Российское гражданство для родившихся в СССР по упрощённой схеме
В результате распада СССР образовалось 16 новых стран. Жители, прописанные на территории этих государств, стали их гражданами. Многие семьи оказались разделены границами. Люди, уехавшие ненадолго в поисках работы или по семейным обстоятельствам, оказались отрезанными от своей родины. Сейчас наши власти пытаются исправить это положение и предоставить российское гражданство для родившихся в СССР.
Порядок предоставления гражданства РФ
Порядок предоставления гражданства зависит от того, к какой категории заявителей относится человек. Для заявителей из числа бывших соотечественников существуют разнообразные программы, которые помогают им быстрее натурализоваться. Остальные иностранцы получают гражданство РФ по общей процедуре. Общий порядок подразумевает следующие требования:
- Легальный источник доходов.
- Отказ от другого гражданства.
- Соблюдение законов и Конституции РФ.
- Высокий уровень знания русского языка.
При натурализации в быстром порядке не требуется 5 лет проживать в России и получать вид на жительство. Все процедуры занимают меньше года.
Все, кто родился в СССР, могут получить российское гражданство в упрощённом порядке. Лица без гражданства или иностранцы могут быстро стать гражданами России
- Являлся гражданином Советского Союза.
- Состоит в браке с гражданином РФ.
- Имеет совершеннолетнего ребёнка, признанного недееспособным.
- Нетрудоспособные, имеющие совершеннолетних трудоспособных детей граждан России.
- Имеет ребёнка гражданина РФ при том, что второй родитель или мёртв, или пропал без вести, или недееспособен.
- Делает инвестиции в экономику.
- Занимается трудовой деятельностью по специальному списку три года и больше.
- Занимается предпринимательством в РФ.
Для натурализации по упрощённой системе требуется собрать пакет документов и соответствовать требованиям, предъявляемым к заявителям. Срок рассмотрения заявлений по упрощённой схеме составляет полгода. Гражданин СССР может получить российский паспорт при предоставлении следующих документов:
- удостоверение личности;
- подтверждение места проживания;
- отказ от гражданства других государств;
- свидетельство о сдаче экзамена на знание русского языка.
С просроченным паспортом СССР можно получить гражданство по быстрой процедуре.
Кроме этого, могут потребоваться другие свидетельства о наличии оснований для ускоренного прохождения: документы, подтверждающие факт рождения в СССР или бывшего гражданского статуса в этой стране, документы родственников граждан РФ или свидетельство о браке с гражданином России.
Признание заявителей носителями языка
Указом президента от 6 августа 2014 г. было установлено понятие признания иностранцев и лиц без гражданства носителями русского языка. Для них предусмотрены специальные условия натурализации. Мигранты должны лишь оформить разрешение на временное проживание (РВП) и отказ от гражданства иного государства.
Решение по отнесению граждан к этой категории выносится территориальными органами МВД.
Заявители должны владеть русским языком на самом высоком уровне и пользоваться им повседневно. От соискателей не требуется знание грамматических правил или орфографии. Сначала проводится собеседование, на котором соискатель рассказывает о себе и отвечает на вопросы комиссии. Оценивается беглость речи, правильность словесных оборотов. Потом выполняется письменное тестирование, результаты которого становятся известными через несколько дней. Решение о присвоении сертификата комиссия выносит открытым голосованием.
Главным требованием к соискателям является доказательство того, что они или их родственники по восходящей линии проживали или проживают в бывшей Российской Империи, СССР или РФ. Возникло право упрощённого получения гражданства РФ родившимся как в РСФСР, так и в других Союзных Республиках.
Госпрограмма по переселению
Эта программа работает с 2007 года. По ней бывшие жители союзных республик или их потомки имеют право на получение гражданского статуса РФ. Для этого необходимо принять участие в программе, при этом не требуется получать вид на жительство, подтверждать доходы и экзаменоваться по русскому языку. Можно сразу после получения РВП подавать заявление на получение российского паспорта. Заявления рассматриваются в течение трёх месяцев.
Граждане Беларуси, Казахстана и Кыргызской Республики могут участвовать в программе переселения по четырёхстроннему договору, заключённому с Российской Федерацией в 1999 году. По этим законам и программам гражданство России смогут получить все рождённые в СССР и наследники по прямой линии жителей Российской Империи. К этим категориям заявителей будет применён упрощённый порядок приобретения российского паспорта.
Российское законодательство постоянно совершенствуется. Теперь гражданам Украины и некоторых других государств не нужно предоставлять справку о возможности вступления в российское гражданство. Чтобы отказаться от украинского гражданства, нужно в одностороннем порядке направить заявление в полномочные органы этого государства. Невозможность получить справку от украинских властей ставила преграду на пути многих заявителей.
Жители России в целом не очень хорошо относятся к программам переселения. Они считают, что это будут в основном мигранты из Средней Азии.
Но плохая демографическая ситуация в нашей стране требует пополнения трудовых ресурсов. В России сейчас мало женщин фертильного возраста, что не даёт прогнозов на улучшение демографических процессов. Старение коренного населения наблюдается и в большинстве стран Западной Европы. Поэтому приток эмигрантов важен для поддержания возрастного баланса, этим и определяются многие правительственные решения.
Сегодня инициаторы поправок ставят следующий вопрос: нужно ли требовать от получающих гражданскую принадлежность РФ отказа от гражданства иных государств? В России имеется много граждан, которые постоянно проживают за границей, и никто не требует отказа у них. Эту несправедливость по отношению к бывшим соотечественникам предполагается устранить.
Для успешного прохождения процедуры нужно изучить все возможности, подготовить необходимые документы, архивные справки, свидетельства родственных связей и другие необходимые доказательства возможности участия в какой-либо из программ по ускоренному приобретению гражданского статуса в Российской Федерации. Потом нужно обратиться в Федеральную миграционную службу России или в посольство России в стране проживания. Это открывает широкие возможности для всех желающих переехать в нашу страну.
Россия даст гражданство родившимся в СССР
Проект закона касается лиц, родившихся на территории России, и тех, кто имеет предков, родившихся на территории РФ. Эти претенденты смогут получить вид на жительство без документального подтверждения отказа от гражданства другого государства.
Самые простые способы получения российского гражданства
После парламента документ будет рассмотрен на заседании профильного комитета по государственному строительству и законодательству.
Проект был внесен в Госдуму 30 декабря 2016 года первым заместителем председателя комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константином Затулиным («Единая Россия»). Позже к нему присоединились единороссы Артем Туров, Наталья Поклонская и Умахан Умаханов.
Вопрос упрощенной процедуры получения российского гражданства, а также другие проблемы законодательства в этой области будут подробно обсуждаться 20 марта на парламентских слушаниях о политике РФ в отношении соотечественников, проживающих за рубежом. Среди приглашенных — общественные организации и российские диаспоры из Западной Европы, США, Азии.
По словам автора законопроекта, поправки разработаны в целях исполнения поручения президента от 12 декабря 2012 года. Глава государства распорядился разработать ускоренный порядок предоставления российского гражданства носителям русского языка и русской культуры, «прямым потомкам тех, кто родился и в Российской империи, и в Советском Союзе, тем, кто хочет переехать на постоянное жительство в нашу страну и, соответственно, отказаться от своего сегодняшнего гражданства».
Согласно действующему законодательству, получить гражданство по ускоренной процедуре могут только те, кто сам или чьи родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее проживали на территории РФ (либо ранее относившейся к Российской империи или СССР).
Автор законопроекта предлагает дать это право и тем, кто родился в России или имеет родственников по прямой восходящей линии, также родившихся в нынешних границах Российской Федерации. Соответствующим образом предлагается поправить определение «носитель русского языка», данное в ФЗ «О гражданстве РФ». Документально подтвердить постоянное проживание значительно труднее, чем рождение. Свидетельства о рождении, как правило, хранятся в семье и в архивах ЗАГС, и их найти легче, считает Затулин.
Также предлагается дать носителям языка право на получение вида на жительство без заявления об отказе от иного гражданства. Сейчас закон предписывает, чтобы носители русского языка предоставляли документ «полномочного органа иностранного государства», удостоверяющий выход из другого гражданства, тогда как другим иностранным гражданам достаточно письменно заявить о своем отказе от имеющегося у них гражданства.
«Правда.Ру» обратилась за комментарием непосредственно к основному разработчику законопроекта, первому заместителю председателя комитета ГД по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, директору Института стран СНГ Константину Затулину.
— Какова доля вероятности, что ваша инициатива будет поддержана?
— 17 марта законопроект не будет рассмотрен. До этой даты головной комитет по рассмотрению этого законопроекта (комитет по законодательству Государственной думы) собирает отзывы от всех, кому он разослан, в том числе президенту РФ, правительству, Совету федерации, судам, Общественной палате, комитетам и фракциям Госдумы. 17 число — это дата последняя для получения отзывов. А дальше будет видно.
