха также осуществляется через одну вытяжную трубу (поз. 4), выходящую через крышу на улицу и поднятую, как минимум на 500 мм над крышей гаража. Эта труба также имеет два входных отверстия – одно из них находится в верхней части стены смотровой ямы (поз. 6), другое – под потолком гаража (поз. 5) на противоположной стене от приточного канала. Следует заметить, что такую схему можно назвать оптимальным вариантом, эффективно работающим и не приносящим лишних затрат.
Трубы вентиляции прокладываются до кладки кирпичных стен или до заливки бетонных
- Если планируется сделать для смотровой ямы отдельную вентиляционную систему, то оба отверстия располагают на одной из ее стен или на противоположных. В этом случае, трубы обычно выводятся не через крышу, а под стеной гаража на улицу. Приточная труба поднимается примерно на 500 мм над землей и закрывается сверху защитной решеткой, а вытяжная поднимается на 2000?2500 мм, и на нее сверху закрепляется металлический зонт, во избежание попадания в нее влаги и грязи во время ветра и осадков.
Входное (снизу) и выходное окна на одной стене смотровой ямы
Канавы для вентиляционных труб выкапываются на этапе рытья котлована и выводятся через стену на улицу, или же оставляются на территории помещения гаража, затем удлиняются и выводятся через крышу. Если каналы будут расположены на одной стене смотровой ямы, то приточная труба опускается к ее полу, а вытяжная монтируется на 200?250 мм от верхнего края.
Для прокладки вентиляционных каналов оптимально использовать пластиковые канализационные трубы 100 мм. Они монтируются поверх гидроизоляции, между будущими кирпичными стенами или между опалубкой для заливки бетонных стен.
Проверка эффективности вентиляции с помощью зажженной свечи
После того как работа над вентиляцией будет полностью закончена, а концы труб будут вмурованы в стены ямы, нужно провести испытание эффективности системы. Этот процесс несложен: подносят зажженную свечу сначала к вытяжке — ее пламя должно наклониться в сторону вытяжного канала. Затем перемещают свечу к приточному отверстию, где фитиль под действием мощного потока вообще может сразу потухнуть. Если испытания прошли с таким результатом, то система вентиляции обустроена правильно.
Работы по самостоятельному созданию смотровой ямы в гараже
Разметка смотровой ямыРазметка смотровой ямы проводится по-разному, так как она может обустраиваться в уже готовом гараже или же перед его возведением.
Проще, безусловно, разметить ее месторасположение в построенном гараже, но труднее обустроить. Если это же мероприятие проводится на открытой местности, то в этом случае сложнее выполнить разметку, но проще проводить строительные работы.
Еще один существенный «минус» второго способа – это то, что яма длительное время, до полного возведения крыши гаража, будет оставаться неприкрытой, и если вдруг зарядят дожди, то после них придется долго ждать просыхания грунта, прежде чем продолжить работу, использовать дренажный насос для выкачки воды. Поэтому, на случай изменения погоды, необходимо заранее подготовить материал, которым можно будет прикрывать котлован, а затем и саму яму от попадания в них воды.
Разметка контура будущей ямы на бетонированном полу гаража
Если же планируется проводить работу в уже построенном гараже, в котором пол покрыт бетонной стяжкой, то разметку провести достаточно просто – отмерить от стен нужное расстояние, сделать отметки и прочертить контур будущей ямы. Расстояние между стенами будущей ямы и гаража должно быть не менее 1000 мм (по возможности – даже больше). Когда разметка будет завершена, начнутся самые сложные этапы, которые включают в себя следующие действия:
- Снятие бетонного слоя до грунта.
- Вырезание армирующих стяжку металлических прутов.
- Выкапывание котлована вручную.
К достоинствам такого способа постройки смотровой ямы можно отнести лишь то, что она защищена крышей, не боится осадков, и работу можно будет проводить в любую погоду.
Подготовка котлованаВыкапывание котлована вручную – наиболее трудоёмкий этап создания смотровой ямы
Если процесс выкапывания котлована будет производиться вручную, то этот этап работ можно назвать самым трудоемким, так как, чаще всего, размер ямы составляет 1800?1100?6000 мм, а это почти что 12 кубометров выбранной земли. В одиночку такой объем грунта извлечь достаточно сложно, поэтому лучше всего иметь двух-трех помощников.
