Бетонные и железобетонные дорожные плиты: классификация
Дорожные плиты из железобетона применяют для обустройства покрытий автомобильных дорог на временной или постоянной основе. Плиты железобетонные для покрытий городских дорог изготавливаются в соответствии с государственным стандартом. Они популярны для строительства магистралей, дорог, автобанов. Плита из бетона или железобетона способна сохранять качественные характеристики при различном температурном режиме, отметка термометра может достигать минус сорок градусов по Цельсию. Применение плит обеспечивает длительный и надежный срок службы дорожного полотна.
Для чего нужны?
Дорожное покрытие из железобетонных плит обладает способностью выдерживать большие нагрузки. Предназначено для возведения непостоянных дорог и дорожных оснований на постоянной основе. Дорожную плиту применяют для подъезда к населенным пунктам с небольшим количеством населения, которые находятся от основной дороги на малом расстоянии. При работе с дорожными плитами не возникает сложностей, поэтому технология их возведения позволяет устанавливать автодороги на различной местности. Дорожное полотно позволяет устанавливать асфальт, который оберегает плиты от негативного внешнего воздействия и увеличивает эксплуатационный срок.
Железобетонные изделия имеют возможность повторного применения, при условии, что они сохранили качественные характеристики. Такая особенность в плитах позволяет экономить денежные средства и повторно использовать их для сооружения временной дорожной основы. Железобетонные или бетонные изделия после бывшего употребления имеют отличия от новых, сделанных на производстве, внешним видом, поэтому цена на монтаж использованных изделий меньше почти в половину. Плитные изделия из железобетона можно применять как при низких, так и при высоких температурных режимах. Чтобы обеспечить плитам высокую стойкость к различным температурам, в бетонный раствор следует добавлять специальные примеси, которые увеличивают прочность изделия.
Железобетонная дорожная плита обладает возможностью быстрого монтажа и не имеет сложностей при подготовке основания перед установкой. Обустройство дорог железобетонной плитой обеспечивает эстетически привлекательный вид дорожного покрытия и удобную езду для водителей.
В железобетонной плите присутствует недостаток, который заключается в следующем: производство изделий в грунт создает швы, что приводит к расхождению дороги. Таким образом, используя бетонные элементы, нужно периодически проверять их состояние и вид. Своевременное устранение дефектов увеличит эксплуатацию дорожного покрытия.
Вернуться к оглавлениюКонструкция
Плитные элементы дороги имеют прямоугольную форму и выполняются из железобетона толщиной 140-180 миллиметров. Их изготавливают из напряженной или ненапряженной арматуры. Имеют рифленую поверхность, а на боковых гранях содержат петли для монтажа. В качестве связывающего вещества используют бетон, и чем выше его марка, тем большей способностью обладает конструкция выдерживать нагрузки. Конструкция со стальными прутьями имеет долгий срок службы и имеет возможность сохранять свойства под воздействием негативных факторов. Изготавливают плитные элементы по государственному стандарту следующих размеров:
- длина 600 см, ширина 175, 187, 350, 375 см;
- длина 300 см, ширина 175 см;
- длина 350 см, ширина 275 см;
- длина 175 см, ширина 150 см.
Укладка изделий осуществляется штабелями в высоту не более двух метров. Первый ряд устанавливают на подготовленную поверхность, которую перед этим следует выровнять и обеспечить плотность.
Вернуться к оглавлениюКлассификация
Плитные изделия дороги по назначению бывают двух типов:
- для работ на постоянной основе;
- для временного покрытия.
Бывают трапециевидные, прямоугольные и шестиугольные. Но наиболее популярны прямоугольные изделия для постоянных или временных автомобильных дорог. В зависимости от марок, изделия имеют различные размеры и, соответственно, цены. Например, плита ПД 60х12 имеет размеры 6х1,2х0,22 метра и вес 3390 кг, изделие марки ПД 6, обладает размерами 2,5х1,7х0,22 метра и весом 2300 кг. Маркировка изделий включает в себя уровень допустимой нагрузки.
Вернуться к оглавлениюТехнология изготовления
Изготовление дорожных плит имеет следующую последовательность:
- Подготавливаются формы. Подготовительные работы включают в себя очистку емкости от остатков старого бетонного раствора. Дно и боковые стороны смазывают специальной смазкой, которая необходима для уменьшения сцепления бетона с металлом емкости и для беспроблемного извлечения элемента.
- Проводят армирование. Укрепление конструкции осуществляют двумя арматурными сетками, которые кладут в емкость и устанавливают фиксаторы. Фиксирующие приспособления необходимы для определения расстояния между армирующими сетками и служат ограничителями защитного слоя.
- Подготовка строительного раствора. Для изготовления потребуется песок, щебень, цемент и вода. Для снижения расхода цемента и увеличения жесткости готовой конструкции в раствор добавляют пластификаторы.
- Укладка раствора из бетона. Смесь равномерно укладывают по емкости и уплотняют. Уплотнение проводят на специальных вибростолах.
- Термическая обработка забетонированного изделия. Заполненные емкости строительной смесью отправляют в специальную камеру, где осуществляется прогрев и термическая обработка.
- Извлечение плитных элементов. После того как забетонированные емкости схватятся, проводят распалубливание конструкции.
- Проверяют качественные характеристики готовой железобетонной продукции.
- Наносят маркировку.
- Отгрузка готовой продукции. Дорожные элементы отправляют на склад, где проводят их укладку штабелями.
Изготовление железобетонных элементов дороги осуществляется 2-мя методами:
- Первый способ – агрегатно-поточный. Этот вид имеет возможность изготавливать одновременно несколько типов продукции. Для перемещения конструкций используют специально предназначенный подъемный механизм. Просушивание изделий проводят в термических камерах.
- Второй способ – стендовый. Данный метод применяется на производстве с небольшим количеством выпускаемой продукции. Изготовление осуществляется путем перемещения механизма между стендами, изделие при этом неподвижно.
Чтобы производить продукцию с высокими техническими характеристиками, следует позаботиться о профессиональном персонале и качественном оборудовании. Для производства дорожных плит понадобятся следующие агрегаты:
- пропарочная камера;
- смесители для приготовления строительной смеси;
- домкраты, которые необходимы для натягивания металлических прутьев при напрягаемой арматуре;
- подъемные механизмы;
- металлические емкости;
- вибростол.
Одним из главных оборудований для плит дороги является форма. Перед тем как ее использовать, емкость следует очистить и смазать. Раствор из бетона разливают по формам и отправляют на вибростол, где осуществляется уплотнение смеси. Далее направляют изделия в пропарочную камеру, где происходит обработка заданными температурными режимами и влажностью.
Вернуться к оглавлениюОсобенности укладки
Когда дорожные плиты изготовлены, приступают к их укладке. Однако для прочного и долговечного монтажа элементов следует ознакомиться с особенностями их установки, которые включают в себя следующие рекомендации:
- Укладка плит не должна осуществляться непосредственно в почву. Перед их монтажом нужно сделать основание для будущей конструкции. Для этого срезается верхний слой грунта, разравнивается поверхность и удаляются возможные неровности. Далее следует вырыть траншею на глубину 300 мм и вырытое дно простелить геотекстилем. Данный нетканный материал способствует предотвращению роста травы и вымыванию основания. После чего нужно засыпать траншею щебнем и песком, слои тщательно утрамбовать и полить водой. Далее нужно уплотнить подушку виброплитой или виброкатком. Трамбовку заканчивают, когда поверхность приобретает ровность, которая важна для последующей укладки железобетонного покрытия.
