Реставрация гипсовой лепнины | ГессоСтар
Как и любая вещь, созданная руками человека, лепнина тоже не вечна. Время накладывает свой безжалостный отпечаток на «каменное кружево», на котором образуются трещины, сколы и происходит разрушение элементов.
Эта ситуация знакома тому, кто купил или получил в наследство старый дом или квартиру с лепными фрагментами на высоких потолках. С одной стороны – вид у старого потолка непрезентабельный, а с другой — жалко закрывать современными отделочными материалами такую красоту. В данном случае оптимальным вариантов будет реставрация гипсовых украшений.
Для чего проводится реставрация лепных элементов
Главная цель при проведении подобных работ – это полное восстановление изначального облика гипсовой отделки. При этом все усилия мастеров-реставраторов направлены на то, чтобы не получилось видимой границы между «старыми» и «новыми» элементами. Только тогда сохранится вся «винтажность» данной отделки.
При этом мастера стараются добиться того, чтобы при восстановлении утраченных частей, сохранить как можно больший объем «родной» лепнины, являющейся настоящим произведением искусства старых мастеров.
Как проводится реставрация
- Перед тем как приступить к работе, тщательно изучается степень повреждений лепных украшений, и изыскиваются возможности как можно более точного их восстановления.
- При значительном разрушении лепнины, ее внешний вид восстанавливается по фотографиям. Если разрушена только часть, то по оставшимся фрагментам восстанавливают полностью всю отделку.
- Если на гипсовую поверхность была нанесена краска, то ее счищают, чтобы получить полное представление о характере и степени повреждений и выработать тактику проведения реставрационных работ. Швы и трещины расшиваются для повторного наполнения их гипсом, разрушенные участки – удаляются, а места сколов – зачищаются. Элементы, которые слабо держатся- закрепляют заново. Только после этого изделие готово для реставрации (см. подробнее художественные работы)
- Иногда случается, что какой-либо фрагмент лепнины восстановить невозможно, настолько он разрушен, а фотографий с его изображением нет. В таких случаях специалисты изготавливают лепные изделия согласно общему стилю оформления конкретного помещения. После этого производится восстановление отбитых деталей, их склеивание, добавление элементов изготовленных взамен недостающих, покраска и другая обработка поверхности лепных изделий.
Методы реставрации
При утере части фрагментов лепного декора приходится их отливать и крепить на место утерянных.
Методика изготовления таких частей не сильно отличается от обычной – единственное условие — цвет гипса приходится «подгонять» под оригинал.
При утере четкости орнамента поверхность лепнины зачищается, затем на ней при помощи специальных инструментов рисунок прорезается заново.
Подкраска и повторная тонировка поверхности проводится при разрушении или потускнении окрашенной поверхности гипса. Перед тем как заново покрасить или затонировать лепнину, ее поверхность очищается от старого окрашенного слоя и шлифуется. После этого краску можно наносить снова.
При наличии мелких трещин и сколов тоже поможет шлифовка или точечное восстановление поверхности гипса. Данный метод поможет избавиться от незначительных дефектов на лепнине.
Эта работа довольно длительная и кропотливая, а ее трудоемкость, зачастую даже выше, при отливке и установке новых изделий. Однако эти труды полностью окупятся, ведь настоящая старина всегда в моде. Единственное непременное условие — реставрацию лепных украшений можно доверить только настоящим мастерам.
Предлагаем вам ознакомиться с нашим каталогом лепных изделий.
www.gessostar.ru
Восстановление лепнины из гипса: рекомендации и популярные методики
Изделия из гипса отличаются выразительным внешним видом и широкими декоративными возможностями. Однако у них есть существенный недостаток – со временем они теряют свой первоначальный облик, особенно в условиях высокой влажности и перепадов температур. Реставрация лепнины процедура довольно трудоемкая, но при правильном подходе она позволяет полностью преобразить внешний вид. Далее познакомим вас со всеми нюансами.