Длительность землекопных работ будет зависеть и от активности работников, и от состава грунта. Для этого процесса потребуются штыковые и совковые лопаты, ведра для подъема грунта с глубины, тачка для его вывоза с территории построенного или будущего гаража. Следует отметить, что для трудных глинистых или же каменистых грунтов может потребоваться еще и кирка.
Определяя место, куда будет вывозиться грунт, необходимо учесть, что в разрыхленном состоянии он займет пространство на 20?25 % больше, чем занимал в утрамбованном виде.
Далее, следует подумать о вентиляции. Если она будет выводиться через стену или проходить под фундаментом гаража, то для вентиляционных труб роется специальная траншея.
Если в процессе выкапывания обнаружатся глинистые слои, то этот грунт следует складировать недалеко от гаража или даже рядом с котлованом, так как глина хорошо подойдет для заполнения наружных пазух вокруг будущих стен ямы.
Обустройство котлованаВыкопав котлован, его дно необходимо очень хорошо уплотнить ручной трамбовкой.
Проведение трамбовки песчано-гравийной «подушки» на дне котлована
После этого на дно котлована засыпается гравий или некрупный щебень и снова утрамбовывается. В уплотненном состоянии толщина этого слоя должна быть не менее 100 мм. Следующим слоем, толщиной в 50 мм, засыпается и утрамбовывается песок, а затем песчаная «подушка» закрывается еще одним пятисантиметровым слоем гравия.
Некоторые строители ограничиваются двумя слоями засыпка – песка в 100 мм и гравия в 100 мм, которые также следует тщательно утрамбовать.
Следующим шагом дно и стены ямы застилаются гидроизоляционным материалом. Для этого может быть использован плотный полиэтилен (толщиной не менее 200 мкм), рубероид или одна из современных гидроизоляций, хотя это уже будет излишеством исходя из ценовой доступности материала. Если применяются полосы рубероида, то их укладывают внахлест на 120?150 мм, который промазывается битумной мастикой, так как гидроизоляция должна быть герметичной.
Использование рубероида в качестве гидроизоляции
Материал заворачивается на края ямы и закрепляется грузом из камней или труб, но натягивать его не следует. Полотна должны располагаться свободно, так как на дне котлована будет заливаться стяжка, которая потянет листы вниз.
Для гидроизоляции применена плотная полиэтиленовая пленка
Далее, монтируются вентиляционные трубы, которые должны укладываться сверху гидроизолирующих полотен. Один из каналов опускается к нижней части ямы – его закрепляют так, чтобы он располагался на высоте в 100?150 мм от готового пола. Второй подводят к верхнему краю будущей стены на уровне 100?150 мм от верхнего края ямы.
Вариант расположения вентиляционных труб
Следующим шагом необходимо укрепить все дно котлована армированной стяжкой. Для этого из арматуры толщиной в 6?8 мм с помощью проволоки вяжется решетка, которая поднимается над утрамбованным щебнем на 50?70 мм. Установить ее можно, например, на фрагменты кирпичей, так как их высота как раз 60 мм.
Раствор для стяжки изготавливается из песка, гравия и цемента в пропорциях 2:2:1, причем необходимо использовать цемент марки не ниже, чем М-400. Обычно смесь для стяжки готовится в бетономешалке, тогда она получается однородной, и с ней проще работать. Если же раствор будет замешиваться вручную, то рекомендовано добавить в раствор один из пластификаторов или же жидкое мыло. Некоторые мастера рекомендуют добавлять в раствор жидкое стекло, из расчета 250 граммов на 5 литров бетона. Эта добавка рекомендована в том случае, если в нижней части котлована при его выкапывании был выявлен влажный грунт.
Готовым раствором заливается арматурная решетка, и слой сверху нее должен составлять не менее 40?60 мм (итого общая толщина порядка 100 – 120 мм). Бетон хорошо разравнивается с помощью правила (рейки). Стяжку обычно приходится укладывать в два этапа — сначала заливается большая часть площади пола, а затем, когда она схватится, и на ее поверхности можно будет стоять, работа доводится до конца.