- В зависимости от рельефности местности следует оборудовать уклон, по которому будет стекать талая или дождевая вода. Можно установить лотки ливневой канализации. Далее монтируют бортовые камни или устанавливают бордюр.
- Для получения качественной готовой продукции следует использовать только проверенные материалы и исправное оборудование.
- Применять дорожные плиты нужно для поверхностей с соответствующей нагрузкой.
Вывод
Дорожные железобетонные плиты обладают высокой прочностью и универсальностью. Используют их в промышленном строительстве, где возможно их применение временно или на постоянной основе.
Железобетонные изделия поддаются различным нагрузкам, как от веса транспортных средств, так и от атмосферных осадков. Поэтому изготовление главного компонента плит – бетона, должно осуществляться по правилам и с использованием качественных материалов.
kladembeton.ru
Разновидности дорожных плит и особенности их монтажа
Как правило, строительство нового загородного дома или всего поселка в целом не может обойтись без подъездных путей. Самый простой способ обустроить дорогу для автотранспорта – соорудить ее из готовых ж/б дорожных плит (ЖБДП). Причем ее можно использовать не только в качестве подъездных путей на время производства строительных работ по возведению того или иного объекта, но и впоследствии, как постоянное сооружение.
На заметку! Если обустроенная дорога с течением времени потеряла свою актуальность, то ее можно легко демонтировать (с помощью грузоподъемного оборудования) и транспортировать на другой объект. Причем б/у изделия будут отличаться от новых только внешне. А вот стоимость монтажных работ по укладке «старых» плит будет процентов на 40÷50 меньше, чем укладка только что привезенных с завода изделий.
Разновидности дорожных плит
В зависимости от назначения дорожные плиты подразделяют на две категории (в соответствии с ГОСТом 21924.0-84):
- Предназначенные для сооружения дорог постоянного использования (1П). Помимо обязательного наличия петель эти изделия должны быть изготовлены из бетона, имеющего повышенные показатели по морозостойкости (F200) и водонепроницаемости (W4).
- Для обустройства подъездных путей временного характера (2П). В данном случае разрешается производить изделия без наличия монтажных петель и углублений для них. Разгрузку/погрузку и установку осуществляют с помощью специальных цанговых захватов. Для этой категории снижены и требования к бетону в плане морозостойкости (F150) и водонепроницаемости (W2).
По геометрической конфигурации (в соответствии с тем же нормативным документом) дорожные плиты могут быть:
- Прямоугольными (П). Именно их чаще всего применяют в дорожном строительстве.
- Прямоугольными с одним бортом (ПБ), который предназначен для удобства стыковки с бордюрным камнем. Расположен борт вдоль длинной стороны ж/б изделия.
- Прямоугольными с двумя совмещенными бортами (ПББ), расположенные по коротким сторонам изделия. Такие плиты предназначены для сооружения дорог фиксированной ширины.
- Трапецеидальными (ПТ).
- Шестиугольными (ПШ). Такие плиты имеют одинаковую толщину по всей площади.
- Шестиугольными с увеличенной толщиной вдоль осевой диагонали (ПШД). Также для удобства стыковки с бордюром изготавливают половинки таких изделий (ДПШ).
- Шестиугольными с повышенной поперечной толщиной (ПШП). Выпускают и доборные половинчатые изделия (ППШ), которые используют для выравнивания краев дорожного покрытия.
На заметку! Наружная часть ЖБДП может быть рифленой (для улучшения сцепления колес с поверхностью дорожного полотна) или гладкой.
Ввиду того, что на сегодняшний день наиболее востребованным является первый тип ЖБДП, то именно о них более подробно и расскажем.
Размеры прямоугольных ЖБДП
Габаритные размеры дорожных плит категории П зависят от методики армирования, примененной при их изготовлении. Изделия с предварительно напряженной арматурой имеют:
- толщину (H) – 140 мм;
- длину (L) – 6000 мм;
- ширину (B) – 1750, 1870, 3000, 3500 или 3750 мм.
При изготовлении ЖБДП может применяться и ненапрягаемая арматура. Такие плиты, толщина которых 160 мм, имеют длину – 1750 мм, а ширину – 1500 или 1750 мм. Изделия с аналогичным типом армирования, имеющие толщину 170 мм, имеют два фиксированных типоразмера: 3000×1750 мм и 3500×2750 мм.
Маркировка прямоугольных ЖБДП
Она представляет собой буквенно-числовое сочетание:
- Сначала стоит цифра, обозначающая область применения ДП: 1 – для дорог постоянного использования; 2 – для временных соответственно.
- Далее следует буква, соответствующая определенному типу изделия, характеризующая его геометрическую форму. В нашем случае – это П.
- Далее указаны номинальные размеры плиты (длина и ширина) в дм (с округлением до целого числа).
- Следующая цифра обозначает максимальную нагрузку (она указана в тоннах). Плиты выпускают из расчета проезда автомобилей массой 10 или 30 т.
- Если при изготовлении применялась предварительно напрягаемая арматура, то в конце маркировки указывают тип использованной стали.
Так, например, на готовое изделие нанесена маркировка 2П30-18-30. Это означает, что оно предназначено для обустройства временных подъездных путей; имеет форму прямоугольника; длину – 3 м, ширину – 1,75 м и рассчитано на проезд по нему автомобиля массой 30 т. Толщина этой плиты в соответствии с ГОСТом составляет 170 мм и при ее изготовлении была применена ненапрягаемая арматура.
Другой пример: 1П60-19-30AV. Это железобетонное изделие используют для обустройства дорог постоянного пользования. Оно имеет следующие габаритные размеры: длину – 6 м, ширину – 1,87 м и толщину 0,14 м. Максимальный вес автомобиля составляет 30 т. При изготовлении использовалась предварительно напряженная арматура из стали класса А-V.
Плюсы и минусы укладки дороги из сборных ж/б плит
Достоинства:
- Не требуется тщательная подготовка базы для укладки ЖБДП.
- Невысокая стоимость используемых материалов.
- ЖБДП имеют высокие показатели по прочности, морозостойкости и устойчивости к значительным перепадам температур. Поэтому их можно применять, практически, на всей территории Российской Федерации.
- Технология укладки подобной дороги может быть реализована на любых грунтах (даже на болотистой местности).
- Возможность многократного использования ЖБДП.
- Монтаж плит не требует больших трудозатрат и его можно осуществить за короткий период времени.
- Чтобы продлить эксплуатационный срок ЖБДП их можно на завершающем этапе покрыть тонким слоем асфальта.
- Использовать подъездной путь можно либо сразу по окончании обустройства дороги (если для заделки швов между плитами использовали только песок), либо через 48 часов (если применялся влажный песчано-цементный раствор).
- Применение изделий в широком температурном диапазоне – от -40 градусов по Цельсию до +
При всех достоинствах существует один серьезный недостаток, который следует принимать во внимание. Подобная дорога представляет собой своеобразный конструктор, собранный из большого количества элементов, которые уложены на грунт. С течением времени возможны подвижки почвы, в результате чего геометрия всего уложенного дорожного полотна может поменяться, а между плитами образоваться значительные щели.