— Что касается родственников, родившихся в России либо СССР. Какие послабления предполагаются для них?
— Речь идет не только о тех, кто там родился, но и о тех, кто происходит с этой территории. То есть: те, чьи родственники по прямой нисходящей линии родились на территории Российской империи или Советского Союза. Именно так в 2012 году ставил вопрос президент Путин, когда предлагал ввести норму о носителях русского языка. К сожалению, в работе предыдущей Государственной думы были на вполне ясные предложения, добавлены всякого рода дополнения. От них мы и хотим избавить закон о гражданстве, очистить первоначальный замысел. Дело в том, что депутаты, принимая законопроект о носителях русского языка в 2014 году, ограничили территорию только пределами современной Российской Федерации. А президент говорил о Российской империи! Они подтвердили это, но добавили: «в пределах современной Российской Федерации». Кроме того, внесли совершенно необъяснимые ограничения условий, при которых гражданин чужого государства, желающий получить гражданство РФ на условиях упрощенной процедуры (как носитель русского языка) обязан был не только выйти из гражданства другого государства, но и представить от этого государства справку, удостоверяющую, что он вышел из гражданства.
Эта норма и выхолостила всю работу по развитию гражданства носителей русского языка, поскольку большинство этих государств совершенно не обязано предоставлять справку по этому поводу. Некоторые государства откровенно издеваются над этим: Украина, например, а также государства Прибалтики не выдают эту справку. Таким образом они блокируют принятие человеком российского гражданства, препятствуют его выходу из иностранного гражданства и не дают возможность ему получить российское.
— Зачем нужно было делать чужое государство посредником в вопросе о предоставлении гражданства нашему соотечественнику?
— Я лично этого понять не могу. Если бы я в тот момент был в Государственной думе, то, наверное, задал бы этот вопрос тем, кто предлагал такой вариант решения для носителей русского языка. Но, к сожалению, в предыдущем составе Госдумы я не присутствовал. А вот сейчас я предложил избавиться от этого положения. Будут и другие дополнения, связанные с получением разрешения на жительство, которое в этом случае не необходимо. Хочу подчеркнуть, что речь идет, конечно, о тех людях, которые перебрались или собираются перебраться в Россию. Поэтому, собственно говоря, и несогласны отказываться от гражданства другой страны. В этом смысле они предварительно нуждаются в виде на жительство.
— Законопроект решит проблемы, связанные с гражданством?
— Работа по предоставлению гражданства носителям русского языка фактически была омертвлена — из-за мной выше перечисленных наслоений, дополнений, барьеров, которые были внесены при принятии этого законопроекта в 2014 году. Теперь главное — очистить этот законопроект и «разкомплексовать» возможность принятия гражданства носителям русского языка. Я читаю многочисленные отклики по данному вопросу. Есть такие очень «умные» комментаторы, которые с большим пафосом говорят о том, что всё это не решает в целом всей проблемы. Якобы на самом деле есть другие проблемы, связанные с гражданством. Я спешу их успокоить. Мы разработали целый план законопроектной работы, в соответствии с которым идем от простого к сложному. То, что мы предложили сейчас, на мой взгляд, настолько очевидно, что не должно вызвать серьезных возражений.
— А что дальше?
— Дальше, безусловно, мы должны будем подойти к вопросу о том, а надо ли вообще требовать от гражданина другого государства, нашего соотечественника, выхода из гражданства страны проживания. До сих пор все законопроекты были исключительно направлены на то, чтобы нашим соотечественникам облегчить пребывание в России, а также облегчить проживание и работу. Огромная масса наших соотечественников не задумывается о переселении в Россию по целому ряду причин — в том числе чисто житейских. Но они хотели бы быть гражданами РФ. И чем они в этом смысле хуже тех миллионов новых русских, которые, будучи гражданами России, с первых дней независимости РФ укатили куда-нибудь в Лондон или Берлин? Живут там себе с паспортом гражданина РФ. Почему мы должны отказывать миллионам в ближнем зарубежье? Они в 1991 году стали гражданами Украины, Казахстана, Белоруссии, Прибалтики и так далее… Этот вопрос самый основной. Я считаю, что к нему нужно подойти аккуратно. Его нужно решать, если мы на самом деле хотим решить, а не только декларируем поддержку наших соотечественников за рубежом.
Читайте последние новости Pravda. Ru на сегодня
Российское гражданство по упрощённой схеме для рождённых в СССР
Российское законодательство о гражданстве предусматривает возможность стать гражданами по упрощённой схеме для тех, кто родился в СССР. Так как Советский Союз включал 15 республик, граждане государств, образовавшихся после распада, задаются вопросами о том, как они могут воспользоваться возможностью получения паспорта гражданина РФ без необходимости прохождения стандартной многолетней процедуры.
Во избежание досужих домыслов, следует ещё раз перечитать статью 14 «Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке»:
1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом «а» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:
…
б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;
…
2. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом «а» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:
а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;
…
Как следует понимать приведённые пункты и подпункты статьи Закона N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»?
Многих вводит в заблуждение формулировка касательно возрастного ограничения — «достигшие возраста восемнадцати лет». Так как существование Советского Союза прекратилось более 20 лет назад, то на данный момент не может существовать иностранных граждан, не достигших возраста 18 лет, и имевших гражданство СССР. Однако многие мигранты воспринимают требования законодательства не в совокупности, по отдельности, полагая, что по достижению 18-летнего возраста имеют право претендовать на приобретение российского гражданства в упрощённом порядке при условии, что являются выходцами из государства, ранее входившего в состав СССР в качестве республики.
Таким образом, возникают и множатся заблуждения относительно того, что любой иностранный гражданин, достигший возраста 18-ти лет и проживающий на территории независимого государства, ранее входившего в состав СССР, имеет право претендовать на получение российского паспорта в упрощённом порядке, минуя многолетний многоступенчатый механизм РВП-ВНЖ-гражданство. В действительности данный пункт касается исключительно тех лиц, которые имели гражданство СССР, но в силу определённых обстоятельств не стали гражданами новообразованных государств, то есть фактически являются лицами без гражданства.
Следующий момент касается тех иностранных граждан, которые родились во времена СССР и на территории, входившей в состав СССР. Многие выходцы бывших советских республик уверены, что рождение на территории СССР автоматически даёт им право на получение гражданства нынешней Российской Федерации. Но при этом пункт статьи 14 однозначно указывает, что данная законодательная норма касается исключительно тех лиц, кто родился на территории РСФСР — Российской Советской Федеративной Республики, а не всего Советского Союза. Формулировка «на территории РСФСР» подразумевает ограничение по территориальному признаку. Следует также учитывать, что данная норма на практике трактуется как «территория РСФСР, но в рамках территории нынешней Российской Федерации».
Следовательно, не стоит путать территории РСФСР — одной из республик, входившей в состав Союза, и СССР — всего союза. включавшего 15 республик. Для тех иностранных граждан, кто родился на территории иных союзных республик, каких-либо упрощений в плане получения российского гражданства не предусмотрено.
Иностранные граждане, рождённые на территории государств, ранее входивших в состав СССР, могут претендовать на некоторые послабления при получении квот на РВП, могут стать участниками одной из государственных программ, например, программы переселения соотечественников, программы для носителей русского языка.
Перечень документов для подачи на квоту РВП
Являешься ли ты гражданином СССР, если ты родился во времена СССР?
Сам факт рождения в СССР не дает автоматически право считаться гражданином России, то это одно из условий для получения гражданства
Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О гражданстве Российской Федерации»
Статья 14. Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке
(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 151-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом «а» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:
а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;
б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;
в) утратил силу. — Федеральный закон от 23.06.2014 N 157-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом «а» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:
а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;
б) состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;
в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации;
г) имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, — в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;
(п. «г» введен Федеральным законом от 28.06.2009 N 127-ФЗ)
д) имеют сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, — в случае, если другой родитель указанных граждан Российской Федерации, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;
(п. «д» введен Федеральным законом от 28.06.2009 N 127-ФЗ)
е) получили после 1 июля 2002 года профессиональное образование по основным профессиональным образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию, в образовательных или научных организациях Российской Федерации на ее территории и осуществляют трудовую деятельность в Российской Федерации в совокупности не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. При этом в указанный период в отношении таких иностранных граждан и лиц без гражданства работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации;
(п. «е» в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 124-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
ж) являются индивидуальными предпринимателями и.
О гражданстве СССР, Закон СССР от 01 декабря 1978 года №8497-IX
О гражданстве СССР
Граждане СССР обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР и советскими законами.
Советское социалистическое общенародное государство охраняет права и свободы и обеспечивает равноправие граждан СССР во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни.
Гражданин СССР обязан соблюдать Конституцию и советские законы, с достоинством нести высокое звание гражданина СССР, оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета, быть верным своей социалистической Родине.
I. Общие положения
Статья 1. Единое союзное гражданство
В соответствии с Конституцией Союза Советских Социалистических Республик в СССР установлено единое союзное гражданство.