Стяжка должна застывать и набираться первичной прочности 3?4 дня. Только по истечении этого времени можно осуществлять дальнейшие работы. В период застывания стяжки ее рекомендуют ежедневно смачивать водой и прикрывать полиэтиленовой плёнкой – такой влажный «микроклимат» оптимален для равномерного и полного набора бетоном прочности.
Возведение стен – кладка или заливка бетономВозведение стен смотровой ямы может быть произведено с использованием различных материалов – кладка из штучного материала, кирпича или блоков, или же монолитная бетонная заливка. От того, какой способ будет выбран, зависят дальнейшие действия.
Кладка стен из штучного материалаПри возведении стен из кирпича или газосиликатных блоков, кладку ведут по периметру бетонного пола, армируя ее через 2?3 ряда сеткой из проволоки.
Армирование кладки сеткой, устанавливаемой между рядами кирпичей или блоков
Между стенками, застеленными гидроизоляцией и возводимой кирпичной стенкой должен оставаться зазор в 100?120 мм, который позже будет засыпаться грунтом, смешанным с глиной.
Кладка может производиться в половину или четверть кирпича (блока). Раствор для нее изготавливают из песка и цемента, взятых в пропорции 1:3. Если для работы выбирается красный кирпич, то его перед возведением стены рекомендовано замочить в воде на 15?30 минут. Для ровности кладки в качестве ориентира используется натянутая веревка, а в ходе работы необходимо обязательно производить проверку горизонтали и вертикали с помощью строительного уровня.
Трубы вентиляции вмуровываются в кирпичную кладку и изнутри смотровой ямы выглядят в виде окошек.
Кроме этого, сразу же формируются ниши для комфортного размещения инструментов. Для перекрытия ниш можно использовать металлический уголок, поверх которого продолжается кладка.
Пространство между гидроизолированными стенками ямы и котлована аккуратно и плотно заполняется глиняно-грунтовой смесью.
После того как кирпичные стены будут подняты, и раствор в швах наберет необходимую прочность, на них заворачивают полотна гидроизоляционного материала, оставляя между ними и грунтовыми стенами котлована свободное пространство.
Следующим шагом этот образовавшийся промежуток постепенно заполняется глиной, смешанной с грунтом. При этом каждый слой в 150?200 мм засыпанной смеси увлажняется и тщательно утрамбовывается.
Бетонные стеныЕсли планируется возвести стены из бетона, то для них необходимо соорудить опалубку. Ее можно установить тоже по-разному.
- В первом варианте от стен котлована отгибается гидроизоляционная пленка и складывается на зацементированный пол. По периметру котлована устанавливается внешняя стенка опалубки, сбитая из досок 20?25 мм или фанеры (ОСП), не тоньше, чем в 12?15 мм.
Затем, на построенные деревянные стенки поднимается пленка – здесь она необходима для предотвращения вытекания бетона через щели, образующиеся между досок опалубки.
Установлена внешняя стенка опалубки, гидроизоляционный слой и армирующая решетка
Далее, вдоль гидроизолированной внешней стенки монтируется арматурная решетка с ячейками 150?150 мм. Ячейки образуются путем перекрещивания отдельных прутов арматуры диаметром в 7?8 мм — их закрепляют между собой проволочной скруткой. После этого устанавливается внутренняя стенка опалубки. При этом арматурная решетка должна расположиться по центру между стенками.
На иллюстрации выше показан вариант, когда армирование полов под стяжку, а затем и ее обустройство проводится параллельно с армированием будущих стен. В этом случае в первую очередь заливается пол, а затем устанавливается вторая, внутренняя стенка опалубки, которую лучше всего делать из фанеры (ОСП), благодаря которой стены будут более гладкими, а вода и цементное молочко не станут в большом объеме просачиваться между стыками досок.
Чтобы бетон равномерно распределился внутри опалубки, не рекомендуется внутреннюю ее стенку поднимать сразу до верха – ее обычно устанавливают ярусами. Достаточно возвести ее на 600?700 мм по всему периметру, а противоположные стенки укрепить распорками. Затем, в опалубку заливается бетонный раствор, а после его первичного схватывания возводится еще одна надстройка внутренней стенки, которую в свою очередь, тоже заливают бетоном — и так продолжается до верхнего края.