На заметку! Для того чтобы не допустить разрушения уже обустроенной дороги или снижения ее эксплуатационных характеристик необходимо постоянно следить за ее состоянием и в случае необходимости сразу же устранять выявленные повреждения.
Методика укладки дорожных плит
Последовательность работ такова:
- Подготовительные действия. Делают разметку будущей дороги. Снимают верхний слой грунта, используя спецтехническое оборудование (например, экскаватор).
- Роют траншею, глубина которой варьируется в пределах от 250 мм до 500 мм. Это зависит от типа грунта, например, если почвы глинистые, то следует больше заглубляться.
Важно! Первый совет: если дорога сооружается для постоянного использования, то следует задуматься об обустройстве дренажа (для этого тоже понадобится экскаватор). Второй совет: ни в коем случае нельзя производить укладку дорожных плит прямо на грунт. Это чревато тем, что впоследствии они просядут, и дорога будет разрушена.
- Тщательным образом производят трамбовку грунта на дне траншеи. Для этих целей применяют виброплиту.
На заметку! Необходимо осуществлять контроль уровня грунта. Делают это с помощью нивелира или веревки, натянутой на нужной высоте.
- Чтобы подушка, которую будут обустраивать позже, не вымывалась, на дно траншеи укладывают геотекстиль.
- Поверх него насыпают «подушку», представляющую собой слой щебня (около 100 мм) и слой карьерного песка (порядка 200 мм). Высота подсыпки может быть и больше: это зависит от нагрузок, которые придется принимать на себя плитам, а также типа грунта.
На заметку! Для усиления «подушки» песок следует смешать с цементом. По обустроенной таким образом дороге можно будет проехать только по истечении 48 часов после ее обустройства.
- Далее следует проливка «подушки» водой. Это надо делать обязательно, чтобы в подсыпке под ЖБДП не оставалось каких-либо пустот.
- Затем производят тщательное уплотнение песчаного слоя с помощью виброплиты, катка или ручной трамбовки. Делают это послойно. Если замечают наличие углублений или провалов, то в них подсыпают необходимое количество песка.
- Последовательно одну за другой дорожные плиты монтируют на «подушку». Обойтись без грузоподъемного оборудования на этом этапе вряд ли получится. После монтажа изделия на песок поверх него укладывают толстую доску, по которой несколько раз ударяют кувалдой. Это делают для того, чтобы ЖБДП всей своей поверхностью прижалась к «подушке». Во избежание каких-либо перекосов крайний ряд дорожных плит монтируют вдоль шнура, натянутого при разметке.
На заметку! Технология допускает монтаж плит либо с небольшим зазором, либо встык.
- Зазоры между уложенными плитами заполняют либо песком, либо песчано-цементной смесью. При использовании первого способа материал необходимо обильно пролить водой, чтобы он основательно уплотнился. При применении второго метода обязательно надо скрепить монтажные петли ЖБДП между собой при помощи сварки.
- Для финишного выравнивания дорожного полотна иногда поверх плит укладывают слой асфальта.
Особенности, которые необходимо учитывать при укладке
Требования, которые предъявляют к дорожным плитам:
- Толщина изделий должна быть порядка 140 мм (или больше, но никак не меньше).
- Армирование плит обязательно.
- Плотность бетона, из которого изготавливают ЖБДП, должна находиться в пределах от 2200÷2500 кг/м³, а морозостойкость – F150 или F
- Форма изделий может быть любой (например, прямоугольной или квадратной).
На заметку! Следует помнить, что не всякая дорожная техника является универсальной и может осуществлять укладку ЖБДП любой формы.
- Используют изделия с либо рифленой, либо гладкой поверхностью. Предпочтительнее первый вид плит, так как на них образуется меньше наледи, да и сцепление колес с дорогой лучше.
- Если ЖБДП имеют монтажные петли, то они должны быть расположены в технологических выемках, чтобы после укладки дороги скобы не мешали движению транспортных средств.
zamesbetona.ru
Бетонная дорожная плита: особенности эксплуатации
Автотрасса
Бетонная дорожная плита – это вид железобетонного изделия, с помощью которого в кротчайшие сроки можно сделать качественную и безупречную дорогу. Такое покрытие отличается повышенными эксплуатационными качествами, которые в свою очередь позволяют ему выдерживать любой поток большегрузного транспорта в течение длительного времени без деформаций и разрушений.
Существуют разновидности подобного железобетона. Чтобы не запутаться в них и сделать правильный выбор, рассмотрим подробнее особенности каждого типа.
Содержание статьи
Сборные изделия
Поверхность из бетонных изделий
Согласно исследованиям, провиденных еще в начале XX века в США, было выяснено опытным путем, что бетонные дорожные изделия намного качественнее асфальтового покрытия. Такой железобетон отличается удивительной износостойкостью и неподверженностью к большим нагрузкам.
Без замены и ремонта материал может прослужить до полувека, когда асфальт требует постоянного ремонта – чуть ли каждый год.
Преимущества материала
Наверное, самым весомым преимуществом асфальтовых покрытий является их небольшая стоимость в сравнении с железобетонными изделиями на момент монтажа. Но, если учесть все качественные преимущества, то цена на них вполне оправдана и окупаема за весь эксплуатационный период.
Любой качественный тяжелый бетон даст фору альтернативному строительному материалу.
А состав бетона — особенный, что наделяет материал отличными эксплуатационными характеристиками:
- Хорошая прочность на сжатие, а при предварительно напряженном армировании — и на растяжение тоже. Марка бетона: М400−М800.
- Низкое водопоглощение, что в свою очередь обеспечивает хорошую морозоустойчивость.
- Не подверженность механическим воздействиям статического и динамического характера.
Все это является гарантом долговечности таких ЖБ материалов. К тому же, бетон − это единственный созданный человеком материал, который способен со временем только набирать прочность, а не терять ее.
Еще один несомненный плюс – доступный и недорогой ремонт, если таковой потребуется. Нужны лишь будут рабочий раствор, рукастый мастер и неделю для затвердевания бетона, а не 3−4 месяца, как для замены асфальтового покрытия.
«А если нужно срочно заменить подземные коммуникации?» – спросите вы. Не беда! Как и любой другой железобетон, данные изделия не сложны в демонтаже. К тому же, их после можно будет уложить на старое место, без затрат на новое покрытие.
Демонтаж: процесс работ
Чтобы поверхность прослужила действительно долго и без деформаций, нужно правильно выбрать тип и вид материала.
Виды плит
Внешний вид материала
Материал, как и прочий железобетон — сертифицированный и стандартизированный. ГОСТ 21924.0-84 − это основной технический документ, в котором прописаны все нормативы качества и параметров. Но, в нем не встретишь многих сведений, которые характеризуют материал: объем бетона, подбор состава и качество арматуры.
Все это находится опытным путем на каждом отдельном взятом производстве. Если имеется паспорт и сертификат, то можете не сомневаться в качестве изделия и его соответствию основному ГОСТу.
Как маркируются
В зависимости от назначения, существуют разные виды. Соответственно, для их приготовления используются разные марки бетона.
Но армирование выполняется в любом типе:
- ПДП. Является наиболее распространенным типом, применяемых для различных видов дорог. Может выдерживать низкие температуры до −50 град., и нагрузку до 6000 кг на одно колесо большегрузного транспорта. Все эти значения весьма условны, ведь именно такие свойства будут зависит от применяемой марки бетона.