Каждый гражданин союзной республики является гражданином СССР.
Гражданство СССР является равным для всех советских граждан независимо от оснований его приобретения.
Статья 2. Законодательство Союза ССР и союзных республик о советском гражданстве
Законодательство Союза ССР о советском гражданстве состоит из настоящего Закона, определяющего в соответствии со статьей 33 Конституции СССР основания и порядок приобретения и утраты советского гражданства, и других актов законодательства СССР.
Законодательством союзной республики разрешаются вопросы советского гражданства, отнесенные к ее ведению Конституцией СССР, Конституцией союзной республики и настоящим Законом.
Статья 3. Принадлежность к гражданству СССР
Гражданами СССР являются:
лица, которые состояли в гражданстве СССР на день вступления в силу настоящего Закона;
лица, которые приобрели гражданство СССР в соответствии с настоящим Законом.
Статья 4. Сохранение гражданства СССР при заключении и расторжении брака
Вступление в брак гражданина или гражданки СССР с лицом, состоящим в иностранном гражданстве, или лицом без гражданства, а также расторжение такого брака не влечет изменения гражданства супругов.
Приобретение или утрата гражданства СССР одним из супругов не влечет изменения гражданства другого супруга.
Статья 5. Сохранение гражданства СССР лицами, проживающими за границей
Проживание гражданина СССР за границей само по себе не влечет утраты гражданства СССР.
Статья 6. Защита государством граждан СССР за границей
Б соответствии с Конституцией СССР граждане СССР за границей пользуются защитой и покровительством Советского государства.
Статья 7. Недопустимость выдачи гражданина СССР иностранному государству
Гражданин СССР не может быть выдан иностранному государству.
Статья 8. Непризнание за гражданином СССР двойного гражданства
За лицом, являющимся гражданином СССР, не признается принадлежность к гражданству иностранного государства.
Статья 9. Лица без гражданства
Лица, проживающие на территории СССР, не являющиеся гражданами СССР и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству иностранного государства, считаются лицами без гражданства.
II. Приобретение гражданства СССР
Статья 10. Основания приобретения гражданства СССР
Гражданство СССР приобретается:
1) по рождению;
2) в результате приема в гражданство СССР;
3) по основаниям, предусмотренным международными договорами СССР;
4) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.
Статья 11. Гражданство детей, родители которых являются гражданами СССР
Ребенок, оба родителя которого к моменту его рождения состояли в гражданстве СССР, является гражданином СССР независимо от того, родился ли он на территории СССР или вне пределов СССР.
Статья 12. Гражданство детей, один из родителей которых является гражданином СССР
При различном гражданстве родителей, из которых один к моменту рождения ребенка состоял в гражданстве СССР, ребенок является гражданином СССР:
1) если он родился на территории СССР;
2} если он родился вне пределов СССР, но родители или один из них в это время имели постоянное место жительства на территории СССР.
При различном гражданстве родителей, из которых один к моменту рождения ребенка состоял в гражданстве СССР, если в это время оба родителя имели постоянное место жительства вне пределов СССР, гражданство ребенка, родившегося вне пределов СССР, определяется по соглашению родителей.
Ребенок, один из родителей которого к моменту рождения ребенка состоял в гражданстве СССР, а другой являлся лицом без гражданства либо был неизвестен, является гражданином СССР независимо от места рождения.
Статья 13. Приобретение гражданства СССР детьми лиц без гражданства
Ребенок лиц без гражданства, имеющих постоянное место жительства в СССР, родившийся на территории СССР, является гражданином СССР.
Статья 14. Гражданство детей, родители которых неизвестны
Ребенок, находящийся на территории СССР, оба родителя которого неизвестны, является гражданином СССР.
Статья 15. Прием в гражданство СССР
Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть по их ходатайствам приняты в гражданство СССР в соответствии с настоящим Законом независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, места жительства.
III. Утрата гражданства СССР. Восстановление в гражданстве СССР
Статья 16. Основания утраты гражданства СССР
Гражданство СССР утрачивается:
1) вследствие выхода из гражданства СССР;
2) вследствие лишения гражданства СССР;
3) по основаниям, предусмотренным международными договорами СССР;
4) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.
Утрата гражданства СССР влечет за собой утрату гражданства союзной республики.
Статья 17. Выход из гражданства СССР
Выход из гражданства СССР разрешается Президиумом Верховного Совета СССР.
В выходе из гражданства СССР может быть отказано, если лицо, ходатайствующее о выходе, имеет не исполненные обязательства перед государством или имущественные обязанности, с которыми связаны существенные интересы граждан или государственных, кооперативных и других общественных организаций.
Выход из гражданства СССР не допускается, если лицо, ходатайствующее о выходе, привлечено в качестве обвиняемого либо в отношении его имеется вступивший в законную силу приговор суда, подлежащий исполнению, или если выход лица из гражданства СССР противоречит интересам государственной безопасности СССР.
Статья 18. Лишение гражданства СССР
Лишение гражданства СССР может иметь место в исключительном случае по решению Президиума Верховного Совета СССР, если лицо совершило действия, порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР.
Лишение лица гражданства СССР не влечет изменения гражданства его супруга и детей.
Статья 19. Восстановление в гражданстве СССР
Лицо, утратившее гражданство СССР, может быть по его ходатайству восстановлено в гражданстве СССР решением Президиума Верховного Совета СССР.
IV. Гражданство детей при изменении гражданства родителей и при усыновлении
Статья 20. Изменение гражданства детей в случае изменения гражданства обоими родителями
При изменении гражданства родителей, вследствие которого оба становятся гражданами СССР или оба выходят из гражданства СССР, изменяется соответственно гражданство их детей, не достигших 14 лет.
Статья 21. Приобретение детьми гражданства СССР в случае приобретения гражданства СССР одним из родителей
Если гражданином СССР становится один из родителей, а другой остается иностранным гражданином, ребенок может приобрести гражданство СССР по ходатайству об этом родителя, приобретающего гражданство СССР.
Если гражданином СССР становится один из родителей, а другой остается лицом без гражданства, ребенок, проживающий на территории СССР, становится гражданином СССР.
Если гражданином СССР становится один из родителей, а другой остается лицом без гражданства, ребенок, проживающий вне пределов СССР, может приобрести гражданство СССР по ходатайству об этом родителя, приобретающего гражданство СССР.
Статья 22. Сохранение детьми гражданства СССР в случае выхода одного из родителей из гражданства СССР
Если из гражданства СССР выходит один из родителей, а другой сохраняет гражданство СССР, ребенок сохраняет гражданство СССР.
Статья 23. Приобретение детьми гражданства СССР в случае усыновления
Ребенок, являющийся иностранным гражданином или лицом без гражданства, усыновляемый гражданами СССР, становится гражданином СССР.
Ребенок, являющийся иностранным гражданином, усыновляемый супругами, один из которых является гражданином СССР, а другой — лицом без гражданства, становится гражданином СССР.
Ребенок, являющийся лицом без гражданства, усыновляемый супругами, один из которых является гражданином СССР, становится гражданином СССР.
Ребенок, являющийся иностранным гражданином, усыновляемый супругами, один из которых является гражданином СССР, а другой — иностранным гражданином, становится гражданином СССР по соглашению усыновителей.
Статья 24. Сохранение детьми гражданства СССР в случае усыновления
Ребенок, являющийся гражданином СССР, усыновленный иностранными гражданами либо усыновленный супругами, один из которых является гражданином СССР, а другой — иностранным гражданином, сохраняет гражданство СССР. По ходатайству усыновителей такому ребенку Президиумом Верховного Совета СССР может быть разрешен выход из гражданства СССР.
Ребенок, являющийся гражданином СССР, усыновленный лицами без гражданства либо усыновленный супругами, один из которых является гражданином СССР, а другой — лицом без гражданства, сохраняет гражданство СССР.
Статья 25. Необходимость согласия детей при изменении их гражданства
Изменение гражданства детей в возрасте от 14 до 18 лет в случае изменения гражданства их родителей, а также в случае усыновления может последовать только с согласия детей, выраженного в письменной форме.
V. Рассмотрение заявлений и представлений по вопросам гражданства
Статья 26. Органы, принимающие решения по вопросам советского гражданства
Президиум Верховного Совета СССР принимает решения:
по заявлениям о приеме в гражданство СССР иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих за границей;
по заявлениям о приеме в гражданство СССР иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих в СССР, если в отношении их гражданства ранее состоялись решения Президиума Верховного Совета СССР;
по заявлениям о восстановлении в гражданстве СССР, о выходе из гражданства СССР, а также по представлениям о лишении гражданства СССР;
по другим заявлениям по вопросам советского гражданства, принятым Президиумом Верховного Совета СССР к своему рассмотрению.
Решения по заявлениям о приеме в гражданство союзной республики и тем самым в гражданство СССР иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих постоянное место жительства на территории союзной республики, принимаются Президиумом Верховного Совета союзной республики.