- Во втором варианте гидроизолирующая пленка остается на стенах котлована, а вдоль нее, отступив 60?70 мм, на бетонную основ пола монтируется арматурная решетка. После этого по всему периметру ямы возводится внутренняя часть стены опалубки, которая заливается раствором. Затем она наращивается, производится очередная заливка – и так работа продолжается до верха. Роль внешней стенки опалубки в этом случае, понятно, исполняют выровненные и закрытые гидроизоляционным слоем стенки котлована.
Опалубка может быть снята не ранее, чем через две недели после последней заливки бетона.
Залитые армированные бетонные стены необходимо оставить для созревания и набора прочности примерно на две недели. После чего опалубка снимается, и если планируется дальнейшая отделка стен, например, облицовка их керамической плиткой, то бетон оставляется для полного набора прочности еще на полторы — две недели.
Гидрофобная пропитка существенно упрочнит бетонные стены, сделает их менее уязвимыми к влаге.
Чаще всего стены оставляют бетонными, и в этом случае их рекомендовано покрыть жидкой гидроизоляцией – специальной гидрофобной пропиткой. Стены не будут бояться влаги, и полностью исключается пылеобразование от бетонной поверхности.
Для формирования ниш для инструментов изготавливается армированное углубление в стене и закрывается с внешних сторон фанерой, то есть бетон будет заливаться в опалубку вокруг ниши, не попадая внутрь. После того как стена застынет, опалубку снимают и «окультуривают» нишу бетонным раствором.
Другой вариант формирования ниши для инструмента — это готовый металлический короб, который вмуровывается в стену. В этом случае при установке арматурной решетки и опалубки для короба оставляется место. Перед заливкой бетона в опалубку, короб устанавливается и закрепляется на досках или фанере.
Кроме этого, после заливки и разравнивания верха стен, нужно по их краю закрепить на шпильки, длиной 150?200 мм, металлические уголки.
Шпильки погружаются в раствор через отверстия в уголках, и чтобы эти уголки не проваливались в жидкий бетон, под них перпендикулярно подкладываются металлические полоски, края которых будут лежать сверху стенок опалубки.
Уголки послужат ограничителем для ямы, подставкой для укладки закрывающих яму, досок, а также колесоотбойником, который предотвратит наезд автомобиля колесами на крышу ямы.
Уголок становится не только обрамлением смотровой ямы, ни и рамой для дощатого настила, и колесоотбойником
После снятия опалубки производится засыпка оставшейся полости между возведенной бетонной стеной ямы и грунтовой стеной котлована. Смесь глины и грунта должна быть хорошо утрамбована, так как сверху нее будет впоследствии заливаться стяжка пола.
Освещение смотровой ямыК полам в гараже предъявляются особые требования
Важно, чтобы покрытие было прочным, износостойким, и не боялось воздействия ГСМ или иных агрессивных технических жидкостей. Подробную информацию о том, как правильно сделать пол в гараже своими руками, и какое покрытие для него выбрать можно получить в специальной статье нашего портала.
Для комфортной работы в условиях смотровой ямы сложно обойтись без освещения. Некоторые автолюбители обходятся налобным фонариком, другие используют переносные осветительные приборы, но даже если использовать их, общее освещение ямы все-таки будет нелишним.
Хороший хозяин обязательно продумает вопрос стационарной системы освещения смотровой ямы
Чтобы произвести работы, связанные с электричеством, необходимо иметь соответствующую подготовку или хотя бы определенные навыки и знания по составлению электрических схем и правильному монтажу проводки и электроприборов на месте. Если же таковые отсутствуют, то лучше пригласить для этой работы специалиста. Но даже для того, чтобы иметь возможность проконтролировать, правильно ли выполняется задание, необходимо разбираться в некоторых нюансах:
- Система освещения должна быть выполнена согласно нормам СНиП, в которых указано, что внутри смотровой ямы применяется напряжение только до 36 вольт. Запрещено использовать внутри ямы напряжение 220 вольт, так как это опасно для жизни.
Кроме того, все выключатели и розетки, независимо от напряжения, должны быть расположены только вне ямы, например, в щите на стене гаража.
- Кабель должен иметь надежную двойную изоляцию, а кроме этого, желательно поместить его в металлическую заземленную гофрированную трубу, а на высоте ниже 2 метров от пола гаража кабель обязательно должен иметь подобную механическую защиту.