ПДП
- ПДН. Подобный конструктив предварительно напряженной плиты, вкупе с высокомарочным бетоном, способны выдерживать большие нагрузки и температуру до −55 град. Подобные изделия рекомендуются к применению в жестких климатических условиях и при наличии мягкого грунта.
ПНД
- ПАГ аэродромная. Этот вид можно назвать лидером во всех отношениях, так как именно он способен выдерживать запредельные нагрузки годами без разрушений. Такие характеристики незаменимы при устройстве аэродромных покрытий для транспортировки тяжелой техники и монтаже взлетно−посадочных полос. Подобные изделия могут выдерживать одновременную нагрузку до 75 тонн. Эти и прочие характеристики указываются в ГОСТ 25912-2015.
ПАГ
Как и прочие железобетонные изделия, рассматриваемый материал подлежит обязательной маркировке, которая предусмотрена в основном техническом документе ГОСТ 21924.0-84:
- 1 – дорожные, предназначающиеся постоянных дорог;
- 2 – предназначающиеся временных покрытий;
- П – прямоугольной формы;
- ПБ – прямоугольные, имеющие один совмещенный борт;
- ПББ – прямоугольные, имеющие два совмещенных борта;
- ПТ – в форме трапеции;
- ПШ – имеет форму шестиугольника;
- ПШД – ЖБИ в форме шестиугольника осевая диагональная;
- ПШП – в форме шестиугольника осевая поперечная;
- ДПШ — в форме половины шестиугольника осевая диагональная;
- ППШ – поперечная часть полвины шестиугольника.
Кроме буквенных значений, в маркировке также указываются размеры. Для прямоугольных — длина и ширина, для трапециевидных — только длина, а для шестиугольных — длина диагонали. Умея читать маркировку, всегда можно определить, какого типа материал – и, соответственно, для чего он предназначается.
Альтернативное применение материала
Как ясно из названия, такие ЖБИ используют для устройства покрытий различного назначения. Они могут быть для постоянного использования, например, как на фото ниже.
Дорога из плит бетонных
- Для обустройства таких покрытий наиболее популярно изделие 1П30-18.30. Получаемые поверхности могут испытывать нагрузки до 30 тонн при обычном континентальном климате, с окружающей температурой не более −40 град.
- Особенно популярны они при устройстве временных дорог, например, ведущих на строительную площадку, находящуюся за городом. Ее легко демонтировать и перевезти на другое место строительства.
- Да, это затратно. Но зато дает возможность большегрузному транспорту не вязнуть в грязи и глине, а также увеличивает удобство проводимых строительных работ.
- 2П30-18.30 наиболее распространены при монтаже временных дорог, которые могут выдерживать нагрузку до 320 тонн.
Альтернативное применение
Плита дорожная бетонная в нашей стране используется не только по своему прямому назначению. Впрочем, как и многие современные изделия. Устройство фундамента зачастую осуществляется именно из такого материала — если, конечно, позволяет плотность грунтов. Получаемый фундамент способен выдерживать любые частные постройки каркасного и монолитного типа.
Видео в этой статье подробно расскажет о процессе устройства фундамента из дорожных плит своими руками.
Монтаж дорожной плиты
При этом инструкция самостоятельного монтажа настолько проста, что сделать такой надежный фундамент под силу каждому. Необходимо только привлечение специализированной техники, так как без нее, плиты просто не поднять, чтобы правильно уложить на участке для устройства фундамента.
Бетонная дорожная плита, как выяснилось – надежное покрытие для любого вида дорог, и не только. И почему наши дороги до сих пор не вымощены такими плитами на радость автолюбителям, например, как это делают в США или Германии? Надеемся, в ближайшем будущем и наши машины будут катиться по безукоризненной бетонной поверхности, что сохранит транспорту подвеску, а его владельцам — нервы.
beton-house.com
размеры, ГОСТ, разновидности и маркировка
Дата: 29 ноября 2017
Просмотров: 2401
Коментариев: 0
ГОСТ 21924.0-84. Плиты железобетонные для покрытий городских дорог
С развитием экономических связей и резким возрастанием объемов грузоперевозок автомобильным транспортом возникла потребность в строительстве новых автомагистралей и восстановлении старых дорожных покрытий. Для этого предприятиями железобетонных изделий производится плиты дорожные. Размеры ГОСТ регламентирует. В стандарте также содержится информация о назначении, конфигурации и типам востребованной для дорог продукции. Изделия обладают повышенными эксплуатационными характеристиками, могут воспринимать серьезные нагрузки в различных климатических зонах.
Для чего предназначены плиты дорожные гост 21924
Выпускаемые специализированными предприятиями плиты производятся из тяжелых марок бетона М200-М400 и могут усиливаться предварительно напряженными арматурными стержнями.
Это позволяет широко использовать их в области дорожного строительства для решения различных задач:
- строительства магистралей с постоянным автомобильным сообщением;
- сооружения временных дорог для автотранспорта.
В зависимости от марки плиты могут обладать разными размерами и, естественно, ценами
Железобетонная продукция предназначена для следующих целей:
- сооружения дорог в городских условиях;
- устройства дорожного покрытия площадей и скверов;
- благоустройства подъездных путей;
- строительства дорог в северных районах;
- формирования поверхности взлетных полос аэродромов;
- восстановления покрытия старых дорог;
- обустройства надежного основания в карьерах;
- благоустройства трамвайных путей;
- строительства автобанов.
Изделия, в зависимости от марки, способны воспринимать значительную нагрузку на квадратный метр поверхности, составляющую от 10 до 30 тонн. Они обладают повышенной износостойкостью, могут эксплуатироваться в холодных климатических зонах при температуре минус 40 градусов Цельсия и ниже.
Конструктивные особенности изделий
Конструкция плит позволяет из элементов с различными размерами формировать цельное дорожное покрытие.
Дорожные плиты должны быть плоскими, в их основе – бетон, армированный стальными элементами
Железобетонные плиты для дорожного строительства отличаются следующими конструктивными моментами:
- конфигурацией. Изделия могут иметь форму прямоугольника, трапеции или шестиугольника, а также составлять указанные фигуры из отдельных сегментов. При необходимости может быть выполнено отверстие для установки крышки люка, специальные скобы или пазы для облегчения установки;
- чистотой рабочей поверхности. Нормативный документ предусматривает возможность изготовления продукции с различной степенью шероховатости. Возможен вариант с гладкой и шероховатой поверхностью, а также со специальным рифлением для обеспечения улучшенного сцепления;
- грузоподъемностью. Она изменяется при различном диаметре, марке и степени напряжения арматуры, применяемой для изготовления силового каркаса. Продукция может воспринимать различную нагрузку на единицу площади рабочей поверхности. Максимальная величина усилия составляет 30 тонн;
- размерами. В зависимости от марки применяемых дорожных плит максимальная длина может составлять 6 м, а ширина 3,5 м. При этом высота продукции для различных видов изделий может достигать 20 см. Соответственно габариты для трамвайных и аэродромных плит также отличаются.
Продукция также может отличаться конструкцией технологических проушин, применяемой арматурой, которая может быть предварительно напряжена, а также маркой применяемого при изготовлении бетона.