По вопросам изменения гражданства Президиум Верховного Совета СССР или Президиум Верховного Совета союзной республики издает указы, а при отклонении ходатайств по вопросам гражданства — принимает постановления.
Изменения в гражданстве наступают в день издания указа Президиума Верховного Совета СССР или Президиума Верховного Совета союзной республики, если указом не установлено иное.
Статья 27. Заявления по вопросам гражданства
Заявления по вопросам гражданства СССР подаются соответственно на имя Президиума Верховного Совета СССР или Президиума Верховного Совета союзной республики.
Лица, проживающие за границей, подают заявления через дипломатические или консульские представительства СССР.
Заявления по вопросам гражданства лиц, не достигших 18 лет, подаются их законными представителями.
Статья 28. Порядок рассмотрения заявлений и представлений по вопросам гражданства
Порядок рассмотрения заявлений и представлений по вопросам гражданства, подготовки и оформления материалов по этим вопросам, а также установления принадлежности к гражданству СССР определяется Президиумом Верховного Совета СССР, а по вопросам гражданства, отнесенным к ведению союзной республики, — Президиумом Верховного Совета союзной республики.
VI. Международные договоры
Статья 29. Применение международных договоров
Если международным договором, в котором участвует СССР, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Председатель Президиума
Верховного Совета СССР
Л.Брежнев
Секретарь Президиума
Верховного Совета СССР
М.Георгадзе
Москва, Кремль
1 декабря 1978 года
N 8497-IX
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
Ведомости Верховного Совета СССР,
N 49, 1978, ст.816
О гражданстве СССР, Закон СССР от 23 мая 1990 года №1518-I
О гражданстве СССР
____________________________________________________________________
Со дня вступления в силу Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 на территории Российской Федерации прекращается действие тех положений настоящего Закона, которые противоречат Закону Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1. — См. пункт 1 статьи 49 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1.
____________________________________________________________________
Гражданство СССР определяет постоянную политико-правовую связь лица и Советского государства, находящую выражение в их взаимных правах и обязанностях.
В СССР каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен гражданства или права изменить гражданство.
Советское государство в лице своих органов и должностных лиц ответственно перед гражданами СССР, а гражданин СССР ответствен перед государством.
I. Общие положения
Статья 1. Гражданство в СССР
В СССР установлено союзное гражданство. Каждый гражданин союзной республики является одновременно гражданином СССР. Каждый гражданин автономной республики является одновременно гражданином союзной республики, в состав которой входит автономная республика, и гражданином СССР.
Статья 2. Равное гражданство
Гражданство СССР является равным для всех советских граждан независимо от оснований его приобретения и принадлежности к гражданству любой из республик.
Граждане СССР равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений, рода и характера занятий, места жительства, времени проживания в данной местности и других обстоятельств.
Равноправие граждан СССР обеспечивается Союзом ССР, союзными и автономными республиками во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни.
Статья 3. Законодательство Союза ССР, союзных и автономных республик о советском гражданстве
Законодательство Союза ССР, союзных и автономных республик о советском гражданстве состоит из принятого на основе Конституции СССР настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним других законодательных актов Союза ССР, союзных и автономны: республик о советском гражданстве.
Статья 4. Принадлежность к гражданству СССР
Гражданами СССР являются:
лица, которые состояли в гражданстве СССР на день вступления в силу настоящего Закона;
лица, которые приобрели гражданство СССР в соответствии с настоящим Законом.
Статья 5. Гражданство союзной республики
Гражданство союзной республики определяется законом о гражданстве союзной республики.
Каждый гражданин союзной республики на территории любой союзной республики пользуется равными правами с ее гражданами и несет равные с ними обязанности.
Статья 6. Гражданство автономной республики
Гражданство автономной республики определяется законом о гражданстве автономной республики.
На территории автономной республики каждый гражданин любой союзной или автономной республики пользуется равными правами с ее гражданами и несет равные с ними обязанности.
Статья 7. Сохранение гражданства при заключении и расторжении брака
Вступление в брак гражданина или гражданки СССР с лицом, состоящим в иностранном гражданстве, или лицом без гражданства, а также расторжение такого брака не влекут изменения гражданства супругов.
Изменение гражданства одним из супругов не влечет изменения гражданства другого супруга.
Статья 8. Сохранение гражданства СССР лицами, проживающими за границей
Проживание гражданина СССР за границей не влечет прекращения гражданства СССР, союзной или автономной республики.
Статья 9. Защита государством граждан СССР за границей
Граждане СССР за границей пользуются защитой и покровительством Советского государства.
Советское государство, его дипломатические представительства и консульские учреждения, а также их должностные лица обязаны принимать меры к тому, чтобы граждане СССР имели возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, предоставленными им законодательством страны пребывания, международными договорами, участниками которых являются СССР или союзная республика и государство пребывания, и международными обычаями, в установленном законодательством порядке защищать их права и охраняемые законом интересы, а при необходимости принимать меры для восстановления нарушенных прав советских граждан.
Статья 10. Недопустимость выдачи гражданина СССР иностранному государству
Гражданин СССР не может быть выдан иностранному государству.
Статья 11. Непризнание за гражданином СССР принадлежности к гражданству иностранного государства
За лицом, являющимся гражданином СССР, не признается принадлежность к гражданству иностранного государства.
Статья 12. Лица без гражданства
Лица, проживающие на территории СССР, не являющиеся гражданами СССР и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству иностранного государства, считаются лицами без гражданства.
II. Приобретение гражданства СССР
Статья 13. Основания приобретения советского гражданства
Гражданство СССР приобретается:
1) по рождению;
2) в результате приема в советское гражданство;
3) по основаниям, предусмотренным международными договорами СССР;
4) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.
Статья 14. Гражданство детей, родители которых являются гражданами СССР
Ребенок, оба родителя которого к моменту его рождения состояли в гражданстве СССР, является гражданином СССР независимо от того, родился ли он на территории СССР или вне пределов СССР.
Статья 15. Гражданство детей, один из родителей которых является гражданином СССР
При различном гражданстве родителей, из которых один к моменту рождения ребенка состоял в гражданстве СССР, ребенок является гражданином СССР:
1) если он родился на территории СССР;
2) если он родился вне пределов СССР, но родители или один из них в это время имели постоянное место жительства на территории СССР.
При различном гражданстве родителей, из которых один к моменту рождения ребенка состоял в гражданстве СССР, если в это время оба родителя имели постоянное место жительства вне пределов СССР, гражданство ребенка, родившегося вне пределов СССР, определяется по соглашению родителей, выраженному в письменной форме.
Ребенок, один из родителей которого к моменту рождения ребенка состоял в гражданстве СССР, а другой являлся лицом без гражданства либо был неизвестен, является гражданином СССР независимо от места рождения.
В случае установления отцовства ребенка, мать которого является лицом без гражданства, а отцом признается гражданин СССР, ребенок, не достигший 14 лет, становится гражданином СССР независимо от места рождения.
Статья 16. Приобретение гражданства СССР детьми лиц без гражданства
Ребенок лиц без гражданства, имеющих постоянное место жительства в СССР, родившийся на территории СССР, является гражданином СССР.
Статья 17. Гражданство детей, родители которых неизвестны
Находящийся на территории СССР ребенок, оба родителя которого неизвестны, является гражданином СССР.
Статья 18. Прием в гражданство СССР
Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть по их ходатайствам приняты в гражданство СССР в соответствии с настоящим Законом независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений, места жительства.
Ходатайство о приеме в гражданство СССР отклоняется, если лицо, ходатайствующее об этом, призывает к насильственным свержению или изменению советского государственного и общественного строя, закрепленного Конституцией СССР; осуществляет деятельность, наносящую ущерб государственной безопасности, охране общественного порядка, здоровью или нравственности населения, пропагандирует вражду, расовую и национальную исключительность; связано с террористической деятельностью.
Статья 19. Восстановление в гражданстве СССР
Лицо, которое ранее состояло в советском гражданстве, может быть по его ходатайству восстановлено в гражданстве СССР.
III. Прекращение гражданства СССР
Статья 20. Основания прекращения гражданства СССР
Гражданство СССР прекращается:
1) вследствие выхода из гражданства СССР;
2) вследствие утраты гражданства СССР;
3) вследствие лишения гражданства СССР;
4) по основаниям, предусмотренным международными договорами СССР;
5) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.
Прекращение гражданства СССР влечет за собой прекращение гражданства союзной республики и автономной республики.
Статья 21. Выход из гражданства СССР
Выход из гражданства СССР разрешается по ходатайству лица в порядке, установленном настоящим Законом.
В выходе из гражданства СССР может быть отказано, если лицо, ходатайствующее о выходе, имеет неисполненные обязательства перед государством или имущественные обязанности, с которыми связаны существенные интересы граждан или государственных и общественных организаций.