Кабельная разводка должна быть защищена от механических повреждений
- Для освещения ямы используются низковольтные лампы на 12 или 36 вольт. Это могут быть обычные лампы накаливания (следует помнить об их взрывоопасности) или более современные LED – светодиодные. Для подачи пониженного напряжения рядом со щитком или непосредственно в нем необходимо установить соответствующий трансформатор.
Кроме этого, нужно предусмотреть еще некоторые моменты при обустройстве ямы:
- Осветительные приборы должны быть распределены по стенам ямы равномерно, только тогда можно добиться ровного и качественного освещения.
- Рекомендовано утопить светильники в стену, иначе во время выполнения работ они будут мешать, или же их можно случайно повредить.
Светлый тон стен и ниш положительно скажется на общей освещенности смотровой ямы
- Если для светильников не были предусмотрены ниши, то необходимо выбрать осветительные приборы с максимально плоским и ударопрочным корпусом. Чтобы на лампы не оказывалось негативного влияния от сырости, рекомендуется использовать светильники со степенью защищенности корпуса IP44.
- Чтобы в яме было светлее, рекомендовано покрыть ее стены и ниши для светильников белым или светло-серым цветом, или же отделать их керамической плиткой светлых оттенков.
Вместо заключения – достоинства наличия смотровой ямы
В завершение хотелось бы еще раз подчеркнуть преимущества того, что в гараже обустроена смотровая яма:
- Как уже говорилось выше – это возможность самостоятельного проведения ремонтно-профилактических работ на автомобиле, например, легко провести регулярную замену масла.
- Смотровая яма существенно повышает рыночную стоимость самого гаража. Это особенно важно в том случае, когда гараж расположен не на частной территории, а, например, в гаражном товариществе, и со временем его, возможно, придется продавать.
- Если есть опыт в проведении ремонта автомобилей, то правильно обустроенный гараж даст возможность организовать небольшую мастерскую, которая будет приносить доход и быстро окупит все затраты.
- Многие владельцы автомобилей продлевают смотровую яму, устраивая ее буквой «Г». Если отделить дополнительное помещение от смотровой ямы дверью, то этот «закуток» вполне можно использовать в качестве подвала для домашних продуктовых заготовок. Кроме этого, он подойдет и под маленькую мастерскую, в которой комфортно будет работать в летнюю жару, так как в яме всегда сохраняется прохлада.
Эти существенные преимущества также необходимо учесть в том случае, если еще не решено, нужна ли смотровая яма в гараже, или же можно обойтись без нее.
На представленном в завершение публикации видео показан весь процесс создания смотровой ямы с бетонированными стенками.
Видео: обмен опытом – смотровая яма своими руками
ИНСПЕКЦИОННАЯ ЯМКА | Определение
в кембриджском словаре английского языка ИНСПЕКЦИОННАЯ ЯМКА | определение Тезаурус: синонимы и родственные слова .ИНСПЕКЦИОННАЯ ЯМКА | Определение
в кембриджском словаре английского языка ИНСПЕКЦИОННАЯ ЯМКА | Определение в кембриджском словаре английского языка Тезаурус: синонимы и родственные слова .смотровая яма — определение — английский
Примеры предложений с «смотровой ямой», память переводов
PolishPatents Портативная платформа для автосервиса с пандусом и колесной кушеткой, в частности, для использования в гаражах без смотровых ям PolishPatentsInspection подъемник с функцией осевого погрузчика Тартуский университет1) смотровая яма вместе с подъемником для снятия груза с осей транспортного средства или с подъемником транспортного средства, имеющим достаточную грузоподъемность для подъема автомобилей; WikiMatrix В северной части он получил двухдорожную развязку, поворотную площадку диаметром около 16 метров, водонапорную башню с водяным краном, точку углепластика, смотровую яму и ночлег для железнодорожников. opensubtitles2О, Боже, я заехал в смотровую яму WikiMatrix Большинство автобусных гаражей будут содержать следующие элементы: Внутренняя парковка Внешняя парковка Заправочная станция Топливные резервуары Инженерный отдел Смотровые ямы Промывка автобусов Полоса для проверки тормозов Столовая для персонала / комната отдыха Администрация Гаражи меньшего размера могут содержать минимум инженерных сооружений, ограниченный только возможностями легкого обслуживания. tmClassEarth Крышки смотровых ям для стержней из пластика, бетона или керамики, с