Железобетонные дорожные плиты ГОСТ 21924 – виды и маркировка продукции
Согласно стандарту различные виды продукции отличаются маркировкой:
- дорожные изделия маркируются буквами П, ПБ, ПББ, ПТ, ПШ, ПШД, ПШП, ДПШ с различными цифровыми индексами в зависимости от исполнения;
- продукция, предназначенная для взлетных полос аэродромов, имеет в обозначении буквенную аббревиатуру ПАГ совместно с определенной цифрой.
Однозначно квартира! Комфорт, уют и тепло, вокруг люди и инфраструктура 0 ( 0 % )
Только частный дом! Вокруг тишина, покой, много места и мало людей! 0 ( 0 % )
Зачем выбирать что-то одно? В городе квартира, а за городом — частный дом. 0 ( 0 % )
Я — свободный Гражданин Планеты Земля! Мне не нужна рукотворная клетка! 0 ( 0 % )
Назад
Цифровое обозначение, присутствующее в стандартной маркировке, содержит информацию о габаритах изделия, а также его нагрузочной способности.
Плиты дорожные, размеры, ГОСТ и назначение которых маркируется на изделии, могут иметь разные характеристики
Рассмотрим маркировку дорожной плиты 1П 60.35-30:
- цифра 1 указывает на назначение изделия, которое в этом случае обозначает применение для дорог с постоянным движением;
- заглавная буква П несет информации о конфигурации изделий. Эта плита – прямоугольная;
- набор цифр 60.35 содержит данные о габаритах изделия, длина которого составляет 6000 мм, а ширина – 3500 мм;
- цифра 30 соответствует нагрузке, которую воспринимает поверхность изделия без нарушения целостности. В данном случае – 30 тонн.
Различные виды продукции отличаются маркировкой, которая наносится производителем на поверхность после изготовления. Руководствуясь маркировкой можно определить размеры, грузоподъемность изделий и принять решение об их применении для решения конкретных задач.
Какие размеры регламентирует гост на дорожные плиты
В положениях стандарта для различных марок продукции указаны длина, ширина и высота изделий. Габариты для дорожных плит прямоугольной формы составляют:
- длина – 1750–6000 мм;
- ширина – 1500–3500 мм;
- высота – 140–200 мм.
Длина и ширина плит для взлетных полос составляют соответственно 2000 и 6000 мм, а высота изменяется от 14 до 20 см.
В таблицах нормативного документа указаны габариты продукции для различных марок. Руководствуясь этой информацией, специалисты проектных и строительных организаций могут рассчитать необходимое количество плит и выбрать изделия необходимой грузоподъемности.
Подводим итоги
Дорожные плиты пользуются популярностью при решении комплексных задач, связанных со строительством временных и постоянных автомобильных дорог. Изделия, изготовленные по промышленной технологии, обладают повышенной прочностью и износостойкостью. Они могут эксплуатироваться на протяжении длительного времени. Зная размеры железобетонных плит, можно определить потребность в продукции, а также рассчитать общий объем затрат на строительство дорог.
На сайте: Автор и редактор статей на сайте pobetony.ru
Образование и опыт работы: Высшее техническое образование. Опыт работы на различных производствах и стройках – 12 лет, из них 8 лет – за рубежом.
Другие умения и навыки: Имеет 4-ю группу допуска по электробезопасности. Выполнение расчетов с использованием больших массивов данных.
Текущая занятость: Последние 4 года выступает в роли независимого консультанта в ряде строительных компаний.
pobetony.ru
типы, размеры и цены, технология, фото
Вконтакте
Google+
Одноклассники
Строительство каркасных домов все больше набирает популярность.
Причем, если несколько лет назад эта технология применялась исключительно для возведения загородных сезонных построек, то сейчас широко применяется и в капитальном жилом строительстве.
В процессе планирования работ, первым делом встает вопрос выбора надежного и недорогого фундамента. Из большого многообразия типов фундаментов для каркасного дома стоит выделить фундамент основой которого является монолитная железобетонная плита. Этот вариант отличается экономичностью, скоростью и относительной простотой возведения.
Статья содержит информацию о том, как используются плиты для фундамента: размеры и цены на них.
Общая информация
Дорожные плиты – это железобетонные изделия, предназначенные для обустройства автомобильных дорог, железных дорог, дорог для тяжелой гусеничной техники и аэродромных полос.
Применяются для сооружения дорожного полотна на особо сложных грунтах, на пучинистых, торфяных и болотистых почвах, почвах, подверженных горизонтальному сезонному смещению.
При строительстве капитальной магистрали, являясь элементом «подушки», плиты укладываются под асфальтным полотном, образуя надежное основание, использование для временных целей подразумевает укладку элементов прямо на верхний слой грунта и связывание их между собой.
Подобный фундамент из плит перекрытия своим устройством схож с монолитной железобетонной плитой, но есть и свои отличия. Он представляет собой пластичное железобетонное основание, расположенное на песчано-гравийной подушке с заложением утеплителя и гидроизоляции.
Для того, чтобы получить полноценную опору для каркасного дома, достаточно залить сверху цементную стяжку и дождаться ее кристаллизации.
Используется также жб плита под блочный фундамент.
Фундамент из дорожных плит для дома применяется довольно широко:
- Районы Крайнего Севера и районы с вечной мерзлотой.
- Сооружение домов на пучинистых и песчаных грунтaх.
- При строительстве на грунтах с сильным горизонтальным смещением.
- Применяются в горной местности, где углубление в землю и забивание свай для постройки других типов фундамента невозможно.
- Кроме этого, возможно применение и на обычных грунтах, в любой климатической зоне, но экономически нецелесообразно.
Как видно из перечня, этот тип опоры для строений возможно применять практически на любых типах почв и в любой климатической зоне.
Важно! Монолитная железобетонная плита фундамента отличается по своим эксплуатационным характеристикам. Поэтому при планировании постройки необходимо выбрать правильную толщину и тип.
Типы дорожных плит
Монолитная жб плита фундамент из которой рассматривается в данной статье, производятся для различных условий эксплуатации, поэтому имеют разные характеристики.
Ниже перечислены наиболее распространенные типы дорожных плит, применяемые при строительстве фундаментов:
- Плита дорожная (ПД) 2П-30-18-10. Размеры 300*175*17 см. Предназначена для временной укладки, грузоподъемность 10 тонн;
- ПД 2П-30-18-30. Размеры те же, грузоподъемность 30 тонн;
- ПД 1П-30-18-10. Для постоянной укладки;
- ПД 2П-60-20-30. Размеры 600*200*140 см, грузоподъемность 30 тонн.
Кроме этих, есть и другие специфические типы плит, например, марок ПАГ, они предназначены для строительства аэродромов и в частном монтаже не используются. Жби плиты ограждения в качестве фундамента также могут применяться. Отличаются дорожные плиты и степенью натяжения арматуры и формой изготовления боковой грани, что также несущественно при постройке фундамента для каркасного дома.
При монтаже фундамента для частных сооружений можно использовать все вышеперечисленные типы дорожных плит. Здесь все зависит от материала изготовления самой постройки и ее назначения. Например, для постройки каркасного дома целесообразно использовать плиты, толщиной 14 см, ввиду его небольшого веса.
Если планируется возведение строения из кирпича или бетонных блоков, нужно использовать плиты, грузоподъемностью 30 тонн и толщиной 17 см. Необходимые параметры для каждого конкретного случая необходимо грамотно рассчитать.
Расчет фундамента
Точный расчет осуществляется специальными организациями, но в индивидуальном строительстве, при высоте строения не больше двух этажей вполне по силам сделать это самостоятельно.