Выход из гражданства СССР не допускается, если лицо, ходатайствующее о выходе, привлечено к уголовной ответственности в качестве обвиняемого либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению приговор суда, или если выход лица из гражданства СССР противоречит интересам государственной безопасности СССР.
Статья 22. Утрата гражданства СССР
Гражданство СССР утрачивается:
1) вследствие поступления лица на военную службу, службу безопасности, в полицию, органы юстиции или в иные органы государственной власти и управления в иностранном государстве;
2) если лицо, постоянно проживающее за границей, не встало на консульский учет без уважительных причин в течение пяти лет;
3) если гражданство СССР приобретено в результате представления заведомо ложных сведений или фальшивых документов.
Утрата гражданства СССР наступает со времени регистрации данного факта полномочными государственными органами, указанными в статьях 35 и 36 настоящего Закона.
Статья 23. Лишение гражданства СССР
Лишение гражданства СССР может иметь место в исключительном случае в отношении лица, проживающего за границей, если оно совершило действия, наносящие существенный ущерб государственным интересам или государственной безопасности СССР.
Лишение лица гражданства СССР не влечет изменения гражданства его супруга и детей.
IV. Гражданство детей при изменении гражданства родителей и при усыновлении
Статья 24. Изменение гражданства детей в случае изменения гражданства родителей
При изменении гражданства родителей, вследствие которого оба становятся гражданами СССР либо оба выходят из гражданства СССР, изменяется соответственно гражданство их детей, не достигших 14 лет.
Если известен один из родителей ребенка, то при изменении гражданства этого родителя соответственно изменяется и гражданство ребенка, не достигшего 14 лет.
Статья 25. Сохранение гражданства СССР ребенком, над которым установлена опека или попечительство
Если оба родителя или единственный родитель ребенка, проживающего на территории СССР, выходят из гражданства СССР и при этом не участвуют в воспитании ребенка, над которым установлена опека или попечительство граждан СССР, ребенок по ходатайству родителей, опекуна или попечителя сохраняет гражданство СССР.
Статья 26. Приобретение детьми гражданства СССР в случае приобретения гражданства СССР одним из родителей
Если гражданином СССР становится один из родителей, а другой остается иностранным гражданином, ребенок может приобрести гражданство СССР по ходатайству об этом родителя, приобретающего гражданство СССР.
Если гражданином СССР становится один из родителей, а другой остается лицом без гражданства, ребенок, проживающий на территории СССР, становится гражданином СССР.
Если гражданином СССР становится один из родителей, а другой остается лицом без гражданства, ребенок, проживающий вне пределов СССР, может приобрести гражданство СССР по ходатайству об этом родителя, приобретающего гражданство СССР.
Статья 27. Сохранение детьми гражданства СССР в случае выхода одного из родителей из гражданства СССР
Если из гражданства СССР выходит один из родителей, а другой остается гражданином СССР, ребенок сохраняет гражданство СССР, По ходатайству родителя, который выходит из гражданства СССР, такому ребенку может быть разрешен выход из гражданства СССР.
Статья 28. Приобретение детьми гражданства СССР в случае усыновления
Ребенок, являющийся иностранным гражданином или лицом без гражданства, усыновляемый гражданами СССР, становится гражданином СССР.
Ребенок, являющийся иностранным гражданином, усыновляемый супругами, один из которых является гражданином СССР, а другой — лицом без гражданства, становится гражданином СССР.
Ребенок, являющийся лицом без гражданства, усыновляемый супругами, один из которых является гражданином СССР, становится гражданином СССР.
Ребенок, являющийся иностранным гражданином, усыновляемый супругами, один из которых является гражданином СССР, а другой — иностранным гражданином, становится гражданином СССР по соглашению усыновителей.
Статья 29. Сохранение детьми гражданства СССР в случае усыновления
Ребенок, являющийся гражданином СССР, усыновленный иностранными гражданами либо усыновленный супругами, один из которых является гражданином СССР, а другой — иностранным гражданином, сохраняет гражданство СССР. По ходатайству усыновителей такому ребенку может быть разрешен выход из гражданства СССР.
Ребенок, являющийся гражданином СССР, усыновленный лицами без гражданства либо усыновленный супругами, один из которых является гражданином СССР, а другой — лицом без гражданства, сохраняет гражданство СССР.
Статья 30. Необходимость согласия детей при изменении их гражданства
Изменение гражданства детей в возрасте от 14 до 18 лет в случае изменения гражданства их родителей, а также в случае усыновления может последовать только с согласия детей в порядке, предусмотренном статьей 38 настоящего Закона.
V. Органы, принимающие решения по вопросам советского гражданства
Статья 31. Органы, принимающие решения по вопросам советского гражданства
В СССР органами, принимающими решения по вопросам гражданства, являются Президент СССР, а также Президиумы Верховных Советов или высшие государственные должностные лица союзных, автономных республик.
Статья 32. Полномочия Президента СССР
Президент СССР принимает решения:
о приеме в гражданство СССР постоянно проживающих за границей иностранных граждан и лиц без гражданства, которые обратились с соответствующими ходатайствами к Президенту СССР;
о приеме в гражданство СССР иностранных граждан и лиц без гражданства и о выходе из гражданства СССР советских граждан, если в отношении их гражданства ранее состоялись решения в соответствии с законодательством СССР;
о восстановлении в гражданстве СССР;
о выходе из гражданства СССР постоянно проживающих за границей советских граждан, которые обратились с соответствующими ходатайствами к Президенту СССР;
о лишении гражданства СССР.
Вопросы гражданства, затрагивающие интересы союзной или автономной республики, решаются Президентом СССР с учетом мнения соответствующей республики.
Президент СССР в целях защиты прав человека или интересов Союза ССР вправе принять к своему рассмотрению любой вопрос гражданства СССР.
Статья 33. Полномочия Президиума Верховного Совета союзной республики или высшего государственного должностного лица союзной республики
Президиум Верховного Совета союзной республики или высшее государственное должностное лицо союзной республики вне пределов полномочий Президента СССР, предусмотренных статьей 32 настоящего Закона, принимают решения по следующим вопросам советского гражданства:
о приеме в гражданство союзной республики и тем самым в гражданство СССР иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории данной республики;
о приеме в гражданство союзной республики и тем самым в гражданство СССР проживающих за границей иностранных граждан и лиц без гражданства, которые обратились с соответствующими ходатайствами в Президиум Верховного Совета союзной республики или к высшему государственному должностному лицу союзной республики, на территории которой они желают поселиться;
о выходе из гражданства союзной республики и тем самым из гражданства СССР граждан СССР, постоянно проживающих на территории данной республики;
о выходе из гражданства союзной республики и тем самым из гражданства СССР постоянно проживающих за границей граждан СССР, которые обратились с соответствующими ходатайствами в Президиум Верховного Совета союзной республики или к высшему государственному должностному лицу союзной республики, на территории которой они постоянно проживали до выезда из СССР;
о сохранении гражданства союзной республики и тем самым гражданства СССР в случаях, предусмотренных статьей 25 настоящего Закона.
Статья 34. Полномочия Президиума Верховного Совета автономной республики или высшего государственного должностного лица автономной республики
Президиум Верховного Совета автономной республики или высшее государственное должностное лицо автономной республики принимают решения по вопросам гражданства автономной республики на основе соглашений и договоров, заключаемых между соответствующими союзными и автономными республиками.
Статья 35. Полномочия органов внутренних дел
Министерство внутренних дел СССР, министерства внутренних дел союзных и автономных республик, управления, отделы внутренних дел исполнительных комитетов Советов народных депутатов:
принимают от лиц, постоянно проживающих в СССР, заявления по вопросам советского гражданства и вместе с необходимыми документами направляют на рассмотрение Президента СССР, Президиума Верховного Совета или высшего государственного должностного лица союзной, автономной республики;
определяют принадлежность лиц, постоянно проживающих в СССР, к гражданству СССР;
регистрируют утрату гражданства СССР лицами, постоянно проживающими на территории СССР.
Статья 36. Полномочия Министерства иностранных дел СССР, министерств иностранных дел союзных республик, советских дипломатических представительств и консульских учреждений
Министерство иностранных дел СССР, министерства иностранных дел союзных республик, советские дипломатические представительства и консульские учреждения:
принимают от лиц, постоянно проживающих за границей, заявления по вопросам советского гражданства и вместе с необходимыми документами направляют на рассмотрение Президента СССР, Президиума Верховного Совета или высшего государственного должностного лица союзной, автономной республики;
определяют принадлежность лиц, постоянно проживающих за границей, к гражданству СССР;
регистрируют утрату гражданства СССР лицами, постоянно проживающими за границей;
ведут учет граждан СССР, постоянно проживающих за границей.
VI. Производство по рассмотрению заявлений и представлений по вопросам советского гражданства
Статья 37. Порядок подачи заявлений по вопросам гражданства
Заявления по вопросам гражданства подаются соответственно на имя Президента СССР, Президиума Верховного Совета или высшего государственного должностного лица союзной, автономной республики через органы внутренних дел по месту постоянного жительства заявителей, а лицами, постоянно проживающими за границей, — через соответствующие советские дипломатические представительства или консульские учреждения.