металлическим или пластиковым армированием или без него. WikiMatrixИнспекционные ямы и зеркала позволяли тщательно исследовать нижнюю часть транспортных средств. WikiMatrixTrack 1, расположенный на западной стороне станции, оборудован смотровой ямой и закрыт для публики. OpenSubtitles2018.v3 Джеймс соорудил смотровую яму из ближайшей открытой канализации и сказал нам уходить. OpenSubtitles2018.v3 О, Боже, в смотровую яму загнал. OpenSubtitles2018.v3Помните, я говорил, что на стороне смотровой ямы были пробы почвы, которые не оттуда? WikiMatrix Водные краны обычно располагались возле смотровых ям или в точках отвода угля. OpenSubtitles2018.v3Никки, эта смотровая яма, в ней почва из другого источника. OpenSubtitles2018.v3 Я думал, что смотровая яма будет идеальным местом, чтобы спрятать это. Гига-френ Аарон Дорис (KFN) и Ричард Грир (CAFN) осматривают каменные ямы, построенные давным-давно людьми на археологическом участке с видом на долину Кускавулш. eurlex Корпус проверяется на наличие точечной коррозии, истирания, вмятин, деформаций, дефектов сварных швов или любых других условий, включая утечки, которые могут сделать корпус небезопасным для транспортировки UN-2 Внутренний осмотр во время первоначального осмотра и испытания должен обеспечивать проверку корпуса на предмет точечной коррозии, истирания, вмятин, деформаций, дефектов сварных швов или любых других условий, которые могут сделать переносную цистерну небезопасной для перевозки. MultiUna) Корпус проверяется на наличие точечной коррозии, истирания, вмятин, деформаций, дефектов сварных швов или любых других условий, включая утечки, которые могут сделать переносную цистерну небезопасной для транспортировки EurLex-2 (a) Корпус проверяется на наличие точечной коррозии, истирания, вмятин, деформаций, дефектов сварных швов или любых других условий, включая утечки, которые могут сделать переносную цистерну небезопасной для перевозки; EurLex-2 (a) Корпус проверяется на наличие точечной коррозии, истирания, вмятин, деформаций, дефектов сварных швов или любых других условий, включая утечки, которые могут сделать переносную цистерну небезопасной для перевозки; UN-2 Корпус проверяется на наличие точечной коррозии, истирания, вмятин, деформаций, дефектов сварных швов или любых других условий, включая утечки, которые могут сделать корпус небезопасным для транспортировки;Показана страница 1.Найдено 260 предложения с фразой инспекционная яма.Найдено за 10 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Найдено за 0 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Они поступают из многих источников и не проверяются. Имейте в виду.
.OC 803/71 :: Информационный документ — Руководство по применению правил по опасным веществам и взрывоопасным средам (DSEAR) 2002 года при ремонте автомобилей (mvr)
OC 803/71
Вернуться к основному документу OC 803/71
Руководитель отдела охраны труда
Информационный документ
HSE OC 803/71
Руководство по применению правил по опасным веществам и взрывоопасным средам (DSEAR) 2002 г. при ремонте автотранспортных средств (MVR)
Введение
1 Пожары и взрывы — одна из основных причин смерти и материального ущерба в МВР (см. Приложение 2).Обычно они связаны с неправильным обращением с бензином, например, при сливе топливных баков и трубопроводов, но инциденты также имели место во время « горячих » ремонтов дизельных цистерн транспортных средств и резервуаров для хранения отработанного масла, при ненадлежащем использовании красок / разбавителей / отработанного бензина для освещения. возгорания мусора, а также сбор и использование отработанного моторного масла в обогревателях помещений.
2 В этом информационном документе собраны соответствующие руководства и даны практические советы для работодателей и самозанятых по защите работников от рисков пожара и взрыва, связанных с опасными веществами и потенциально взрывоопасными средами, используемыми или присутствующими в МВР.Пункты 11 и 12 и Приложение 1 содержат некоторые полезные «что можно и что нельзя делать», а дополнительные советы можно найти на веб-сайте HSE MVR.
3 DSEAR 1 вступил в силу в декабре 2002 года, обновив или заменив существующее законодательство, например, Правила 1972 года о легковоспламеняющихся жидкостях (HFL). Большинство требований не новы, и для предприятий, соблюдающих предыдущее законодательство, не должно быть дополнительной работы.