Характерные особенности
У любого отделочного материала есть свои плюсы и минусы. Так, декоративная лепнина обладает следующим списком достоинств:
- Абсолютная экологическая безопасность. Она не выделяет каких-либо вредных испарений, абсолютно гигиенична. Даже прямой контакт с ней не несет какой-либо опасности.
- Устойчивость к воспламенению. Гипсовая лепнина не горит даже при прямом воздействии огня. Поэтому такая отделка не нуждается в дополнительной обработке негорючими пропитками.
- Податливость. Её можно восстановить, если она утратила свои первоначальные свойства. Произведя декоративную обработку, можно и вовсе придать ей новые, более выразительные очертания. В этом она явно выигрывает у пластика, металлопластика и подобных отделочных материалов.
- Универсальность. С помощью неё можно отделать любую часть помещения. Декоративная отделка гипса позволяет создавать любые рисунки и замысловатые рельефные.
-
Адгезия к большинству лакокрасочных покрытий.
Нельзя не отметить и недостатки: - Гигроскопичность. Простыми словами – это свойство материала впитывать влагу. Поэтому лепнина на потолке со временем начнет разрушаться, особенно если она установлена в помещении с повышенной влажностью (кухня, ванная комната и т.д.). Использование специальных пропиток лишь частично решает проблему.
- Внушительный вес. В этом компоненте гипс явно проигрывает ПВХ и его аналогам. Из-за тяжести, возникает необходимость монтажа с помощью специальных креплений. Использование клея недопустимо (исключение – если элементы скромных размеров).
- Хрупкость. Несмотря на внушительный вес, материал плохо переносит удары и прямое физическое воздействие (например, надавливание).
- Сложность и трудоемкость монтажа. К этому также следует добавить высокую (относительно пластиковых аналогов) стоимость. Во многом из-за этого недостатка, данный метод отделки стремительно теряет популярность.


5 важнейших правил реставрации
Затевая восстановление лепнины, запомните эти важные рекомендации:
- Небольшие сколы можно заделать, если нанести на них новый слой гипса. Он должен быть такой же марки.
- Желательно использовать краски на водной или эмульсионной основе. Масляные эмали использовать не рекомендуется – это может привести к образованию трещин.
- Внушительные швы необходимо наполнить раствором.
- После восстановления необходимо обработать всю поверхность (покрыть грунтовкой, покрасить и т.д.) а не только поврежденные участки. В противном случае они будут выделяться.
Методы реставрации
Перед началом восстановительных работ необходимо внимательно изучить характер повреждений. Если деформации подверглось более трети изделия, рекомендуется заменить его, в противном случае не будет гарантирована прочность. Для более мелких повреждений требуется подобрать оптимальный метод реставрации. Принято выделять 4 способа:
- Шлифовка и точечное восстановление. Данная методика подходит для мельчайших повреждений. На поврежденный участок наносится тонкий слой раствора, а после высыхания тщательно шлифуется.
- Заделка средних повреждений. Актуально для ситуаций, когда имеются сколы. Суть проста: на поврежденный участок наносится раствор (густой консистенции). Спустя 5-7 минут (т.е. пока он не схватился полностью) производится обработка – удаление излишков, подрезка и т.д.
- Воссоздание утерянных (или сильно деформированных) элементов. Применяется, если речь идет о сложном ансамбле.
- Художественная обработка. Если целостность не нарушена, то для обновления поверхность можно перекрасить, покрыть росписью и т.д. Высокая податливость позволяет воплотить в жизнь любые фантазии.
Перед началом восстановительных работ (вне зависимости от выбранной методики) снимается старое лакокрасочное покрытие (если оно присутствует). Имеющиеся трещины, швы и сколы очищаются.


Особенности покраски
Покраска лепнины – это эффективный способ придать ей более привлекательные очертания и подстроить их под текущий дизайн интерьера. Отметим наиболее важные нюансы:
- Если поверхность предварительно не была покрыта специальным лаком, то перед покраской её необходимо прогрунтовать в 2 слоя. Это улучшит адгезию.