Лицо, состоящее в гражданстве государства, с которым СССР заключен договор о предотвращении двойного гражданства, обязано представить документ, свидетельствующий об отношении этого государства к намерению гражданина изменить гражданство.
Статья 38. Форма заявлений по вопросам гражданства
Ходатайства о приеме в советское гражданство, восстановлении в советском гражданстве или выходе из него рассматриваются по письменной просьбе заявителя. Ходатайства в отношении лиц, не достигших 18 лет, рассматриваются по просьбе их законных представителей, удостоверенной нотариально, а за границей — удостоверенной советским дипломатическим представительством или консульским учреждением.
При подаче заявления о приеме в советское гражданство, восстановлении в советском гражданстве и выходе из него детей в возрасте от 14 до 18 лет обязательно их согласие, которое должно быть выражено в письменной форме и удостоверено нотариально, а за границей — удостоверено советским дипломатическим представительством или консульским учреждением.
При подаче ходатайства о выходе из гражданства СССР несовершеннолетнего ребенка, один из родителей которого остается гражданином СССР, должно быть представлено также заявление этого родителя, в котором выражено его отношение к выходу ребенка из гражданства СССР. Такое заявление должно быть удостоверено нотариально, а за границей — удостоверено советским дипломатическим представительством или консульским учреждением.
Если заявитель не может подписать заявление по неграмотности или в силу физических недостатков, заявление по его просьбе подписывается другим лицом, о чем органом внутренних дел, а за границей — советским дипломатическим представительством или консульским учреждением делается соответствующая надпись на заявлении.
Статья 39. Определение принадлежности к гражданству СССР
Заявление о принадлежности лица к гражданству СССР подается в орган внутренних дел по месту постоянного жительства этого лица, а лицом, постоянно проживающим за границей, — в соответствующее советское дипломатическое представительство или консульское учреждение.
При определении принадлежности к гражданству СССР применяются акты законодательства Союза ССР, союзных и автономных республик и правила международных договоров СССР, действовавшие в момент наступления обстоятельств, с которыми связывается принадлежность лица к гражданству СССР,
Статья 40. Представление о лишении гражданства СССР
Представления о лишении гражданства СССР вносятся государственными органами Союза ССР, союзных и автономных республик, а также советскими дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями через Министерство иностранных дел СССР.
Статья 41. Порядок оформления заявлений по вопросам гражданства
Оформление заявлений по вопросам гражданства СССР производится при личном обращении заявителя органами внутренних дел по месту его постоянного жительства, а в отношении лиц, постоянно проживающих за границей, — соответствующими советскими дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями.
При наличии уважительных причин органы внутренних дел, советские дипломатические представительства и консульские учреждения обязаны оформить материалы о гражданстве по заявлениям, переданным через других лиц или по почте.
Статья 42. Заключения по заявлениям по вопросам гражданства
Орган внутренних дел или советское дипломатическое представительство либо консульское учреждение, производящее оформление заявления по вопросам гражданства, выносит по нему свое мотивированное заключение.
Министерство внутренних дел СССР, Министерство иностранных дел СССР и Комитет государственной безопасности СССР свои заключения по заявлениям или представлениям по вопросам гражданства и другие необходимые материалы направляют на имя Президента СССР.
Министерства внутренних дел, министерства иностранных дел и комитеты государственной безопасности союзных республик, министерства внутренних дел и комитеты государственной безопасности автономных республик свои заключения по заявлениям по вопросам гражданства и другие необходимые материалы направляют в Президиумы Верховных Советов или высшим государственным должностным лицам соответствующих союзных, автономных республик.
Советы Министров союзных и автономных республик представляют Президенту СССР, Президиуму Верховного Совета или высшему государственному должностному лицу соответствующей союзной, автономной республики мотивированные заключения о целесообразности приема в советское гражданство или восстановлении в нем каждого заявителя, в том числе о возможности его трудового, жилищного и иного устройства в республике.
В заключениях по заявлениям о выходе из гражданства СССР сообщаются также сведения относительно неисполненных обязательств заявителя перед государством или его имущественных обязанностей, с которыми связаны существенные интересы граждан или государственных, кооперативных и других общественных организаций, о привлечении его к уголовной ответственности в качестве обвиняемого либо об имеющемся в отношении его вступившем в законную силу приговоре суда, подлежащем исполнению, либо о том, что выход данного лица из гражданства СССР противоречит интересам государственной безопасности СССР.
Статья 43. Предварительное рассмотрение заявлений и представлений в Комиссии при Президенте СССР по вопросам гражданства
Для предварительного рассмотрения вопросов гражданства, указанных в статье 32 настоящего Закона, Президент СССР образует Комиссию по вопросам гражданства.
При рассмотрении заявлений и представлений по вопросам гражданства Комиссия всесторонне оценивает доводы заявителя, содержание представления, заключения государственных органов и общественных организаций, иные документы и надлежащим образом оформленные свидетельские показания.
Комиссия также учитывает мнение Совета Министров той союзной или автономной республики, где лицо намерено поселиться, о целесообразности его приема в советское гражданство или восстановления в нем, в том числе о возможности трудового, жилищного и иного устройства в республике.
Комиссия вправе истребовать по находящемуся в ее производстве делу материалы и документы у соответствующих государственных органов и общественных организаций, которые представляют необходимую информацию в установленный Комиссией срок.
Комиссия вносит на рассмотрение Президента СССР предложения по каждому заявлению или представлению.
Решение Комиссии оформляется протоколом, подписываемым всеми членами Комиссии, участвовавшими в заседании.
Статья 44. Принятие решений по вопросам гражданства Президентом СССР
По вопросам гражданства Президент СССР издает указы.
Изменения в гражданстве наступают в день издания указа Президента СССР, если указом не установлено иное.
Повторное заявление по вопросу гражданства рассматривается, как правило, по истечении одного года после предыдущего решения по этому вопросу. В случае возникновения существенных для дела обстоятельств, которые не были и не могли быть известны заявителю, повторное заявление может быть рассмотрено и ранее.
Статья 45. Срок рассмотрения заявления по вопросам гражданства
Срок рассмотрения заявлений или представления по вопросам гражданства не должен превышать одного года.
VII. Исполнение решений по вопросам гражданства СССР
Статья 46. Органы, исполняющие решения по вопросам гражданства
Исполнение решений по вопросам гражданства в отношении лиц, постоянно проживающих в СССР, возлагается на Министерство внутренних дел СССР, министерства внутренних дел союзных и автономных республик, управления, отделы внутренних дел исполнительных комитетов Советов народных депутатов, а в отношении лиц, проживающих за границей, — на Министерство иностранных дел СССР, министерства иностранных дел союзных республик, советские дипломатические представительства и консульские учреждения.
Статья 47. Выдача паспортов и видов на жительство
Лицам, которые приобрели в установленном законом порядке советское гражданство, органами внутренних дел либо советскими дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями вручаются паспорта гражданина СССР. В документах детей, не достигших 16 лет, делается запись об их принадлежности к гражданству СССР.
Проживающим в СССР лицам, советское гражданство которых прекращено, органами внутренних дел выдаются виды на жительство.
Статья 48. Контроль за исполнением решений по вопросам гражданства
Контроль за исполнением решений по вопросам гражданства осуществляется Комиссией при Президенте СССР по вопросам гражданства, а также другими органами, принявшими решения по вопросам гражданства.
VIII. Обжалование решений по вопросам гражданства
Статья 49. Обжалование решений по вопросам гражданства
Решения по вопросам гражданства, принятые Президиумами Верховных Советов или высшими государственными должностными лицами союзных, автономных республик, могут быть обжалованы Президенту СССР.
Жалобы на решения по вопросам о принадлежности к гражданству и утраты гражданства подаются на имя Президента СССР.
Статья 50. Обжалование неправомерных действий должностных лиц по вопросам гражданства
Необоснованный отказ в приеме заявления по вопросам гражданства, нарушение сроков рассмотрения заявления, а также другие неправомерные действия должностных лиц, нарушающие порядок рассмотрения дел о гражданстве и порядок исполнения решений по вопросам гражданства, могут быть обжалованы в установленном законом порядке вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо в суд.
IX. Международные договоры
Статья 51. Применение международных договоров
Если международным договором СССР установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила международного договора.
Президент
Союза Советских
Социалистических Республик
М.Горбачев
Москва, Кремль,
23 мая 1990 года
N 1518-I
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
Ведомости Съезда НД СССР
и ВС СССР, N 23, 1990, ст.435
советских законов | История и факты
Советский закон , также называемый социалистическим законом , закон, разработанный в России после захвата власти коммунистами в 1917 году и введенный во всем Советском Союзе в 1920-х годах. После Второй мировой войны советская правовая модель также была навязана режимам в Восточной и Центральной Европе, где доминировал Советский Союз. Позже правящие коммунистические партии Китая, Кубы, Северной Кореи и Вьетнама приняли различные варианты советского законодательства. Советское право, которое коренным образом изменилось за более чем 70 лет своего существования в Советском Союзе, возродило некоторые черты прежнего царского права, разделило ключевые элементы с правом других диктатур и ввело общественную собственность на средства производства и подчинение государства. правовая система коммунистической партии Советского Союза.