4 Основное изменение — требование проводить оценку рисков.Другие вспомогательные изменения включают —
- опасные зоны (зоны), в которых возможно возникновение взрывоопасной атмосферы, должны быть классифицированы и обозначены как
- Оборудование, используемое в местах, где может возникнуть взрывоопасная атмосфера, должно соответствовать правилам EPS 2 , если оно уже не использовалось до июля 2003 года, и оценка рисков показывает, что его дальнейшее использование безопасно
- Для хранения бензина, кроме разлива в автомобили, и нефтепродуктов на рабочем месте больше не требуется лицензия Управления по лицензированию нефти.DSEAR обеспечивает безопасное хранение всех опасных веществ. (См. Пункты 22–24).
5 Новые рабочие места MVR или модифицированные после 30 июня 2003 г. должны соответствовать всем требованиям DSEAR с момента их ввода в эксплуатацию. Те, которые используются до этой даты, должны до июля 2006 года соответствовать требованиям Правила 7, т.е. зонированию, маркировке и соответствию EPS 2 .
Опасные вещества и взрывоопасная среда
6 Типичные примеры опасного вещества в MVR включают —
Бензиновый двигатель | Хранение / погрузка / разгрузка в бочках / канистрах, например, после слива топливных баков / трубопроводов, а также при работе на транспортных средствах |
Отработанное моторное масло (например, загрязненное бензином) | Хранение в бочках / резервуарах и / или использование в обогревателях |
Прочие легковоспламеняющиеся жидкости | хранение / использование красок, растворителей, чистящих средств, |
Горючие газы | сварочное / режущее оборудование, подогреватели сжиженного нефтяного газа, зарядка аккумуляторных батарей, автомобили, работающие на сжиженном нефтяном газе, некоторые аэрозоли |
Взрывоопасная пыль | шлифовка органических наполнителей, например стекловолокна |
Прочие взрывчатые вещества | подушки безопасности, преднатяжители ремней безопасности (см. Также INDG280 для регистрации магазинов для этих устройств) |
Легковоспламеняющиеся материалы при особых обстоятельствах | Сварка / резка дизельных цистерн или рядом с тормозными магистралями и т. Д. |
Взрывоопасная атмосфера представляет собой скопление газа, тумана, пыли или пара, которые при смешивании с воздухом могут загореться или взорваться.
Основные требования DSEAR
7 Работодатели и самозанятые должны —
- выполнили оценку рисков для всех видов деятельности, связанных с опасными веществами, которые должны быть проанализированы до введения каких-либо изменений или новых процессов
- обеспечить меры по устранению или снижению рисков, насколько это практически осуществимо.
- классифицировать и обозначить места, где могут возникнуть взрывоопасные атмосферы
- предоставляет оборудование, подходящее для использования во взрывоопасных средах
- предоставить оборудование и процедуры для аварийных и аварийных ситуаций
- предоставление информации и обучение сотрудников
Оценка рисков
8 Оценка риска должна определить, достаточны ли существующие меры или необходимы какие-либо дополнительные меры контроля или меры предосторожности, с учетом —
- Опасные свойства веществ, например легковоспламеняющиеся, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, окисляющие
- как и где они используются
- возможность возникновения взрывоопасной атмосферы
- все потенциальные источники воспламенения, например, от сварки, сжигания или других «горячих» работ; процесс / оборудование, которые могут вызвать искру или пламя или другие электрические / механические риски, включая автомобильные аккумуляторы и ручные фонари; статические разряды
9 При наличии пяти и более сотрудников важные результаты оценки рисков должны быть зарегистрированы, например,
- меры, принятые для устранения или снижения риска
- достаточная информация, чтобы показать, что рабочее место и рабочее оборудование будут безопасны от риска пожара и взрыва во время использования и обслуживания
- сведения о любых областях, классифицированных как опасные
- на совместных рабочих местах, любые специальные меры по обеспечению согласованности требований безопасности для защиты рабочих.
Меры по устранению или снижению рисков
(i) замена
10 В MVR нет возможности для замены бензина или другого автомобильного топлива. Однако можно заменить краски, растворители или чистящие материалы, классифицированные как опасные, на менее опасные, например, с использованием растворителя с более высокой температурой воспламенения или материалов на водной основе. Если риск не может быть полностью устранен, необходимо принять соответствующие меры контроля и снижения.