Толщина плиты зависит от массы строения, то есть напрямую от материала изготовления. Также большую роль здесь играет уровень грунтовых вод, расчетное сопротивление грунта, площадь строения и толщина песчано-щебневой подушки.
Например, рассчитаем толщину дорожной плиты, необходимую для постройки одноэтажного дома из деревянного бруса, размерами 8*8 м:
- Рассчитаем общий вес дома. Объем древесины составит около 50 кубических метров. Плотность древесины 700-800 кг/кубический метр. Отсюда масса сруба получится около 40 тонн. Добавим массу крыши и утеплителя, а также межкомнатных перегородок и получим 70-80 тонн.
- Масса дома вместе с мебелью и другими предметами быта составит не более 100 тонн.
- Посчитаем массу нагрузки на 1 квадратный метр фундамента. Общая площадь фундамента – около 70 квадратных метров. Получается, что примерная нагрузка составляет 1400 кг на квадратный метр.
- Подбираем толщину плиты по справочнику. Самая простая плита, толщиной 14 см и длиной 6 м выдерживает нагрузку до 30 тонн при площади 12 квадратных метров. Один квадратный метр, соответственно выдерживает до 2,5 тонн нагрузки.
- Делаем выводы. То есть, в случае применения данного типа плиты, имеется примерно двукратный запас прочности фундамента, при необходимом запасе в 1.3 раза. Следовательно, данную марку плит применять можно.
Важно! Укладывается фундамент монолитная ж б плита с тщательным соблюдением технологии всего «пирога» опоры. Бессмысленно делать расчет нагрузки на плиту и строить дом, если весь фундамент из бетонных плит «поплывет» вследствие неправильно проведенных земельных работ.
Технология
1. Подготовка территории. Площадь предполагаемого строительства очищается от мусора, травы, если есть деревья, их необходимо выкорчевать. Обеспечивается свободный проезд для подвоза и разгрузки плит.
2. Разметка территории. Сначала отмечается крайняя угловая точка будущего фундамента. От нее отмеряется необходимая длина будущей постройки. В обоих точках вбиваются металлические или деревянные колья и между ними натягивается строительный шнур. Далее, с помощью элементарных математических измерений, находится следующий угол, а затем и последний, четвертый. Все колья соединяем веревкой. Окончательная вымерка производится измерением диагоналей получившегося четырехугольника. Они должны быть равны.
3. Земляные работы. Первым делом вырывается котлован до нижнего уровня залегания грунтовых вод. Это примерно 1 – 1,5 метра, в зависимости от местности.
Дно котлована выравнивается и сверху насыпается песок, слоем в 40-50 см. Каждые 20 см слоя необходимо полить водой и тщательно утрамбовать с помощью виброплиты или трамбовки. На этом же этапе монтируются все подземные коммуникации.
На песок расстилается слой геотекстиля с нахлестом слоев друг на друга в 20 см, для предотвращения смешивания песка и щебня. На геотекстиль насыпается слой мелкого и среднего щебня, толщиной 30-40 см. Он служит гидроизолятором и распределяет нагрузку от плит.
Сверху щебень проливается цементным молоком до полного заполнения промежутков между отдельными камнями. Сверху, раствор должен покрывать щебень слоем 2-3 см. Это т.н. подбетонка.
4. После полного застывания подбетонки, необходимо нанести слои гидроизоляции. Обычно используют рубероид в 2 слоя, но можно применять и другие материалы. Полоски рубероида накладываются внахлест на 5-10 см и пропаиваются горелкой или паяльной лампой.
Важно! Гидроизоляция должна быть больше площади основания и выходить за него на 40-50 см.
5. На слой гидроизоляции укладывается утеплитель. Предпочтительнее всего использовать пенопласт или пеноплекс. Толщина слоя может варьироваться от 10 до 15 см, в зависимости от климатического пояса, но, при этом, утеплитель не должен быть выше уровня почвы. Стыки листов материала тщательно промазываются мастикой или пропениваются монтажной пеной.
Важно! Теплоизолирующий материал должен иметь повышенную плотность, так как он является основанием для укладки железобетонных дорожных плит.
6. Монтаж опалубки. Можно использовать готовую опалубку, либо изготовить ее на месте из досок, толщиной не менее 2,5 см. Высота опалубки должна быть равна высоте плит в уложенном состоянии плюс 5 см. Доски или щиты монтируются по всему периметру фундамента и тщательно закрепляются с помощью саморезов или гвоздей.
При желании, можно уложить внутрь опалубки полимерный утеплитель и концы гидроизоляции, оставшиеся при ее укладке под утеплитель. Это избавит в дальнейшем от необходимости производить земляные работы с целью утепления фундамента.
7. Укладка дорожных плит. На подготовленное основание с помощью строительной техники укладываются плиты. Они укладываются плотно друг к другу, зазор в 10 см необходимо оставить только между опалубкой и краями элементов.
8. После укладки всех элементов фундамента, поверхность заливается бетоном, марки не ниже М300. Все стыки между плит тщательно проливаются, сверху над плитами делается стяжка, толщиной 5 см с использованием армирующей сетки, сечением 5 мм и шагом 10 см. Поверхность тщательно выравнивается.
9. После полного застывания (под фундамент железобетонная плита застывает около месяца), производится демонтаж опалубки и повторная гидроизоляция поверхности фундамента по всей площади.
Преимущества и недостатки
Плюсы:
- Универсальность. Фундамент из дорожных плит можно сооружать практически в любых климатических условиях, на всех видах почв, кроме глубоких болот. Это обусловлено большой площадью опоры на грунт, и, как следствие, хорошей устойчивости всего фундамента.
- Простота закладки фундамента. При строительстве используются элементарные инструменты и минимум теоретических знаний. Работа однотипная и несложная.
- Прочность и надежность, сравнимая с характеристиками монолитного железобетонного фундамента.
- Экономичность. При схожих эксплуатационных характеристиках, такой фундамент, будет в полтора-два раза дешевле монолитного.
- Время постройки такого фундамента невелико и сравнимо с трудочасами при постройке ленточного фундамента, при несравнимо лучших характеристиках.
Минусы:
- При покупке бывших в употреблении материалов, нет возможности оценить их остаточное качество.
- Для доставки изделий на стройплощадку и закладки их в котлован, необходимо использовать тяжелую технику.
- При использовании данного типа фундамента нет возможности обустроить цокольный этаж или подвал.
- Невозможность замены или ремонта подземных коммуникаций дома без существенного демонтажа фундамента.
Фото
Как выглядит фундамент из дорожных плит на фото смотрите ниже:
Полезное видео
Ознакомьтесь визуально с процессом укладывания дорожных плит на видео ниже:
Выводы
Сооружение фундамента из дорожных плит является взвешенным разумным решением, которое позволяет возвести относительно недорогой фундамент, обладающий впечатляющими характеристиками надежности за сравнительно небольшой промежуток времени. Такое решение будет идеальным при строительстве каркасного дома в любой местности.
Вконтакте
Google+
Одноклассники
ochag.online
Виды железобетонных плит: характеристики, описание
Железобетонные плиты получили огромную популярность практически сразу после выхода на рынок. В отличие от архаичных деревянных перекрытий они во много раз надёжнее и обладают такими преимуществами, как:
- огнеупорность,
- влагостойкость,
- долгий срок эксплуатации.