- Краску нужно смешивать с водой (пропорции зависят от конкретной марки). В противном случае могут появиться трещины.
-
Для нанесения лакокрасочного покрытия нужно использовать кисть с крупным ворсом.
Совет: для создания особенных декоративных эффектов можно воспользоваться губкой или куском ткани. Это создаст на поверхности выразительную рельефную текстуру. - В процессе покраски можно придать эффект потёртости или золочения. Это создаст имитацию «налета времени». Подобные решения выразительно смотрятся, если помещение оформлено в классическом дизайне.
Заключение
Восстановление изделий из гипса не только трудоемкая, но и крайне сложная работа. Без наличия соответствующих навыков будет сложно добиться положительного результата. Поэтому лучше доверить эту работу специалисту, либо воспользоваться аналогами (например, из ПВХ).
www.atlantlepnina.ru
Грамотная реставрация гипсовой лепнины | ГессоСтар
Многие люди считают, что гипсовая лепнина достойна реставрации, но мало кто понимает, что современный материал абсолютно не подходит для этих целей, ведь состав смеси, использованный в исторических зданиях, даже менее ста лет назад, очень отличался от того, что продается сейчас в магазине. Тем более, любой реставратор, осмотрев помещение, подтвердит, что современная гипсовая штукатурка, расфасованная в мешки, абсолютно непригодна для оштукатуривания и восстановления лепного декора древних зданий.
Почему для реставрации нужна особая гипсовая смесь
Если вы рассмотрите старую гипсовую лепнину и ту, что получается из современных смесей, сразу же заметите разницу в плотности, цвете, хрупкости и прочих параметрах. Современные материалы слишком жесткие и хрупкие, чтобы соответствовать особым требованиям, учитываемым в реставрации. Большая часть смесей не сможет выдержать “движения” здания, присущего старинным постройкам, и будет разрушаться, ломаясь при попадании влаги. Штукатурные материалы, устойчивые к воздействию сырости, содержат водоотталкивающие добавки, которые уплотняют поверхность стены и препятствуют ее «дыханию».
Именно поэтому все больше специалистов склоняются к мысли о необходимости использования особого состава штукатурки для старых стен и потолков. В некоторых случаях признается целесообразность применения смеси извести и гипса, ускоряющего высыхание. Некоторые работы требуют добавления песка или других компонентов. Если речь идет о восстановлении зданий 19 века, то здесь реставратора могут ждать такие сюрпризы, как наличие добавок в виде льняных или деревянных волокон в исторических слоях. Какой именно метод подойдет, сколько времени будет сохнуть каждый слой (иногда это занимает до месяца), может определить только специалист, имеющий соответствующие контрольно-измерительные приборы и возможность выполнить химический анализ образцов в лаборатории.
Большинство викторианской лепнины производилось на месте вручную, поэтому она состоит из относительно небольших сборных декоративных элементов. А некоторые здания прошлого века отделывались крупногабаритными карнизами и молдингами, которые изготавливались в мастерских и транспортировались к месту для крепления. При реставрации важно учитывать даже этот момент. В любом случае важно понимать, что магазинный состав и формы гипсовой лепнины часто могут быть неуместны в историческом здании, поэтому важно, выбирая подрядчика и метод восстановления, быть осторожными, дабы не “выплеснуть ребенка вместе с водой”. А о самостоятельной реставрации не может быть и речи.
Историческое использование гипсовой штукатурки
Гипс — далеко не новое изобретение. Мы знаем, что гипсовая штукатурка активно использовалась у древних египтян при строительстве пирамиды Хеопса. Все последующее время гипсовые изделия появлялись в разных концах света, однако данные о составе гипсовой штукатурки до 19 века ограничены. Где-то она использовалась вместе с известью, где-то для литья декоративных элементов чистый гипс применялся, где-то преобладала известь.