История
Многие основные черты советского законодательства вступили в силу очень скоро после революции 1917 года в России. Режим немедленно поставил себя выше закона и предоставил главе коммунистической партии полномочия, аналогичные тем, которыми веками пользовались цари. Новое правительство заменило выборных должностных лиц своими собственными лидерами; он постановил, что подозреваемых врагов революции должны быть устранены без суда; он экспроприировал землю, банки, страховые компании и крупные фабрики; и он пропагандировал свою идеологию и подавлял выступление противников.Однако во многом правовая система ближайшего послереволюционного периода отличалась от советского права, поскольку она развивалась позже. Идеология, навязываемая партией, была враждебна закону, провозгласив, на основании авторитета Карла Маркса, что государство и все его институты (в том числе правовые) «отомрут» после коммунистической революции. Соответственно, новый режим разрушил дореволюционную правовую структуру рыночной экономики, включая имущественное, договорное и хозяйственное право. В 1921 году лидер советских коммунистов Владимир Ленин ввел новую экономическую политику, которая восстановила правовую основу, необходимую для функционирования экономики.Он приказал разработать и принять гражданский кодекс, основанный на западноевропейском гражданском праве. Кодекс позволял создавать субъекты хозяйствования и защищал основные договорные и имущественные права. Другим законодательством создана судебная система для обеспечения соблюдения этих прав и рассмотрения уголовных дел.
Новая экономическая политика была прекращена после того, как Иосиф Сталин стал лидером Советского Союза и установил полный централизованный контроль над экономикой. Советское правительство национализировало оставшиеся частные предприятия и принудило крестьян жить в партийных колхозах ( колхозов, ).Советское право приобрело новую роль как инструмент реализации партийной политики и народнохозяйственного планирования. Хотя политические репрессии начались сразу после революции и продолжались после нее, они вернулись в широких масштабах в 1930-х годах, когда большое количество предполагаемых политических противников и крестьян, сопротивлявшихся принудительной реквизиции зерна и коллективизации фермерских хозяйств, были казнены или отправлены в принудительные трудовые лагеря. . Некоторые из этих репрессий осуществлялись через обычные суды, но большая часть из них происходила через аппарат государственной безопасности, который имел право заключать кого-либо в тюрьму без суда.В ходе громких, тщательно спланированных процессов чисток предполагаемые политические противники правительства были признаны виновными в ужасных преступлениях, которых они не совершали. С помощью своего главного юрисконсульта Андрея Вышинского Сталин отказался от традиционной марксистской идеологии и объявил, что необходимы сильное советское государство и правовая система. В 1936 году он провозгласил новую конституцию и провозгласил новую идеологию, изображая советский закон как справедливую систему, которая приведет к упорядоченному преобразованию общества в коммунистическую утопию.Законодательство, противоречащее этой идеологии, держалось в секрете, и Сталин и его преемники сильно ограничили зарубежные поездки советских граждан, чтобы не допустить контакта с свободными обществами.
Андрей Вышинский Андрей Вышинский. © Encyclopædia Britannica, Inc.После смерти Сталина в 1953 году новый советский лидер Никита Хрущев решил исправить некоторые худшие черты сталинской правовой системы. Многие из приговоренных к трудовым лагерям были официально реабилитированы; разрешалась более свободная речь; была предпринята попытка децентрализованного регулирования экономики.После свержения Хрущева в 1964 году его преемники восстановили централизованный правовой контроль над экономикой и снова ограничили свободу слова, но посредством извращения правовой системы, а не другими способами. Они увольняли редакторов либеральных изданий и отправляли диссидентов в психиатрические лечебницы или сажали в тюрьмы по ложным уголовным обвинениям.
Britannica Premium: удовлетворение растущих потребностей искателей знаний. Получите 30% подписки сегодня. Подпишись сейчасЛиберализация советской экономики и политической системы, осуществленная Михаилом Горбачевым в середине 1980-х годов, подорвала некоторые из основных элементов советской правовой системы.Использование ложных уголовных обвинений и психиатрических диагнозов для контроля над диссидентами было в значительной степени прекращено; были разрешены частично свободные выборы и некоторая свобода слова; легализованы частные предприятия. Когда советская правовая система распалась, Советский Союз ослаб. Советские республики и государства-сателлиты Центральной и Восточной Европы вышли из-под советского контроля и вскоре отвергли советское законодательство. Страны, сохранившие системы, основанные на советском законодательстве, — например, Беларусь, Китай, Куба, Северная Корея, Туркменистан и Вьетнам — продолжали произвольное заключение диссидентов в тюрьмы и избегали открытых и справедливых демократических выборов.Однако, за исключением Северной Кореи, эти страны по крайней мере частично отменили запрет на частный бизнес. Преобладающая идеология в этих странах перешла от марксизма к национализму, и, как следствие, их правовые системы начали терять большую часть своего советского оттенка и стали больше походить на правовые системы обычных диктаторских режимов.
Михаил Горбачев Михаил Горбачев, 1991. Борис Юрченко / AP ImagesПринципы и политика
За исключением короткого периода экспериментов с децентрализацией в хрущевскую эпоху, со времен революции до реформ Горбачева, все аспекты советской правовой системы фактически подчинялись руководству Коммунистической партии Советского Союза.Законодательство обсуждалось и одобрялось высшими партийными лидерами, а затем передавалось в Верховный Совет, законодательный орган Советского Союза, для единодушного утверждения. Судебная система была разработана для обеспечения партийного контроля судебных решений на всех уровнях. Присяжные, продемонстрировавшие значительную независимость при царях, были упразднены, заменены судом первой инстанции, состоящим из судьи, который был выбран партийными должностными лицами и который почти всегда был членом партии, и двух тщательно отобранных мирян, на которых оказывалось давление. согласен с судьей.Система была разработана таким образом, чтобы создать видимость участия общественности, но не вовлекать ее. Контроль над судебными решениями также осуществлялся путем упрощения процедуры обжалования через высшие судебные инстанции в верховных судах советских республик и Верховном суде Советского Союза. Дела, имеющие политическое значение, подпадали под действие так называемого «телефонного закона» — судебные решения, продиктованные телефонными звонками партийных должностных лиц судьям. Возродился многовековой российский институт прокуратуры, в результате чего была создана общенациональная организация, которая отвечала за обеспечение соблюдения законов и постановлений и подчинялась непосредственно партийному руководству.
.лидеров в истории Советского Союза
Грегори Соуза, 8 января 2019 г., Общество
Памятник Иосифу Сталину, лидеру Советского Союза с 1924 по 1953 год.Авторские права на редакцию: Ligados / Shutterstock.comСоветский Союз был мировой сверхдержавой, которая помогла сформировать и определить почти весь ХХ век. Советский Союз образовался из пепла Первой мировой войны, победил во Второй мировой войне и бросил вызов Соединенным Штатам как мировой сверхдержаве во время холодной войны. В этой статье будет проанализирована жизнь, достижения и критика девяти мужчин, руководивших Советским Союзом.
Руководители Советского Союза
Владимир Ленин
Владимир Ленин родился в Ульяновске, Россия, в 1870 году. Он основал Коммунистическую партию в 1912 году, но он провел годы перед русской революцией в изгнании, прежде чем Германия организовала его возвращение в Россию, чтобы вывести их из мира. Первая война. Отсюда Ленин возглавил Октябрьскую революцию, чтобы свергнуть временное правительство, которое свергло монархию во время Февральской революции.Затем Ленин и коммунисты быстро консолидировали власть и в конечном итоге выиграли Гражданскую войну в России (1917-1922). Затем Ленин провел последние несколько лет своей жизни, пытаясь сформировать будущее Советского Союза.
Иосиф Сталин
Предупреждение Ленина в последние годы его жизни о неконтролируемой власти членов партии осталось незамеченным, однако это привело к борьбе за власть после его смерти. Иосиф Сталин родился в Гори, Грузия, в 1878 году, который тогда был частью партии. Российская империя.Как и Ленин, Сталин был в изгнании накануне революции в России. Затем Сталин помог сформировать молодой Советский Союз в результате гражданской войны в России, польско-советской войны и вторжения в Грузию. В этот период Сталин столкнулся с Лениным и другими советскими лидерами из-за идеологии, стратегии и его склонностей к насилию. После смерти Ленина Сталин аккумулировал власть и в конечном итоге стал бесспорным лидером к 1929 году. Затем Сталин провел годы, накануне Второй мировой войны, продвигая свою экономическую политику коллективизации и пытаясь индустриализировать страну.Сталин также потратил это время на чистку, казнь и депортацию своих врагов в Сибирь. Советы и немцы подписали пакт о ненападении и согласились разделить Восточную Европу, но затем Гитлер нарушил его и вторгся в Советский Союз. Сталин привел Советский Союз к победе во Второй мировой войне над Германией. Сталин взял под свой контроль Восточную Европу после Второй мировой войны и установил Советский блок. Отношения с Западом ухудшились, и в 1947 году началась холодная война. Сталин умер через несколько лет в 1953 году.