Железобетонные плиты не гниют и могут сохранять все свои свойства при высоких температурах и влажности. Это идеальный материал для строительства промышленных и жилищно-коммунальных объектов.
Железобетонные плиты в своё время изменили каноны строительства. Их низкая стоимость и высокие эксплуатационные качества произвели настоящий фурор на рынке. Из-за этого многие строительные компании вынуждены были бросить свой бизнес или переориентироваться.
Настоящим шоком для строителей и конструкторов стала длина одной железобетонной плиты, которая достигала семи с половиной метров. Это изменило саму суть архитектуры. В результате появились не только новые здания, но и технологии их быстрого возведения.
Виды железобетонных плит
Дорожные железобетонные плиты
Благодаря этой технологии стало возможным создание сложных автомобильных развязок. Ни один автобан или магистраль не обходится без этих конструкционных элементов.
Дорожные железобетонные плиты сохраняют свои эксплуатационные свойства даже при температуре в -40 градусов по Цельсию. Использование этих изделий при постройке дорог позволяет в значительной мере увеличить надёжность всего полотна.
Данные изделия выпускаются в двух вариантах: с напрягаемой и ненапрягаемой арматурой. Средняя плотность бетона составляет 2200—2500 кг/м3. Дорожные железобетонные плиты могут выдерживать нагрузку класса Н-30 и Н-10.
Поверхность изделий имеет специальное рифление. При создании конструкции применяется бетон, который по водонепроницаемости и морозостойкости отвечает параметрам F200 и W4.
Важно! Дорожные железобетонные плиты могут быть разного размера. Чаще всего используют изделия с параметрами 1750х3000 мм.
Отдельного упоминания заслуживают аэродромные железобетонные плиты. Они способны выдерживать повышенные нагрузки. При создании данной конструкции используется усиленный каркас и бетон не ниже марки М350.
Пустотные железобетонные плиты
ПЖП используются при строительстве межэтажных перекрытий. Толщина одного изделия 220 мм, длина от полутора до шестнадцати метров. Стандартная ширина может быть 1, 1,2 1,5, метра. Также возможен подбор индивидуальных параметров.
Пустоты в железобетонных плитах обеспечивают тепло- и звукоизоляцию. Отверстия могут быть как круглыми, так и овальными. Наличие пустот в конструкции значительно облегчает вес, что сказывается на скорости монтажа и общей структуре здания.
Современные технологии позволяют изготовлять большие партии в короткие сроки. Нагрузка на железобетонные плиты может достигать 1250 кгс/м2. В процессе производства используется бетон разных марок.
Важно! Монтаж реализуется посредством петель, которые позволяют доставить конструкцию в положенное место с минимальными трудозатратами (используется специальное оборудование).
Плоские железобетонные плиты
ПЖП являются несущей частью перекрытий в панельных зданиях. При этом расчётная нагрузка не должна превышать 6 кПа. Железобетонные плоские плиты могут выдержать сейсмический удар силой до 7 балов. Они устанавливаются на несущие конструкции с двумя, тремя и четырьмя точками опоры.
Основным материалом, из которого изготавливаются изделия, является тяжёлый, средней и лёгкой плотности бетон. При этом используется напрягаемая и ненапрягаемая арматура. Также допускается применение проволоки класса Вр-1. Все конструктивные элементы должны отвечать ГОСТам.
Грани плоских железобетонных плит могут иметь скосы. Они служат для состыковки изделий между собой. Также подобная конструкционная особенность препятствует сдвигам. Швы между ПЖП заливаются бетонным раствором.
Транспортируются ПЖП в штабелях. Для того чтобы изделия в процессе транспортировки не повредились, используются специальные прокладки, обеспечивающие зазор между железобетонными плитами.
В кузове машины плоские железобетонные плиты укладываются продольно оси по направлению в сторону движения. Разгрузка и погрузка осуществляется при помощи автокрана. Специальные монтажные петли в значительной мере ускоряют этот процесс.
Железобетонные плиты покрытия
Данные изделия применяются, когда нужно завершить постройку. Чаще всего подобная необходимость возникает в промышленных зданиях, где строители не хотят тратить лишние средства на установку полноценного чердака.
В дальнейшем такая крыша покрывается специальным отделочным материалом. Чаще всего это битум или жидкая резина. Данные вещества обеспечивают отличную гидроизоляцию, а их стоимость находится на низком уровне.
Железобетонные плиты покрытия отлично сочетаются с теплоизоляционными материалами. К тому же монтаж водостоков и других инженерных систем не занимает много времени и сил. Изделия делятся на два типа в зависимости от методов монтажа: стандартные и ребристые.
Конструкции с ребристой поверхностью позволяют сделать крышу более прочной. Также эта форма в значительной мере упрощает процесс отделки. В производстве чаще всего задействуется напряжённая арматура. Она обеспечивает долговечность.
Большую роль в конструкции играет армированная металлическая сетка. Она покрывается слоем бетона до 2 см. Это защищает арматуру от враждебного действия внешней среды.
Железобетонные плиты покрытия имеют высокий уровень пожарной безопасности. Некоторые модификации выдерживают нагрузку до 1500 кг/м2. Такие изделия применяются в местах с повышенным уровнем осадков. Мало того, такая прочность даёт возможность при необходимости возвести ещё несколько этажей.
Обычно в процессе строительства используют железобетонные плиты 3Х6 и 2Х12. Но конечно же, возможны и исключения. Иногда на заводах создаются специальные модификации под конкретные задачи.
Толщина изделий варьируется от 250 до 455 мм. Но существуют и более толстые варианты. Увеличение толщины даёт уменьшение веса, соответственно минимизируется нагрузка на несущие конструкции.
В структуре железобетонных плит нельзя обойтись без закладных элементов. Они выполняются из стали и могут свариваться с арматурой соседних изделий. Это обеспечивает прочное соединение.
Изделия транспортируются на специальных грузовиках и используются в самом конце строительных работ. Они подходят практически для любого типа строительства и обладают высокой прочностью и надёжностью.
Производство железобетонных плит
Главным элементом железобетонных плит выступает бетон. Этот материал делается посредством смешивания цемента с песком и щебнем. Он обладает высоким сопротивлением к сжатию, но легко поддаётся растяжению. Чтобы увеличить прочность данного материала применяется арматура. Она делается из композита и стали.
Важно! Бетон защищает арматуру от коррозии.
Щебень выступает в роли инертного материала. Между ним и цементом не происходит реакции. Его также называют заполнителем. Он существенно влияет на структуру железобетонной плиты.
В производстве железобетонных плит используют щебень разных фракций от мелкого и до крупного. Выбор во многом зависит от назначения конструкции, а также требований, которые стоят перед конструктором.
Арматура бывает двух видов: рабочая и монтажная. Первый вид являет собой нижнюю часть железобетонной плиты. Он работает на изгиб. Второй является скелетом конструкции.
Важно! В качестве альтернативы стальным прутам может применяться проволока.
В процессе изготовления железобетонных плит используется напряжённый железобетон. Специальные технологии позволяют залить арматуру в монолит, когда та находится в частично напряжённом виде. Это делается из-за того, что железобетонные плиты перекрытий должны эффективно противостоять изгибу и компенсировать нагрузку, создаваемую конструкцией пола и весом дополнительных предметов на нём.