(ii) меры контроля
11 В порядке приоритетности должны быть приняты следующие меры контроля там, где это практически возможно —
Уменьшить количество опасного вещества до минимума | Сохраняйте хранимые количества бензина и легковоспламеняющихся красок, разбавителей и растворителей, включая отходы, на минимально возможном уровне Сведите к минимуму количество газовых баллонов |
Избегайте или минимизируйте выпуски | Используют ли устройства для извлечения топлива для слива бензобаков / трубопроводов Используйте безопасные контейнеры для легковоспламеняющихся веществ.Держите крышки / крышки на всех контейнерах и безопасно утилизируйте загрязненные тряпки / тряпки Использовать ли запатентованную систему смешивания красок Не распылять легковоспламеняющиеся краски вне вентилируемой кабины / ограждения / контролируемого помещения для распыления. |
Контрольные релизы у источника | Использовать ли инструменты со встроенным вытяжным оборудованием или местным вытяжным оборудованием при шлифовании органических наполнителей для кузова Убедитесь, что включен вытяжной механизм камеры / корпуса перед распылением |
Предотвратить образование взрывоопасная среда |
Выполните потенциально опасных работ в безопасных и хорошо вентилируемых помещениях, например, на открытом воздухе Запрещается сливать бензин из баков / трубопроводов над смотровой ямой, сливом или другим отверстием в земле или рядом с ними Не выполнять сварочные или другие огневые работы с бензобаками или цистернами для дизельного топлива, если они не были должным образом очищены и обезгажены; ни рядом с тормозными магистралями. Никогда не пытайтесь отремонтировать топливный бак для сжиженного нефтяного газа — обратитесь за консультацией к специалисту |
Собрать, локализовать и удалить все выбросы в безопасное место | Поддерживать ли техническое обслуживание оборудования для экстракции / фильтрации. Убедитесь, что он способен удалять опасные концентрации |
Избегать источников возгорания | Не курите и не выполняйте никаких горячих работ при сливе бензина или в местах, где могут присутствовать воспламеняющиеся пары — Обеспечьте , чтобы оборудование, предоставленное для смотровых ям, окрасочных камер и других зонированных зон, подходило для использования во взрывоопасных средах 2 |
Избегать неблагоприятных условий , что может привести к опасности |
Обеспечить контроль температуры в сушильных / сушильных шкафах Не заряжайте аккумуляторы со скоростью, превышающей рекомендации производителя Хранить ли подушки безопасности в надежно закрепленных контейнерах |
Храните несовместимые вещества отдельно | Не храните баллоны с кислородом и легковоспламеняющимся газом вместе |
(iii) меры по смягчению последствий
12 Следует рассмотреть разумно осуществимые меры по снижению воздействия любого пожара, взрыва или аналогичного события, в том числе —
Предотвращение распространения пожаров и взрывов на другие части рабочего места | Do Храните бензин, краски, растворители, газовые баллоны в безопасных местах на открытом воздухе, если это возможно, или в складских помещениях, которые находятся в безопасных местах или являются огнестойкими конструкциями Do обеспечивают как минимум получасовую огнестойкую изоляцию для окрасочных камер и любых складских помещений внутри жилых домов |
Сокращение до минимума количества сотрудников / других человека, подверженного риску |
Не допускайте посторонних лиц в зонированные зоны, например, в окрасочные камеры / ограждения / пространства; смотровые ямы Do обеспечивает адекватные и безопасные средства эвакуации в случае пожара, например, из окрасочных камер / ограждений с использованием легковоспламеняющихся веществ |
Предоставление машин и оборудования , который может безопасно содержать или подавить взрыв или сбросить воздух в безопасное место |
Do предоставляет и обслуживает панели для защиты от взрыва там, где это необходимо, например, на тех сушильных / полимеризационных печах с прямым обогревом, работающих при температурах выше 80 ° C, и на некоторых, в которых осуществляется рециркуляция воздуха; и на пылеулавливающих установках |
Классификация опасных зон
13 Классификация помещений МВР по опасным зонам непроста.Однако в то время как временная деятельность с участием горючего
.