Георгий Маленков
Георгий Маленков родился в Оренбурге, Россия, в 1902 году. Его продвижению в партии способствовали его семейные связи с Лениным, а затем и под бдительным присмотром Сталина. Он принимал активное участие в сталинской чистке своих врагов в 1930-х годах, снискал расположение Сталина и избежал его гнева. После смерти Сталина Маленков стал лидером Советского Союза.Однако у Маленкова была реформистская черта, поскольку он призвал к сокращению военных расходов и ослаблению политических репрессий. Этот факт привел к его гибели, поскольку несколько недель спустя Никита Хрущев организовал коалицию, как он сам, и подорвал весь его авторитет как лидера. К 1955 году Маленков больше не был лидером Советского Союза. В 1957 году он присоединился к неудавшейся попытке государственного переворота против Хрущева и был исключен из коммунистической партии. Затем Маленкова отправили в Казахстан, чтобы он работал управляющим гидроэлектростанцией, чтобы провести остаток своей жизни в позоре.Умер в 1988 году.
Никита Хрущев
В 1894 году Никита Хрущев родился в Калиновке, Россия. В 1918 году Хрущев вступил в Коммунистическую партию и воевал в Красной Армии. Хрущев быстро поднялся по карьерной лестнице в Коммунистической партии в 1930-40-е годы. Вскоре после того, как Маленков принял руководство Советским Союзом, Хрущев произнес речь, в которой осудил эксцессы при Сталине.Эта речь стала началом его политики десталинизации, которая привела к подавленным протестам в Польше и Венгрии. Хрущев ослабил ограничения на свободу слова, освободил политических заключенных и поставил перед собой смелые, но в конечном итоге недостижимые сельскохозяйственные цели. Он в основном пытался проводить политику мирного сосуществования с Западом, но в то же время начал кубинский ракетный кризис и начал строительство Берлинской стены. Низкий экономический рост, ухудшение отношений с Китаем и другие проблемы в конечном итоге привели к тому, что Хрущев был отстранен от власти в результате «ухода в отставку» по состоянию здоровья.Хрущев провел оставшиеся годы в своем имении, умер в 1971 году.
Леонид Брежнев
Леонид Брежнев родился в 1906 году в Каменском, Украина, которая тогда была частью Российской Империи. Он вступил в комсомол (политическую молодежную организацию) в 1923 году, а в 1929 году стал полноправным членом Коммунистической партии. Брежнев воевал во Второй мировой войне, дослужился до генерал-майора, а в 1952 году стал членом Центрального комитета.Брежнев стал лидером Хрущева и завершил его культурные реформы, подавив культурную свободу, и вернул КГБ часть их прежних полномочий, которые они имели при Сталине. Советская экономика росла при Хрущеве темпами, которые приближались к темпам роста Америки, но к середине 1970-х годов вступили в эпоху застоя и так и не восстановились. Брежнев также создавал армию Советского Союза за счет их экономики. В 1970-е годы Брежнев проводил политику разрядки с Западом, пытаясь нормализовать отношения, но дорогостоящее решение Советского Союза вторгнуться в Афганистан в 1979 году положило конец политике разрядки.В последние несколько лет здоровье Брежнева пошатнулось, и он был в основном фигурной головой. Умер в 1982 году.
Юрий Андропов
Юрий Андропов родился в 1914 году в Ставропольской губернии, которая тогда входила в состав Российской империи. Андропов вступил в Коммунистическую партию в 1939 году, и его начальство быстро заметило его способности, сделавшие его главой комсомола.После перевода в Москву в 1951 году он был назначен в секретариат, а затем стал послом в Венгрии с 1954 по 1957 год. Вернувшись в Москву из посольства, он быстро поднялся по служебной лестнице и в 1967 году стал главой КГБ. Андропов начал позиционировать себя для преемственности в качестве лидера Советского Союза, когда Брежнев был в плохом состоянии. Андропов был объявлен его преемником и быстро укрепил власть. Андропов возглавил антикоррупционную кампанию и уволил многих партийных министров и секретарей.Андропов тоже неохотно продолжал советскую войну в Афганистане. Однако его правление было недолгим, потому что к августу 1983 года его недуг настигло его, и он провел последние дни в больнице, скончавшись в 1984 году.
Константин Черненко
Константин Черненко родился в 1911 году в Енисейской губернии, которая тогда входила в состав Российской империи. Черненко вступил в комсомол в 1929 году и стал полноправным членом Коммунистической партии в 1931 году.Черненко начал работать в отделе пропаганды в 1933 году и поднялся по служебной лестнице. Поворотным моментом в его карьере стала встреча с будущим советским лидером Леонидом Брежневым в 1948 году. Брежнев продолжал помогать ему подниматься по карьерной лестнице, а Черненко стал полноправным членом Центрального комитета в 1971 году. Черненко сменил Андропова на посту лидера, несмотря на его слабое здоровье. . Черненко поддерживал усиление роли профсоюзов и реформирование образования и пропаганды. Черненко заключил торговый договор с Китаем, но мало что сделал для деэскалации холодной войны, бойкотировал летние Олимпийские игры 1984 года и не положил конец войне в Афганистане.К середине 1984 года здоровье Черненко начало ухудшаться, и он умер в марте 1985 года.
Михаил Горбачев
Михаил Горбачев родился в Ставропольском крае, Россия, в 1931 году. Он вступил в Коммунистическую партию и стал очень активным в ней во время учебы в МГУ, а также получил диплом юриста. К 1979 году он стал кандидатом в члены Политбюро, а в 1985 году он стал лидером Советского Союза после смерти Черненко.Горбачев участвовал в гонке с США по накоплению ядерного оружия в космосе, что дорого обошлось страдающей советской экономике. Горбачеву удалось положить конец дорогостоящей советской войне в Афганистане в 1987 году. Своей политикой гласности и перестройки (открытости и реструктуризации) он работал над тем, чтобы предоставить больше свобод и реформ советским людям. В 1989 году Горбачев организовал выборы, чтобы потребовать от членов Коммунистической партии баллотироваться против нечленов, чтобы сделать избирательную систему более демократичной. Он также снял конституционную роль коммунистической партии в управлении государством, что непреднамеренно привело к распаду Советского Союза.Это произошло несмотря на то, что Горбачев хотел сохранить Советский Союз. К 1990 году Горбачев боролся с различными группировками, которые вели войну и требовали независимости, наряду с развалившейся советской экономикой. В 1991 году соперник Горбачева Борис Ельцин был избран президентом Российской республики и продвигал радикальные изменения в экономике. К концу декабря 1991 года Советский Союз полностью распался, Горбачев ушел в отставку и предоставил Ельцину полную власть над Россией.
Геннадий Янаев
Геннадий Янаев родился в 1937 году в городе Перевоз, Россия.Он провел годы в местной политике, прежде чем стал известен как председатель Всесоюзного центрального совета профсоюзов. Этот факт помог ему получить место в Политбюро в 1990 году, а позже в том же году с помощью Горбачева он стал первым вице-президентом Советского Союза. Янаев быстро начал сомневаться в политике реформ Горбачева и начал работать с «Бандой восьми» против Горбачева. Он взял на себя формальное руководство «Бандой восьми» и сверг Горбачева во время августовского переворота 1991 года.Переворот провалился через три дня из-за растущей популярности Бориса Ельцина, а Янаев был арестован. Он был помилован в 1994 году и всю оставшуюся жизнь проработал в российском туристическом управлении до своей смерти в 2010 году.
Размышление о Советском Союзе и его лидерах
Советский Союз вырос из революции, возглавляемой такими людьми, как Ленин и Сталин, и в конечном итоге стал мировой сверхдержавой, которая бросила вызов Соединенным Штатам за мировое господство во второй половине 20-го века.Вы знаете, как различные советские лидеры пришли к власти и что они сделали в свое время в качестве лидера. Я надеюсь, что теперь вы знаете больше о лидерах Советского Союза, от их величайших достижений до самых больших неудач.
Бывшие лидеры Советского Союза
Исторические лидеры Советского Союза | Эра у власти |
---|---|
Владимир Ленин | Становление-1924 |
Иосиф Сталин | 1924-1953 |
Георгий Маленков | 1953-1955 |
Никита Хрущев | 1955-1964 |
Леонид Брежнев | 1964–1982 |
Юрий Андропов | 1982–1984 |
Константин Черненко | 1984–1985 |
Михаил Горбачев | 1985–1991 |
Геннадий Янаев |