Технологический процесс
Всё начинается с создания предварительного чертежа. На его основе создаются будущие изделия. Обычно весь процесс состоит из таких этапов:
- В специально подготовленную форму устанавливается каркас из арматуры. Обычно для этого используют ребристые стержни. Их предварительно натягивают при помощи разогрева электрическим током или домкрата.
- Стержни закрепляются на бортоснастке формы.
- Дальнейший процесс производства осуществляется на основе конвейерной линии, специальных стендов, роликового формования или проката.
- После формирования основной структуры железобетонная плита отправляется на тепловую обработку. Для этого используются специальные камеры. Тепловая обработка позволяет в значительной мере увеличить скорость затвердевания бетонной массы. За 10 часов в камере изделие набирает порядка 60 процентов прочности. Обычно для этого нужно не менее 25 суток в обычных условиях.
- После того как изделие обрело необходимую прочность убираются крепления на стенках формы, которые фиксировали арматурные стержни.
- Стержни сжимают по длине. В результате формируется необходимое состояние всей конструкции.
Это канонический производственный процесс железобетонной плиты. Но многие компании стараются привнести в него что-то своё, чтобы добиться большей производительности и уменьшения себестоимости.
Правила монтажа железобетонных плит
Во время укладки перекрытий строители в первую очередь ориентируются на СНиПы. Соблюдение всех норм и стандартов гарантирует безопасность и длительный срок эксплуатации конструкции.
Железобетонные плиты укладываются на стены здания. При этом они должны опираться на несущую стену не менее чем на 12 сантиметров. Изделия могут укладываться с применением раствора и без него. Размер технологичного шва лежит в диапазоне от 5 до 20 см. Идеальный параметр 7—8 сантиметров. Если шов слишком широкий, то в дальнейшем придётся потратить много времени и раствора на его заделку.
Естественно, правила укладки, допустим, дорожных железобетонных плит разительно отличаются от правил монтажа пустотных. Но начальный этап одинаков в обоих случаях. Перед установкой плиты тщательно осматриваются. При этом обязательно наличие маркировки на каждой конструкции. Если есть трещины шириной более 1 мм по всей длине, железобетонная плита заменяется.
Итоги
В зависимости от типа конструкции и её назначения строители используют тот или иной вид железобетонных плит. При этом существует огромное количество модификаций и типов, рассчитанных под определённое строительство.
bouw.ru
Плиты из бетона дорожные
Железобетонные плиты активно применяют в строительстве самых разнообразных инженерных сооружений различного назначения. Дороги не стали исключением, для устройства сборных покрытий используют изделия из тяжелых бетонов. Они способны выдерживать большие динамические и статические нагрузки. Применение плит ускоряет процесс укладки покрытия дорожной одежды.
Разновидности дорожных бетонных плит
Исходя из назначения, различают две группы плитного материала:
- Предварительно напряжённые железобетонные плиты для сооружения постоянных городских и магистральных автодорог. Трассы с покрытием из такого материала выдерживают интенсивный трафик транспорта, включая движение техники с высокой тоннажностью. Допустимая нагрузка установлена Н-30 и Н-10.
- Плиты из тяжелых бетонов с ненапряжённой арматурой. Их область применения – временные дороги, подъездные пути.
Характерной особенностью качественных дорожных ж/б плит считают возможность повторного использования. Они не утрачивают изначальные технические характеристики и после аккуратного демонтажа сборного покрытия, б/у плиты применяют, обустраивая стройплощадки, дороги и подъезды временного характера.
По конфигурации изделия выпускают:
- прямоугольными, при этом они могут иметь один или два смещённых борта;
- в форме трапеции;
- шестиугольными.
ГОСТ регламентирует изготовление дорожных плит (21924.0-84). Для данной продукции используются тяжёлые виды бетонов марки не ниже М400, средняя плотность смеси находится в пределах 2200 – 2500 кг/м2. Связующий материал – портландцемент с высоким показателем плотности. Наполнителем служит гранитный щебень, добавляют также пластификаторы и воздухововлекающие компоненты. Армирование выполняют прутками из стали класса А-I, А-III – ненапрягаемый вариант. В конструкции предварительно напряженных бетонных плит включают арматурные стержни из термомеханически упроченной или горячекатаной стали.
В маркировке дорожных плит указывают тип, размеры, конфигурацию, расчетную нагрузку, класс напряжённой или ненапряжённой арматуры.
Плиты ПДН
Наиболее распространенной и востребованной маркой в дорожном строительстве являются изделия ПДН (аббревиатура расшифровывается, как плиты дорожные напряженные). Они имеют прямоугольную форму и стандартную размерность:
- длину 6 м;
- ширину 2 м;
- высоту 140 мм и 180 мм.
На практике доказано, что такой вид плитного материала приемлем для устройства дорог в местностях с непростыми гидрологическими условиями и сложным типом грунтов, а также в зонах с суровым климатом, где в зимнее время ртутный столбик термометра опускается до отметки -40 градусов.
При сборке покрытия плиты соединяют, сваривая одну с другой. Для этого в продольных гранях расположены специальные скобы. Их используют также в качестве монтажных приспособлений, чтобы поднимать конструкции кранами (вес дорожной плиты варьируется в зависимости от габаритов и может насчитывать 4,2 т). Кроме того, в торцовой части располагают стыковочные пластины, в союзе со скобами они образуют целостный арматурный узел.
У изделий с рабочей горизонтальной поверхностью «вверх» предусматривается выполнение шероховатости. Поэтому в процессе изготовления штучного материала после уплотнения бетона выполняют обработку поверхности. Для этого может использоваться специальная накатка, щётка с капроновой щетиной или брезентовая лента.
При производстве плит с рабочей поверхностью «вниз», на одной стороне выполняют рифли, их глубина должна составлять не меньше 1-го мм. Для этого лист с рифлением в виде ромбов располагают на дорожке стенда.
К предварительно напряженным плитам относят также популярную продукцию марки ПДП. Безопасность движения, хорошее сцепление покрытия с колесами транспортных средств обеспечивается благодаря рифлению на одной из сторон конструкции. Плиты морозоустойчивы, отличаются отличными параметрами водонепроницаемости и способны справляться с нагрузкой в 30 тонн.
Долговечность, надёжность и прочие эксплуатационные свойства покрытия из плитного материала зависят от качества бетона и проложенных внутри арматурных систем.
О технологии укладки дорожных плит
Монтаж плит ведется по готовому основанию дорожного полотна. Поэтому на первом этапе устройства дороги снимается растительный слой, выполняется планировка. Обязательным условием при устройстве дороги является качественно уплотнённое катками песчаное или песчано-гравийное основание.
Затем наступает заключительный этап – укладка плит. Поскольку каждая дорожная плита весит несколько тонн дорожники используют грузоподъемную технику. Монтаж покрытия заключается в выполнении следующих операций:
- Перемещение плит подъемным краном на место их укладки. Каждую последующую плиту опускают на основание, доводя зазор между ними до минимального.
- Прикатка уложенных плит катком до устранения видимых осадок конструкций.
- Сварка монтажных элементов.
- Герметизация стыков путем заливки продольных швов, используя цементно-песчаный раствор и специальную мастику.
Это лишь обобщенные сведения, о том, каким образом укладывать дорожные плиты. Каждый проект устройства сборного дорожного покрытия имеет свои особенности и нюансы, поэтому специалисты разрабатывают конкретные технологические карты для ведения работ.
betonopedia.ru