Особенно важно установить состав гипса для восстановления мелких литых декоративных украшений, таких, как листья, фрукты, цифры и геральдические эмблемы, используемые в лепном декоре многократно. Получить идеально четкие детали, полностью идентичные реставрируемым, очень сложно, особенно будет заметна разница при несоответствии раствора, если предполагается дальнейшее окрашивание элементов. Иногда литье выполнялось не из алебастра, а из извести, хотя это и занимает больше времени, чем при использовании гипсового раствора. Такой прием особенно активно использовался в 18 веке, мастера выбирали его из-за возможности вносить изменения в деталь после ее извлечения из пресс-формы. Использование извести и гипса в разных случаях может быть также связано с местными традициями, с наличием материалов. Это все нужно учитывать при выборе тактики реставрации.
Позже, с конца 19 века, методы работы и используемые материалы стали более стандартизированы. Понимание штукатурных методов и практики этого периода хорошо известны благодаря книге Уильяма Миллара, опубликованной в 1897 году. В книге описывается «передовой опыт» методов работы и стандарты, которые должны были соблюдать мастера по гипсовой лепнине в Европе. В это время гипс был легко доступен и популярен, поэтому многие богатые дома и сохранили гипсовую лепнину того времени. Однако книга была настольной лишь для известных мастеров, все остальные творили, опираясь на опыт учителей и собственное понимание, поэтому, даже зная период создания гипсового литья, нельзя быть полностью уверенным в составе гипса и методах его отливки. К примеру, мог использоваться жженый гипс, чистый гипс, импортируемый из Парижа, или местное сырье.
Конечно, вы можете посчитать интерес к идеальному восстановлению лепнины несколько академическим и, переступив через все вышесказанное, начать реставрацию, невзирая на характеристики реставрируемого объекта. В итоге получится копия, внешне похожая на исходник, что для многих заказчиков покажется хорошим достижением цели. Но уже через некоторое время базовый материал может начать разрушаться, и вот тогда в полной мере сработает истина о том, что скупой платит дважды. Поэтому, если вам в руки попало бесценное богатство — старинная лепнина, распорядитесь этим наследием с умом — пригласите для реставрации профессионалов, которые выполнят работы в идеально приближенном к оригиналу варианте.
Также читайте по теме:
Реставрация гипсовой лепнины
www.gessostar.ru
Восстановление лепнины на потолке
Если вам посчастливилось жить в старом купеческом или дворянском доме, то у вас на потолке, несомненно, есть лепные гипсовые розетки, карнизы, плинтуса. Кому лень было с ними возиться, закрашивали их побелкой, краской. Не настало ли время заняться вам их восстановлением? Ведь хорошо оформленный потолок основательно поднимет статус вашего жилья. Да? Тогда приступаем.
Смываем старую краску. Это дело надо подгадать под общий ремонт помещения, ведь придется вынести мебель, застелить пол пленкой, а по завершении всего процесса еще и оклеить стены обоями или освежить их покраску.
Сперва выясните, какой краской была испорчена лепнина. Здесь все просто: мажется — побелка, не мажется — эмульсионная краска. Может быть и вариант, когда лежат два слоя различной краски один на другом, в этом случае будем убирать краску в два этапа.
Для снятия акриловой эмульсии обмазываем лепнину густым клейстером, применяемым для наклеивания обоев. Клейстера не жалеем. Делаем это с помощью штукатурной кисти. По прошествии суток эмульсия впитает весь клейстер и растрескается и мы ее без затруднений снимем. Снимать будем с осторожностью, чтобы не повредить гипс шпателем. Может повезти и краска снимется руками пленкой, но все-таки шпателем, а лучше — деревянной палочкой потребуется удалить остатки краски из уголков.
Побелку будем смывать большим количеством теплой воды, используя губку или мягкую щетку. Для работы в углублениях воспользуемся заостренной деревянной палочкой и зубной щеткой. Щеткой работаем не сразу после смачивания, а подождав, чтобы побелка пропиталась.
Теперь смотрим на характер повреждений. Если сколы, трещины, щели между деталями небольшие, то замазываем их гипсовым раствором. Современные виды шпатлевок использовать нельзя, так как они под воздействием внешних факторов (влажность, температура) будут вести себя не так как гипс, что приведет в скором времени к новым трещинам.
Если же повреждения значительные, поврежденные участки придется заменить новыми — мы все-таки не опытные мастера-реставраторы.
Вы можете следить за комментариями к этой записи через ленту RSS 2.0.
www.flatproject.ru
Реставрация лепнины фасада
Сохранение архитектурного облика Москвы сегодня один из самых актуальных вопросов при реставрации фасадов. Реставрация и восстановление архитектурных элементов фасада является дорогостоящей, но необходимой частью фасадных работ на исторических зданиях.
Компания Рококо успешно осуществляет работы по реставрации лепнины фасадов.
Специалисты компании осуществляют изготовление новых декоративных элементов из стеклофибробетона. Мы изготавливаем точные копии всех декоративных элементов, а также восстанавливаем утраченные части декора. На примере здания в одном из московских переулков, расскажем, как это было. (Фотографии реставрации лепнины фасада в г. Москве).
Скульптор Вячеслав Котов произвел необходимые замеры на объекте.Декор был сильно поврежден и частично утрачен. Лист кронштейна подлежал восстановлению.
После снятия размеров, было принято решение разобрать лепнину и укрепить несущие подконструкции.
Разобранные части лепнины доставили в мастерскую скульптора Вячеслава Петровича Котова
Специалисты компании «Рококо» приступили к расчистке элементов лепнины.
После этого началось изготовление новых декоративных элементов. Работа с кронштейном была самой трудной. Нужно было восстановить утраченные части и изготовить новый кронштейн.
Через полтора месяца кропотливой работы на объект были отправлены первые восстановленные декоративные элементы.
Но работы по изготовлению кронштейна продолжались
Модель кронштейна
А затем изготовили форму
Нужно разработать схему заливки, ведь изделие не простое.
Пройдя все трудности, которые возникли в процессе работы, все элементы были изготовлены и смонтированы на объекте!
rokoko.ru
Реставрация, демонтаж и замена гипсовой лепнины
Здания давней постройки имеют красивую лепнину, которая зачастую повреждена от времени. Поэтому при ремонте встает вопрос, избавиться от неё или реставрировать и, по возможности, сохранить все декоративные элементы? Как это правильно сделать, и в каких случаях к чему прибегнуть, и будет настоящая статья.
В случае, если принято решение убирать лепнину, это делается со всеми мерами предосторожности: в респираторе и очках. Это позволит избежать попадания гипсовой пыли в органы дыхания, мусора в глаза. Так как лепка обычно располагается высоко, то пользоваться надо только надежными лестницами. Иногда целесообразно установить леса, чтобы удобнее было обрабатывать большие площади потолка.
Для начала надо визуально оценить, насколько сильно провисли, деформировались или пришли в негодность лепные украшения. Чтобы как можно правильнее оценить их состояние, рассматривать их элементы следует вблизи. Если полному восстановлению подлежит половина и больше карниза, фриза или молдинга, то имеет смысл просто заказать новые.
В старых зданиях нередким явлением является провисание потолка. Но это не значит, что причина в гипсовом декоре. Это может быть и искривление потолка из-за усадки здания со временем. Но даже при таких условиях гипсовая лепнина http://www.alexandria-company.ru/lepnoj-dekor/, которая сделана мастерами в прежние времена из очень качественного материала, может оставаться целой и невредимой.
Чтобы убедиться, не отстало ли украшение от потолка, нужно подвигать его рукой. Если чувствуется, что оно подвижно, то между ним и потолком может быть пустое пространство, которое заполняется пылью и мусором, что создает на него давление и может привести к падению на пол.
Если же на лепнине есть только небольшие трещины, то они очень легко заделываются при реставрации. Но если этих трещин очень много, то лучше их не заделывать, а заменить поврежденный молдинг, фриз или карниз полностью. В настоящее время есть много мастеров, работающих с гипсом, которые могут полностью воссоздать оригинальный рисунок из понравившейся вам лепнины, чтобы не переклеивать её всю, а заменить только поврежденные фрагменты.
Каким образом лучше удалить часть гипсового карниза, чтобы заменить его новой?
· Снять осторожно поврежденный кусочек и отреставрировать его гораздо проще, чем сделать полностью новый фрагмент. Но чтобы не повредить его при демонтаже, нужно осторожно использовать для этого шпатель.
· Можно попробовать отделить гипсовое украшение от стены или потолка прямо со штукатуркой, аккуратно поддерживая его, предотвращая раскол. Отверткой при этом лучше не пользоваться, а взять шпатель, предназначенный специально для молдингов. Он увеличивает площадь силового воздействия, что позволяет избежать повреждения.
· Если же повреждение всё же произошло, то просто нужно поврежденный кусок заменить новым.
В случае, когда демонтаж аккуратно произвести не удается, то нужно полностью удалить гипсовую лепнину. Это делается так:
· для отделения украшения применяют монтировку или стамеску, ударяя по ним молотком;
· для того, чтобы вытащить гвозди, которые использовались для фиксации лепного декора, применяется гвоздодер; именно так и удастся сохранить неповрежденной поверхность стены или потолка;
· если вы хотите, чтобы новые лепные украшения имели бы такой же рисунок, то прежде чем демонтировать старый, нужно пригласить специалиста, чтобы тот сначала сделал слепки.
Материал предоставлен лепной мастерской «АЛЕКСАНДРИЯ» http://www.alexandria-company.ru/
zema.su
Как осуществляется реставрация гипсовой лепнины? | ООО «Плюс»
Восстановление и реставрация лепнины – трудная технологическая процедура, в которую входят разные этапы работ. Но сначала перед реставрацией весь архитектурный декор фотографируется и изучается. Мастера пытаются обнаружить сохранившиеся элементы и утраты, которые пригодны для изготовления изделий.
В чем основная задача реставрации?
Качественно сделанная реставрация лепнины из гипса, позволяет полностью воссоздать ее внешний облик и эстетичность даже самого небольшого элемента. Кроме этого, такая работа дает возможность сохранить историческую ценность лепного украшения. Но доверять ведение реставрации нужно только опытным специалистам, которые смогут сберечь много старых деталей.
Особенности реставрации лепнины
В восстановление лепнины входят разные работы, включая детальное исследование узоров и освобождение изделий от дальнейших покрасок. Очистив лепные элементы от краски, становится видно все их недостатки. В основном обнаруживаются следующие дефекты:
- Выбоины
- Трещины от воздействия огня и влаги
- Разные поломки
Этапы реставрации гипсовой лепнины
Первым делом выполняются подготовительные работы. На этом этапе осуществляется тщательный осмотр узора и очистка изделия от старой краски. Ведь, как известно, после ее снятия с украшений сразу видно все повреждения и изъяны. Обычно самыми испорченными являются места стыков отдельных элементов и швы.
Далее, осуществляется восстановление лепных украшений. Первым делом выполняется крепление элементов, которые практически не держаться и могут просто отвалиться. Размякший гипс принято целиком или частично вырезать. Если имеются швы и трещины, то следует их расшить, чтобы залить новой гипсовой смесью.
Затем подготавливаются места сколов, и производится лепка всех не хватающих элементов. Когда утеряны некоторые детали лепнины, то их заново отливают и фиксируют на место недостающих. Способ создания этих изделий практически не отличается от изготовления обычных деталей. Однако цвет гипса в этом случае подгоняется под оригинал.
Для монтажа отлитых деталей используют латунные или медные гвозди, а также металлическую проволоку, обработанную антикоррозийным средством.
Если орнамент потерял четкость, тогда лепнина зачищается и специальными инструментами узор снова прорезается.
Повторная тонировка и подкраска делается при потускнении или разрушении поверхности гипса. Но сначала старый окрашенный слой шлифуется.
interesplus.net